Определяющим критерием эффективности управленческого труда является качество управленческих решений. В практике деятельности организаций применяется показатель, косвенно оценивающий качество принятых управленческих решений через количество выполненных, и рассчитывается он по формуле: (Юдаева В.С. Управленческие решения. – М., 1999. – С.47)
Рв – Рн
Кк =----------- × 100%
Рп
где Кк – коэффициент качества управленческих решений;
Рп – количество принятых управленческих решений;
Рв – количество выполненных управленческих решений;
Рн –количество выполненных некачественных или невыполненных решений.
Выраженный в процентах данный показатель характеризует, по существу, качество управления, хотя и не абсолютно, а с определенной долей неточности, так как в организациях сталкиваются, как правило, множество интересов, желаний, намерений.
В основу управленческих решений закладываются определенные объективные положения, с которыми обязан считаться каждый руководитель.
|
|
В практике управления часто принимаются некачественные решения.
3.5. Основные причины некачественных решений :
1 Основы теории управления: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М., 2003. – С. 355 – 356.
· значительный объем принимаемых решений;
· вновь принимаемые решения не увязываются с предыдущими, дублируя или противореча им;
· трансформация цели решения в процессе его движения по иерархическим уровням;
· принятие псевдорешений (бюрократических алиби);
· недостаточная технологизация процессов подготовки и принятия решений;
· несбалансированность управляющего воздействия на различные подсистемы организации различных проблем (непропорционально большая доля объема внимания руководителя уделяется узкому кругу проблем текущего функционирования);
· отсутствие процедуры согласования решений с исполнителями;
· установление нереальных сроков для исполнения работы («мобилизующие» сроки);
· низкий уровень инновационных (стратегических) решений;
· решения недостаточно конкретизируются элементами «исполнительского замысла» (кто, что, какими средствами, в какие сроки выполняет и т. д.);
· не соблюдаются стандарты делопроизводства, могут отсутствовать параметры, без которых их выполнение затруднено либо вообще невозможно;
· недостаточное информационное обеспечение для принятия решений;
· несовершенство используемого механизма оценки эффективности реализованных решений;
· принятие решений под влиянием эмоций;
· игнорирование учета действия многообразных факторов;
· выбор стереотипного решения из множества альтернатив;
|
|
· принятие решения без учета возможности риска и предупреждения его последствий;
· поспешность, недостаточно глубокая экономическая проработка принятого варианта действий;
· использование ложных предпосылок, принятие желаемого за действительное;
· принятие решения на основе компромисса, не по соображениям его истинного достоинства, а для примирения различных точек зрения и др.