2) Принятие решения – это психологический процесс, связанный с воздействием на человека комплекса факторов.
Человеком в принятии решений могут двигать логика и чувства, социальные установки, накопленный опыт, личностные ценности и др. Основываясь на этих составляющих, решения могут приниматься как на основе интуиции руководителя, так и основанные на суждениях, анализе, информации.
Для интуитивных решений не требуется анализа ситуаций. Руководитель делает выбор с ощущением того, что выбранное им направление действий правильно.
Увеличение информации положительно сказывается на правильности принятия решений руководителями среднего звена. Поэтому большинство решений руководителей основаны на суждениях, т .е. выбор делается на основании знаний или накопленного опыта. Человек судит о настоящем на основании результатов прошлых сходных ситуаций. Поскольку многие ситуации в организации имеют тенденцию к повторению, то суждения в принятии решений всегда приносят пользу. Решения на основе суждения принимаются быстро и не требуют никаких дополнительных затрат.
|
|
В целом, имея положительное значение, решения, основанные на суждениях, непригодны в нестандартных ситуациях. В этих случаях возникает множество факторов, которые необходимо учесть, принимая решение. И не имея опыта, руководитель не может все факторы охватить и сопоставить. Смещение в сторону опыта может привести к упущению эффективных новых альтернативных решений. Слишком большая приверженность суждениям и опыту мешает вторгаться в новые области производства и знаний.
3) Перед принятием решения менеджер обязан изучить имеющие место ограничения: нехватка ресурсов; законы, которые руководитель изменить не властен, недостаточное число работников, имеющих необходимую квалификацию, потребность в дорогой технологии, конкуренция, этические соображения и т.п.
На принятие решения оказывает влияние личностные оценки того или иного положения, среда, в которой они принимаются, степень риска и неопределенности
5) Необходимо учитывать, что все решения взаимосвязаны, так как принятие одного решения вызывает необходимость в принятии других решений. Крупные решения затрагивают не только то подразделение, по которому они приняты, но и ряд других подразделений. Так, например, внедрение новой, более производительной технологии затронет не только производственный отдел, но и отделы, позволяющие реализовать увеличившиеся объемы продукции – отдел сбыта и маркетинга.