Фазы принятия и выполнения управленческих решений
В самом общем виде процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений можно сгруппировать в следующие фазы (этапы):
- определение цели, нахождение определенного варианта действий;
- процесс подготовки и принятие решений;
-доведение решения до исполнителей;
-достижение конечного результата; выполнение принятого решения; целенаправленное, обдуманное воздействие на объект управления;
- постоянное наблюдение за процессом; разрешение проблем, устранение противоречий, координация и регулирование;
- сбор информации для принятия следующего решения.
Схемы подготовки и реализации решений
Схематично система разработки и реализации управленческих решений представлена на рис. 1.

Рис. 1. Структурная схема разработки и реализации
управленческих решений
Наряду с приведенной схемой можно рассмотреть так называемую традиционную технологическую схему процесса разработки и принятия управленческого решения и условную технологию нахождения принципиально нового решения.
Традиционная технологическая схема процесса разработки и принятия управленческого решения носит обобщающий характер. Но, в ней схематично представлена необходимая конкретизация, детализация и творческая адаптация, требующиеся при принятии конкретного решения.
Рис. 2. Традиционная технологическая схема процесса разработки и принятия управленческого решения
| Определение цели решения | |||
1 этап
Выявление проблемной ситуации и постановка цели
|
| |||
| Определение критериев оценки результатов решения | |||
| Изучение сущности вопроса | ||
| 2 этап Сбор информации и выявление ограничений |
| ||
|
| Изучение условий для эффективного решения |
| Разработка и оценка альтернатив | ||
3 этап
Разработка альтернатив решения и выбор оптимального варианта
|
| ||
| Выбор оптимального решения по заданным критериям |
| Оформление решения в виде документа | ||
| 4 этап Организация выполнения принятого решения |
|
| Разработка плана и срока реализации решения |
|
| Назначение ответственных лиц | |
| Инструктаж исполнителей |
5 этап
Контроль выполнения решения
|
| Предупреждение отклонений и срывов выполнения решений | Возможность принятия нового решения |
Наряду со стандартными, традиционными решениями рыночная экономика и конкурентная борьба требуют учета факторов изменяющейся внешней среды и разработки принципиально новых решений.
Предлагается вашему вниманию условная технология нахождения принципиально нового решения.
Рис.3. Условная технология нахождения принципиально нового решения
Определение тенденций развития
|
| Поиск альтернатив решения
|
| Выбор альтернативного решения |

| Определение проблемы искомых конечных результатов, границ решения | Спецификация результатов | Формулировка решения |

| Предпосылки для решения, система оценок | Определение характеристик и критериев оценки | Оптимизация решения для организации |

Установление приоритетов, очередности, возможных взаимозамен
| Определение систем и приоритетов оценок и показателей
| Субоптимизация решения для подразделения или непосредственного исполнителя
|
Согласования на предварительной стадии
| Определение источников информации
| Преодоление сложностей реализации и конфликтов интересов
|
| Определение состава целевых программ и их исполнителей | Выбор модели решения | Юридическое согласование и оформление |

| Предварительное определение ожидаемых результатов |
| Установление количественных оценок результатов |
| Реализация решения и оценка результатов |

Согласование и уточнение возможных результатов и альтернатив
|
| Установление всех типов возможных последствий предполагаемого решения |
| Изучение опыта |

Выявление проблемной ситуации и постановка цели
Разработка альтернатив решения и выбор оптимального варианта
Определение тенденций развития
Установление приоритетов, очередности, возможных взаимозамен
Определение систем и приоритетов оценок и показателей
Субоптимизация решения для подразделения или непосредственного исполнителя
Согласования на предварительной стадии
Согласование и уточнение возможных результатов и альтернатив






