Эмпирические исследования барьеров для входа на рынок в современной теории фокусируют внимание на изучении двух аспектов:
— влияние барьеров для входа на масштаб и скорость проникновения новых конкурентов на рынок;
— влияние барьеров для входа на размер экономической прибыли фирм, действующих на рынке.
Основной целью анализа служит сравнительная характеристика значения разных типов барьеров для экономики в целом, а также для различных отраслей.
Одно из первых исследований зависимости прибыли на доллар акционерного капитала от различных факторов, отражающих высоту барьеров для входа на рынок, было проведено У. Командором и Т. Вильсоном[5] для 41 отрасли США. Их анализ показал, что важнейшим фактором, повышающим прибыль на доллар акционерного капитала, является рост доли расходов на рекламу в выручке фирмы. Гораздо слабее прибыль на доллар акционерного капитала зависела от величины капитала и еще слабее — от темпов роста спроса.
Д. Орр10 на основе анализа 71 отрасли промышленности Канады, где стимулом для входа новых фирм служила высокая доходность, показал, что основными факторами, дестимулирующими вход, служат (по мере убывания влияния): концентрация продавцов, уже действующих на рынке; абсолютная величина капитала; высокая доля расходов на рекламу в объеме выручки; показатель отраслевого риска; высокая доля расходов на НИОКР в выручке. М. Портер11 (США) указал различия факторов, определяющих величину показателя прибыли на капитал, для фирм, являющихся лидерами в определении цены или объема продаж и для фирм-аутсайдеров, «соглашающихся с ценой» лидера.
|
|
Для фирм-лидеров была установлена положительная зависимость прибыли на капитал от концентрации и от дифференциации продукта и не установлена зависимость от объема использования капитала и темпов роста спроса; для фирм-последователей («соглашающихся с ценой») установлена положительная зависимость прибыли на капитал от объема использования капитала и от капиталоемкости продукции.
[1] Mann M. Seller concentration, barriers to entry and rate of return in thirty industries, 1950-1960// Rev. Econ. Statist. 1966. Vol.48. P. 300.
[2] Bain J. Industrial organization: Barriers to new competition. New York,1959.
[3] Или обратный ему — показатель проигрыша в затратах (CDR — cost disadvantage ratio).
[4] Caves R.E., Khattsadeh-Shirazi «/„ Porter M. E. Scale economies in statistical analysis of market power // Rev. Econ. Statist. 1975. Vol. 57. P. 133-140.
[5] Comandor W.S„ Wilson T. A. Advertising, market structure and performance / / Rev. Econ. Statist. 1967. Vol.49. P. 423-440.