Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить линии спроса и предложения. Рис.7

Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить линии спроса и предложения.

Рис.7. Рыночное равновесие

Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения кривых D и S, которым соответствуют объем QE и цена PE. Их называют соответственно: равновесный объем (QE= QD=QS);равновесная цена (PE=PD=PS). Смысл рыночного равновесия заключается в том, что в точке пересечения совпадает количество товара, которое потребитель готов купить, а продавец продать по одной и той же цене.

PE это цена уравновешивающая объем спроса и объем предложения в результате действия конкурентных сил на рынке.

QE- это количество товара реализуемого по равновесной цене.

Рыночное равновесие также можно найти табличным и графическими способами.

При аналитическом способе приравниваем QD и QS, где

Q DX=500 – 10 P, QSX = -400+20P

500 – 10 P = -400+20P

900 = 30P

PE = 30 руб.

QE = 200 тыс. руб.

Равновесное состояние по своей природе не стабильно, так как рыночные условия, определяющие его, постоянно изменяются, вызывая колебания спроса и предложения. Именно механизм колебания спроса и предложения заставляет развиваться экономику, основанную на рыночных началах. Результатом этих колебаний является восстановление утраченного равновесия на прежнем уровне.

Рассмотрим следующие ситуации.

1. Допустим, в результате влияния каких-то рыночных сил, продажная цена поднялась выше равновесной, например, до уровня Р1.

 
 


P

D избыток S

Р1

PE

Р2

дефицит

QS2 Q D1 Q S1 QD2 Q

QE

Рис. 8

Если рыночная цена выше равновесной (Р1> PE), то предложение окажется больше спроса (Qs1>Qd1). Возникает очередь из продавцов намеренных продать свой товар, то есть затоваривание рынка. На рынке появляется избыток товара (Qs1-Qd1). Чтобы избавиться от излишков товара, продавцы начнут снижать цену, а производители сокращать производство. По мере снижения рыночной цены начнут активизироваться покупатели, предъявляя на товар больший спрос. Это будет продолжаться до тех пор, пока избыток не «рассосется» и на рынке не восстановится равновесие.

Допустим, в результате влияния каких-то рыночных сил, продажная цена опустилась нижеравновесной, например, до уровня Р2.

Если рыночная цена ниже равновесной (Р2< PE), то предложение окажется меньше спроса (Qs2<Qd2). Возникает очередь из покупателей намеренных купить дешевый товар, количество же продавцов желающих продать по более низкой цене, сокращается. На рынке возникает дефицит товара. В условиях возникшего дефицита (Qd2-- Qs2) появляются покупатели, готовые платить более высокую цену, чем сложившаяся продажная цена. Ориентируясь на активный спрос, производители увеличивают объем выпуска товара, поднимают его цену и недостаток товара быстро восстанавливается. С другой стороны повышение продажной цены будет сокращать избыточный спрос. В результате этих процессов рынок также вернется к прежнему равновесному состоянию. Такой подход к описанию равновесия часто называют равновесием по Вальрасу.

Существует, однако альтернативный подход, известный как равновесие по Маршаллу

 
 


Pd1

D S

Рs2

E

PE

Pd2

Рs1

Q1 QE Q2

Рис.9 Равновесие по Маршалу

Суть его в том, что равновесие на рынке складывается не под влиянием давления избытков спроса и предложения, а под влиянием превышения цены спроса над ценой предложения, или наоборот, цены предложения над ценой спроса, на что производители реагируют соответственно увеличением или сокращением объема предложения. Если объем предложения ниже равновесного уровня QE, то цена спроса выше цены предложения, например, при Q1 Pd1>Ps1, что побуждает производителей увеличивать объем предложения.

Если объем превышает равновесный уровень, цена предложения выше цены спроса, например, при Q2 Ps2>Pd2 , что заставляет продавцов снизить объем предложения. При равновесном объеме цена спроса совпадает с ценой предложения Ps=Pd= PE

 
 


Pmax излишек потребителя

       
   
D
 
 


PE E

       
 
   
S
 


Pmin

0 QE

излишек производителя

Рис. 10 Излишки потребителя и производителя

В результате установления равновесия выигрывают и потребители и производители. Поскольку равновесная цена обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, величину излишка потребителя графически можно изобразить через площадь PmaxЕ PE (см. рисунок 10). Излишек покупателя – выступает как разность между ценой, которую потребитель готов уплатить за данное количество товара и ценой фактической покупки В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы.

Если точка Е – точка равновесия, то цена по которой продаются и покупаются товары, равна PE, равновесный объем равен QE (см. рисунок).

Следовательно, общая выручка равна TR= PE ∙ QE.

Общие затраты производителей равны площади фигуры 0РminЕQE

Разница между общей выручкой PE ∙ QE (площадь прямоугольника 0 PE Е QE) и общими издержками (площади 0РminЕQE) и составляет излишек (выигрыш) производителя (площадь PE ЕРmin)

Излишек производителя – выступает как разность между ценой, которую производитель готов получить за данное количество товара и ценой фактической продажи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: