Наиболее точно композиционный центр выявляется при полутоновом фоне, и практически совместном, близком соседстве максимальных света и тона.
В данных примерах показано изменение акцентного тона путем изменения сопутствующего полутона.
Картинка 1. Свет является акцентом за счет своего тонального выражения, а тон стремится перетянуть основной акцент на себя за счет своей плотности относительно полутона и своего большего размера по сравнению со светом.
Картинка 2. Свет излишне акцентирован.
Картинка 3. Тон перетянул акцент на себя из-за близкой глубины полутона и света.
Разумеется, подобные изыски весьма близки к формализму. Но ведь и цель их - в поиске определенных закономерностей.
Практические примеры. Варьируя варианты тона, полутона и света, можно добиться совершенно различного впечатления.
Продолжение следует... Последует попытка реализовать астрологические приемы при построении цветовых сочетаний... Или анализ неудач подобных изысков.