Этапы работы над наблюдением

Работа над наблюдением состоит из следующих этапов:

1. Наблюдение за собой – это этап познания себя, то есть как я и мое тело ведет себя в тех или иных обстоятельствах, как оно реагирует, например, на воду, ветер, лютый мороз.

2. Наблюдение за природой. Упражнение «Я-растение» предполагает способность побыть тем или иным растением, ощутить то, что оно ощущает, «увидеть» то, что оно видит. Это упражнение становится в свою очередь тренингом непрерывности внутренних видений. «Я умышленно выбираю бездейственную тему, потому что действенная тема нуждается в усиленной предварительной работе воображения. В данный момент меня интересует не сама активность, а подготовка к ней. Вот почему я беру наименее действенную тему и предлагаю вам пожить жизнью дерева, глубоко вросшего корнями в землю». (К.С.Станиславский) «…если бы я был дубом, если бы вокруг и внутри сложились такие-то и такие-то обстоятельства, то что бы я стал делать?...Да, конечно, вы не можете передвигаться с одного места на другое, ходить. Но кроме этого существуют другие действия. Чтоб вызвать их, вам надо решить, где вы находитесь? В лесу, соседи луга, на горной вершине? Что вас больше всего взволнует, то и выбирайте». (К.С.Станиславский). Теперь необходимо представить, что вы видите вблизи, подумайте, какое сейчас время года: лето, засуха, вы засыхаете; или сейчас ураган, так что вас почти вырывает с корнем и т. Д. Так постепенно с помощью активной работы творческого воображение тренируется непрерывность внутренних видений.

3. Наблюдение за животными. В начале учебного года детям предлагается посетить зоопарк, выставку птиц, рыб, и вводится в программу серия упражнений «зоопарк», «аквариум», «птичий двор». Задача поначалу проста – понаблюдать за реальными животными, попытаться побыть ими на студенческой площадке – не изображать, не имитировать, а именно побыть. Это упражнения помогает понять логику поведения – физических действий наблюдаемого, ведь животное говорить не может, но оно всегда физически живет, то есть действует в тех или иных обстоятельствах. Потом мы усложним условия упражнения – «животные начинают общаться, возникают этюдов «из жизни зоопарка» - короткие забавные истории. Если к этому подключить фантазию, рождаются сказки, мифы, истории с дрессированными зверями и рисованными животными, появляются ожившие куклы и фантастические существа, дети сочиняют свой «цирк» и создают «мультфильмы».

4. Наблюдение за людьми могут быть: возрастными (наблюдения за детьми, пожилыми людьми), профессиональными и проч. Работа по наблюдениям за людьми может быть следующей:

o наблюдения в процессе занятия – в рабочем полукруге - таково, например, упражнение «шпион», когда я, занимаясь, к примеру, упражнение «бисер» параллельно наблюдаю, как действует мой сосед, запоминаю логику его действий, и потом пытаюсь это воспроизвести.;

o наблюдение по памяти;

o наблюдение по записи;

o наблюдение по репродукции (фотографии) – подробно изучив репродукцию портрета или фотографию, принять положение и выражение лица изображенного человека. Затем попытаться закончить движение, которого запечатлен на рисунке, действуя, исследовать, что это за человек.

4.1. Наблюдение по памяти предполагает:

o в воображении представить себе этого человека: вспомнить особенности его тела – осанка, посадка головы, положения рук и ног, - и тут же «примерить» его тело на себя, пробуя ощутить себя в этом новом теле. Важно знать, что в пластике, в физическом воплощении выражаются и психические особенности человека.

o вспомнить наблюдаемую ситуацию: где и когда вы его видели, чем он был занят, постараться повторить.

o в воображении заставить этого человека разнообразно физически действовать: ходить, бегать, садиться, вставать, - то есть вспоминать характерные особенности его движений, тут же самому, пробуя это.

o «погрузить» его в какие-либо обстоятельства и событие: а как бы он действовал в тех или иных обстоятельствах, например в 30-градусный мороз ждал автобус, опаздывая на работу.

o вспомнить его голос (если не слышали его, то предположить), попробовать его воспроизвести голосовые особенности этого человека: дикционные недостатки, говор, акцент, хрипота, завышенное или низкое звучание, похожее на трубу, темпо-ритм его речи

o в костюмах своих наблюдений – действовать в тех или иных обстоятельствах – бежать, опаздывать, как это делает твой человек, ведь опаздывать и бежать приходится всем, даже старикам, читать газету, как это делает твой человек, высказываться вслух о прочитанном, сказать это, как мысли вслух для себя, а теперь рассказать эти мысли публично всем присутствующим. О чем тебе интересно читать в газете? О политике, культуре, анекдот, программу передач ТВ?

o как можно дольше «побыть» наблюдением. Если осмыслить наблюдение с точки зрения жизненного процесса то для вас откроется ряд вещей, которые на первый взгляд являются скрытыми для «рассеянного глаза обывателя».

Чтобы создать «роман жизни» наблюдаемого лица, нужно воспитывать в себе умение подробно наблюдать и разгадывать недосказанное, «недоувиденное».
Наблюдение по записи предполагает ведение дневника наблюдений. Художник зафиксировал увиденное, сделав наброски, композитор записал родившуюся музыку, писатель сделал запись в блокноте. Достаточно посмотреть эскизы, глянуть на нотный стан, перечесть дневник – и картина увиденного восстановление, ожило то, что казалось забытым. У нас эту работу выполнят эмоциональная память, которая надежно хранит авторские «эскизы», «наброски», «записки», только надо их неустанно накапливать.
подробная запись – зарисовка – некий зафиксированный контур подмеченного случая или интересного человека с необычной пластикой. Зарисовка – это наблюдение без участия творческого воображения. Но эта зарисовка дополняется моими предположениями и догадками. Зарисовка - это своеобразный стоп-кадр, в ней обозначена только схема факта. В зарисовке смысл сообщается вне события и конфликта. Из подобной зарисовки постепенно, при помощи воображения рождается наблюдение-этюд.
Но сперва необходимо научиться открывать воображаемую дверь, соотнося, проверяя, это элементарное действие с жизненными подробностями, а затем совершить это действие в тех или иных обстоятельствах, например: «открыть входную дверь ночью, возвращаясь, домой поздно, да еще так чтобы не разбудить родителей, которые, если «застукают», устроят настоящую взбучку. Так же открыть дверь, если бы я был не я, а моя бабушка, которая возвращается с прогулки, в течение которой ей неожиданно стало плохо.
Запись тренирует осознание увиденного, позволяет контролировать, что именно они наблюдают в человеке. Дневник является своего рода «творческой копилкой», и от того, насколько подробно ведется запись, зависит подробность будущего сценического существования, воспроизведенного на основе записи.

5. Наблюдение за событийными ситуациями. Наблюдения-этюды. Принципиальная основа наблюдения на данном этапе работы: источником его должна быть только живая, яркая картина самой жизни, выразительный факт, как бы подсмотренный скрытой камерой.

6. «Цирк» - комплексное упражнение-творческое задание, соединяющее наблюдение за цирковыми профессиями, жанрами и своего рода «штампами».

7. Музыкальные наблюдения. Развитие творческой фантазии и «нахалина». Из музыкальных и других сюрпризов возникают концертные номера.

Все эти упражнения ради главного – они тренируют наблюдательность, мобилизуют внимание, учат смелости, дерзости, «нахалину» (речь идет не о нахальстве, а именно нахалине (термин К.С.Станиславского), то есть творческой смелости. За нее часто принимают настырность и развязность. Нахалин – это скромная смелость, а не бескомплексные дерзость и хамство. Граница здесь тонкая, а путаница может дать серьезные осложнения. Нахалин проявляется в наивной, доверчивой смелости, когда человек не боится открыть своеобразие человеческой натуры. Наглость отталкивает и оскорбляет, творческая смелость располагает и заинтересовывает. Все это приближает к важному элементу профессии, зерну роли – к перевоплощению. Подобные упражнения способствуют также раскрепощению тела и развитию выразительной пластики, совершенствуют вокально-пластические способности учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: