Работа над наблюдением-этюдом

Наблюдение-этюд – это творческое задание, которое сопровождает учебный процесс на протяжении всех лет. Подготовить этюд по наблюдению значит найти в окружающей нас жизни интересный факт, происшествие и сыграть его.

Отличие наблюдения-этюда от наблюдения-упражнения заключается в следующем. В качестве наблюдения-упражнения можно наблюдать, например, за походкой человека, жестикуляцией, за особенностями его физического поведения, или за особенностями его речи и добиваться правдоподобного узнаваемого воспроизведения этого. Наблюдение же, как сценический этюд предполагает полноценное существование, действие в предполагаемых обстоятельствах и событии. Для этого должен быть сделан целый ряд предположений о данном человеке, проверенных действием в импровизационной пробе.

В наблюдении-упражнении важно сделать акцент на особенностях физического поведения, как животных, так и людей – детей, подростков, людей среднего и пожилого возраста, а также людей разных профессий, потому что каждая профессия оставляет определенный «отпечаток» в человеческом теле. Так, танцор «мыслит ногами» - все его восприятие и оценки происходящего отражаются в изменении положения ног, у дирижера – рук. Человек, занимающийся тяжелой физической работой, например, грузчик, имеет грубые руки и ему довольно сложно делать мелкую работу.

Или для людей романского происхождения, африканцев, евреев, кавказцев типичны семантические движения, заменяющие слова: «остановись», «уйди», «да», «нет», «тише». Для этих народов это типичный пластический признак физического поведения, даже когда они в относительно спокойном состоянии; и наоборот, подобной жестикуляции нет у славян.

Также различается физическое поведение людей разного типа характера.

Развитая наблюдательность за особенностями физического поведения разных людей поможет в дальнейшем в работе по поиску зерна роли и овладении характерной внешностью.

Наблюдение как сценический этюд (переработанное творческим воображением и выстроенное по сценическим законам: с исходным, центральным и главным событием, т.е. оно должно с чего-то начаться, в нем должно присутствовать происшествие – действенный факт, и чем-то закончиться) событийный отрезок жизни.
В сценической ситуации должно быть все, что необходимо для этюда: предлагаемые обстоятельства, событие. Но не менее важно понять, какие человеческие качества она раскрывает? Каково его содержание? Если оно мелко, то можно при помощи творческого воображения изменить факты.
Наблюдения-этюды должны быть сконцентрированы в небольших эпизодах, но вопросы, поднимаемые в них, должны давать повод для раздумий. Проблема содержательности и выбора материала для наблюдений чрезвычайна важна. От учеников мы ждем раскрытия его человеческих качеств, внутреннего мира – чем он живет, каковы его интересы, насколько глубоко и содержательно он чувствует и понимает жизнь.

Наблюдение – это упражнение именно на пристрастное отношение ко всему, что нас окружает, и к низкому, и к высокому. По тому, что он показывает в наблюдении можно судить, чем он живет.

Каждому наблюдению необходимо дать название. Неверное название обнаруживает ощущение событийной природы того или иного факта, а точное название говорит о развитом чувстве события, совершенствование которого входит в задачи тренинга. Такие названия, как например, «Сомнение», «Сочувствие», «Огорчение» - провоцируют результат, толкают на игру, переживание, за ними мы не слышим факта. А в названиях «Бунт», «Первый поцелуй! Мы явственно ощущаем событие, не зная ситуации, предчувствуя некий смысл, который может или должен прозвучать в событии.

Наблюдение- этюд, в котором подсмотрено нечто особенное, острое и даже обобщенное. Это отрезок жизни, увиденный пристрастным взглядом и выделивший из жизни значимое. Определяющий, самый выразительный момент наблюдения – его узнаваемость, достоверность жизненного факта.

Сопоставление тренировочного этюда с наблюдением обнаруживает, что и автор и исполнитель в этюде одно и тоже лицо, а в наблюдении исполнитель уже соавтор, так как подсмотренное им в жизни он должен (как потом будет в роли) сделать своим. Это первые шаги авторизации чужого. Я наблюдал за случившимся не со мной, а с другим. При этом случившееся поразило меня выразительностью и значительностью смысла.

Наблюдение-этюд – более сложный этап все ого же процесса – овладения органическим действием в сценических обстоятельствах. При этом наблюдение-этюд подводит ученика к авторскому слову. Правда, текст в наблюдении тоже импровизированный, но уже по следам услышанного и даже зафиксированного памятью. Жизнь предлагает исключительно яркий материал, она – самый главный талантливый автор.

Этюд в любом значении – только подспорье, тренировочный прием, следовательно, он не самоцель. Этюд – творческое средство себя в профессии, в роли, в спектакле…
Необходимо тренировать воображение в нужном направлении. В работе над спектаклем оно подбросит точные т нужные ассоциации, которые были в «запасе». Но чтобы научится «видеть», художник должен отвлечься от утилитарного восприятия мира и развивать свое воображение в направлении, которое обычному человеку ни к чему, а для актера и режиссера очень важно». (Г.А. Товстоганов)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: