Состав коллектива

Композиция, то есть индивидуальный состав, влияет на жизнь коллектива, как и его количественный со­став и решаемые задачи, через систему отношений, характеризующих уровень его социально-психологической зрелости. При одном и том же составе учащихся коллектив может быть психологически однородным и неоднородным, совместимым и несовместимым, работоспособным и нера­ботоспособным, сплоченным и разобщенным.

Неоднородность композиции коллектива, если он слабо развит, затрудняет взаимопонимание, выработку общей по­зиции. В таких условиях неоднородность состава учащихся приводит к возникновению противоречий и конфликтов в сфере личных взаимоотношений. Наряду с упорядочением деятельности таких коллективов их целесообразно разде­лять на рабочие подгруппы, состоящие из школьников, психологически совместимых друг с другом, обеспечивать координацию действий и разделение труда между подгруп­пами.

В однородных классах школьники больше удовлетворены коллективом, больше стремятся к общению. В особенности это относится к кратковременным объединениям школьни­ков. В трудных ситуациях, вызывающих повышенную эмо­циональную, психологическую и физическую напряжен­ность, в условиях дефицита времени, отводимого на реше­ние задачи, при сравнительно простых заданиях лучшие результаты обычно показывают психологически однород­ные классы, так как здесь ученики понимают друг друга с полуслова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: