Композиция, то есть индивидуальный состав, влияет на жизнь коллектива, как и его количественный состав и решаемые задачи, через систему отношений, характеризующих уровень его социально-психологической зрелости. При одном и том же составе учащихся коллектив может быть психологически однородным и неоднородным, совместимым и несовместимым, работоспособным и неработоспособным, сплоченным и разобщенным.
Неоднородность композиции коллектива, если он слабо развит, затрудняет взаимопонимание, выработку общей позиции. В таких условиях неоднородность состава учащихся приводит к возникновению противоречий и конфликтов в сфере личных взаимоотношений. Наряду с упорядочением деятельности таких коллективов их целесообразно разделять на рабочие подгруппы, состоящие из школьников, психологически совместимых друг с другом, обеспечивать координацию действий и разделение труда между подгруппами.
В однородных классах школьники больше удовлетворены коллективом, больше стремятся к общению. В особенности это относится к кратковременным объединениям школьников. В трудных ситуациях, вызывающих повышенную эмоциональную, психологическую и физическую напряженность, в условиях дефицита времени, отводимого на решение задачи, при сравнительно простых заданиях лучшие результаты обычно показывают психологически однородные классы, так как здесь ученики понимают друг друга с полуслова.