Лекция I. Введение

Начало исторически известной западноевропейской литературы относится к IV-V вв н.э. После распада римской империи на историческую арену мировой истории выступили новые народы со своими идеологическими, мировоззренческими, политическими взглядами.

Крушение античного рабовладельческого мира открыло путь для переселения многочисленных народов в Европу («великое переселение народов»), переднюю и Среднюю Азию, Америку, области, которые когда-то входили в состав римской империи. Участниками этого «великого переселения народов» в разное время были германцы, славяне, арабы, монголы, тюрки. Эти народы явились создателями средневековых феодальных государств.

К моменту распада Римской империи население западных провинций, что тесно были связаны с метрополией – в основном было романизировано, т.е. усвоило латинский язык, римские учреждения, цивилизацию – Италия. Галлия, Испания. Латинский язык постепенно вытеснил местные языки и получил всеобщее распространение в народной форме «вульгарной латыни». Из этой латыни впоследствии развились романские языки Западной Европы (фр, итал, испан., порт и т.д.).

Среди народов, подвергшихся романизации были иберы (Испания), лигуры (северная Италия). Они принадлежали к древнейшему населению Европы и говорили на языках индоевропейского строя. Но полностью романизировавшись, самостоятельной роли в развитии европейской культуры и литературы не сыграли. Исключением в западной Европе стали баски (Испания), потомки др. иберов, они сохранили свой язык и национальность.

Романизации подверглись и кельты. Они представляют самостоятельную обширную группу среди народов древности. Они раньше всех народов, до «переселения» совершили освоение неизвестных для них земель. Кельты занимали некогда огромную территорию Западной Европы вплоть до верховьев Дуная, даже некоторую часть Балканского полуострова. Затем они были оттеснены германцами и римлянами на север. Романизированные кельты образовали важный этнический элемент в составе народов средневековой Европы.

С германскими племенами римское государство впервые столкнулось во II в. до н.э. Тогда германцы вошли под власть римской империи. Однако в условиях распада империи, германцы завоевывают значительную часть земель бывшей империи. Практически одновременно в те же века происходит захват Британии англосаксами, завоевание Галлии франками (Франция), вандалы вторглись в Испанию, дав свое имя Андалузии. Из германских племен, которые вторглись на территорию империи в 5 столетии, наиболее значительными были готы. На запад их толкнули гунны, которые шли с Востока. Сначала готы предприняли попытку завоевать Восточную империю, но потерпели поражение; тогда они повернули в Италию. Аларих, король готов (!), разграбил в 410 году Рим и вскоре умер. Одоакр, король остготов, в 476 году положил конец существованию Западной империи. Его сменил, тайно убив, Теодорих, ставший королем Италии до 526 года. Он оставил свой след в сказаниях – в цикле о Нибелунгах он выведен под именем Дитриха Бернского (под Берном имеется ввиду Верона).

Таким образов вандалы утвердились в Африке, вестготу – на юге, а франки на севере Франции. В самый разгар вторжения германцев империя подверглась нападениям гуннов, которыми предводительствовал Аттила. Гунны принадлежали к монгольской расе, но выступали часто в союзе с готами. Аттила практически завоевал и подчинил под свою власть весь западный мир

В период с V – X вв. в романских и германских странах Западной Европы в результате взаимодействия позднеримского рабовладельческого строя, с его королевской властью, дружинами и институтами свободных землевладельцев, развиваются новые общественные отношения эпохи феодализма.

Столкновение 2-х систем способствовало развитию тенденций, уже заложенных в античном обществе периода его разрушения, это привело к распаду германских родоплеменных институтов.

Зарождение и развитие литературы средневековья определяется взаимодействием 3 основных факторов: традиций народного творчества, культурных воздействий античной литературы и христианства.

Варварские народы к тому времени освоили развитую поэзию, что стала основой позднейшей европейской литературы. Древнейшей формой этой литературы явл. трудовые песни. Из трудовых развиваются обрядовые песни. Видное место в древнейшем фольклоре занимают календарные песенно-игровые действия, связанные с сельскохозяйств. календарем. В обряде трудовая песня освобождается от своей узко утилитарной, технической функции и наполняется идеологическим содержанием, делающим возможным ее дальнейшее художественное развитие. «Теория первобытного хорового синкретизма» – Веселовский. Из данного действия постепенно выделяются: лироэпическая песня, собственно лирическая, хоровая или сольная, позже драма – народнообрядового или культового характера. Теория первобытного синкретизма и трудовых основ поэзии устанавливает народные корни всей средневековой литературы и вместе с тем освещает основные пути ее развития как в период разложения родового строя, так и собственно в феодальную эпоху.

Значительную роль в формировании среднев. культуры сыграла античность. Германские завоевания в начальный период своих нашествий уничтожили большую часть наследия античности, но вскоре вновь стали собирать остатки разрушенной культуры и литературы. Латинский язык был принят как язык государственных актов и высшей администрации. В роли хранительницы античного наследия выступила древняя языческая культура. Римские авторы стали включаться в школьное преподавание. Сначала Вергилий – его почитали христианином до Христа. Уже Августин указывал на необходимость изучения античной литературы и искусства.

Большую роль в зарождении среднев. литературы сыграла церковь. Церковь обладала единым международным языком, официальным и обиходным – латынью, который считался священным языком, языком религиозных текстов, церковной письменности и богослужения. Церковь выдвигала идею теократии – притязания на высшее управление государством. Религия, институт церкви сделали то, чего не могли сделать века вооруженных столкновений во имя единения мира: именно на базе христианских основ, с точки зрения Л.Н.Гумилева, выковался субэтнос, гетерозиготный, но монолитный, тогда как в языческой – безрелигиозной империи психологическая переплавка подданных не осуществлялась. Члены разных этносов сосуществовали в рамках единого общества, которое развалилось от собственной тяжести, ибо даже римское право было бессильно перед законами природы.

В этом смысле необходимо сказать о роли двух исторических лиц, которые в силу своей приверженности к иным сторонам религиозного начала сыграли значительную роль в становлении дальнейшего средневекового мира – Диоклетиан и Константин 1.

Диоклетиан Гай Аврелий Валерий (245-316 гг. н.э.) Был римским императором с 284-305 годы. Неординарная личность – как политик стремился к централизации власти во всей римской империи, с этой целью ввел административное и территориальное разделение власти – тетрархию. Тетрархи – заместители Диоклетиана правили из приграничных городов-резиденций Никомедии, Антиохи, Медиолана, Сирмия, Фессалоник и Трира. Но этим же было подготовлено позднейшее расчленение государства. Империя была разделена на 12 диоцезов (епархий) и приблизительно на 100 провинций. Италия окончательно потеряла свое привилегированное положение, а Египет – особое религиозное положение. Диоклетиан был последним императором, кто истово держался за языческие верования. Именно Диоклетиан, являясь приверженцем римских традиций, в целях идеологического укрепления государства поощрял культ Юпитера, единообразный для всей империи, и сам назвался Иовием. То есть Д. понимал значимость силы единой веры. Но при этом всеми усилиями препятствовал распространению христианства, более того – организовал официальное гонение на христиан с 303 года. В старости однако бывший император пересмотрел свои религиозные взгляды и скорее примирился с наступившим христианским миром. Отсчет его эры начался с 29.08.284 года и сохранился по сей день у коптов и эфиопских христиан.

Константин I. Флавий Валерий. Великий Римский император (272 – 337 гг). В отличие от Диоклетиановой тетрархии К. вновь сосредоточил власть в одних руках – в своем семействе, хотя реформы Д. в области политического регулирования продолжал – превращая империю в военно-бюрократское государство. В 326 году К. выбирает столицей империи Византию, которую в 330 гоу переименовывает в Константинополь. При К. христианство признано равноправной религией. Тем самым была заложена основа его становления государственной религией. К. активно, властно вмешивался в дела церковные, что стало впоследствии обычным делом. Так церковь стала инструментом политической власти.

Таким образом, и Диоклетиан и Константин понимали значимость единой религии, но взгляды на веру у императоров были разные: первый Д. стоял за отстаивание языческой веры, отстаивая тысячелетние, но уходящие в небытие, представления, а Константин поставил на новое – неизвестное, но зарождающееся христианское начало, и тем самым – выбрал новый путь, новое рождении и значит, продолжение жизни?

При этом не стоит забывать тот фактор, что одновременно с распространением христианства в Средиземноморье в I-IV века н.э. проповедовали гностики египетские – Валентин и Василид, проклявшие Материю, сирийские – Сатурнин и Мани, уравнявши ЕС стихии Добра и Зла, офиты, почитавшие подателя мудрости Змея – противника злого демиурга Яхве, маркеониты, отрицавшие святость Ветхого завета, оригенисты, настаивавшие на его символическом толковании, и наконец, гностики, провозгласившие высший монизм – полноту всего сущего – Божественную Плерому. Н.И.Конрад верно отмечал: Революция умов началась и развернулась на римском Востоке, но она захватила и Греко-латинскую часть «римского круга земель», в котором шел свой кризис старого сложившегося мировоззрения. Новая складывающаяся творческая струя мировоззрения отвергла прежние – античные взгляды, можно сказать новая религия проявила яростную неуживчивость к наследию античности и резко порвала с ней. Возможно поэтому в самом корне христианства заложено понятие дуализма.

Средневековый мир в отличие от античного с точки зрения человеческой мысли, характеризуется резко выраженной дуалистичностью, ее различными формами. Это дуализм духовенства и мирян, дуализм латинского и тевтонского начал, дуализм царства божьего и царства мира сего. Дуализм духа и плоти. И каждый из них воспроизведен в дуализме пап и императоров. Дуализм латинского и тевтонского начал явл. результатом варварских нашествий, а другие виды дуализма имеют более древние источники.

Главным теоретиком христианства в сред. века называют Аврелия Августина. В V веке, когда империю рвали на куски варвары жил и товрил, действовал Блаженный Августин, сначала манихей, потом христианин, талантливый писатель и великий спорщик. Л.Н.Гумилев: главные идеи Августина явились предвозвестием не католической, а еретической мысли. В его сочинениях «исповеди», «О троице», «О граде божьем» изложены и систематизированы теологические воззрения. Философия Августина – симбиоз древних доктрин и христианских. Из древних античных главным источником для него был платонизм. Идеализм Платона в метафизике, абсолютизм в теории познания, признание различия духовных принципов в структуре мира (добрая и плохая душа, существование отдельных душ), упор на иррациональные факторы духовной жизни – все повлияло на формирование духовных воззрений Августина.

Учение Августина стало определяющим духовным фактором средневекового мышления, оказало влияние на всю христианскую Европу. Августин и его последователи считали познание бога и божественной любви единственной целью, единственной полной смысла ценностью человеческого духа. Он сделал бога центром философского мышления, его мировоззрение было теоцентрическим. Из принципа, что бог первичен вытекает и его положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом. Это первенство имеет как метафизический, так и гносеологический и этический характер. Бог единственный, существование которого независимо, все остальные существуют лишь благодаря божественной воле. Бог явл. причиной существования всего сущего, всех его перемен; он не только сотворил мир. Но и постоянно его сохраняет, продолжает его творить. Августин отвергает представление, согласно которому мир, будучи сотворенным однажды, развивается дальше сам. Бог явл. также наиважнейшим предметом познания. Направленность к богу для человека средневековья естественна, через соединение с богом человек может достичь счастья. Челов. душу Августин воспринимает как нетелесную субстанцию, она близка богу и бессмертна (вслед за Платоном). Вся философия Августина сосредоточилась на боге как едином, совершенном. Абсолютном бытии, мир же имеет значение как божье творение и отблеск. Без бога ничего нельзя не совершить, ни познать. Во всей природе ничего не может произойти без участия сверхъестественных сил

Религиозное влияние сыграло свою роль в развитии сред. лит-ры: в литру пришли религиозные жанры – гимны, духовные стихи, жития святых. Парафразы библии, внутри церкви зародилась культовая драма.

Деление среднев. литературы на периоды определяется этапами общего развития европейских народов за это время - 2 периода: литература периода разложения родового строя и зарождения феодальных отношений до X века (памятники поэтического творчества кельтов и скандинавов + англосаксов; 2). Литература периода развитого феодализма с XI- XV века, на этот период приходится рост городов – появление и подъем городов до XIII века, наблюдается 3 направления литераторы: 1) народная. 2)клерикальная, 3) феодально-рыцарская, в 13 веке развивается городская литература.

К первому периоду относятся памятники поэтического творчества кельтов, скандинавов, англосаксов, переданный певцами – друидами, бардами, филидами. Сюда относятся ирландский эпос, представленный различными сагами – героическим «Изгнание сыновей Уснеха», уладским циклом во главе с королем уладов Конхобаром, главным героем, его племянником Кухулином. В герое много мифических черт, порой чудесных, фантастических, в его образе древняя Ирландия выразила свой идеал воинской доблести и нравственного совершенства. Другая сага ирландского эпоса – фантастического эпоса представлена героем Финном, вождем фениев (организация воинов. Главный герой Финн совершает дальние морские путешествия, достигая пределов земного мира. О нем известно также то, что его сын Ойсин или Оссиан станет певцом.

К этому периоду относятся также древнегерманские сказания об Эрманарике и Сванхильде (Эрманарик отправляет сватать Сванхильду своего сына Рандвера. Происходит трагедия: клевета и король казнит своего сына и убивает невесту), сказание о Нибелунгах (не путать с немецким героическим эпосом «Песнь о Нибелунгах), сказание о гибели бургундских королей (король гуннов Атилла зазывает к себе гостей – бургундского короля Гунтера с его дружиной и убивает их, чтобы захватить клад Нибелунгов, позднее германская пленница Ильдико убивает Атиллу, мстя за своих сородичей. Это сказание сближается с франкским сказанием о Зигфриде, о его чудесных подвигах, который убивает дракона. Его мать и становится обладателем сокровища. Единственным памятником древнегерманской эпической поэзии явл. отрывки «Песни о Хильдебранте», пример краткой эпической песни (старый Хильдебрант бежит от «гнева Одоакра, оставив на родине жену с сыном Хадубрантом. После 30-летенего служения королю Аттилы возвращается домой и встречается в открытом бою с сыном. Он узнает сына, но тот не узнает отца), о временах исторических (предводителе Одоакре, что сверг последнего римского императора и воцарился на его престоле. Впоследствии был изгнан королем остготов Теодориком – Дитрих Бернский).

В этом ряду находится и аглосаксонская поэма «Беовульф», единственная поэма большого масштаба древнегерманского народа. Англосаксонский – древнеанглийский язык германских племен англов, саксов, ютов, переселившихся в Британию. В основе поэмы древние эпические песни записанные в 10 в. Поэма имеет 2 части со вставными эпизодами. В первой части говорится о подвигах Беовульфа, его служении королю Хродгару (победы героя над чудовищами). Во второй части – король гаутов, старик. Поединок с драконом, тяжелое ранение и прощание героя и его смерть.

Из древнескандинавской литературы до нас дошла исландская устная поэзия: это песни «Эдды» - Старшая Эдда, Младшая Эдда, поэзия скальдов и прозаические саги. «Эдды» - мифологические сказания о сотворении мира, богах, первых людях через скандинавское язычество, в центре которого бог Один, затем Тор, бог грозы. «Эдды» отличаются тем, что этот древний мир удивительных мифов и сказаний передан не самим народом, а изложен литературно. «Младшая Эдда» создана исландским поэтом и ученым Снорри Стурлусоном в 1222 -1225 гг. Исследователи придерживаются разных точек зрения на вопрос о признании исландских эпосов собственно народными. М.Стеблин-Каменский: «Эдда» - нельзя сказать, что она – научное произведение: слишком много в ней великолепной поэзии. Но кое-чем «Младшая Эдда» непохожа и на художественное произведение: слишком много в ней того, что явно рассчитано на удовлетворение потребности в знании.

«Младшая Эдда» слагается из «пролога», где объясняется происхождение различных религий, из «Видения Гюльви», содержащего языческие мифы и сведения о богах, и, наконец, из трактата «Язык поэзии», в котором сказано, что он «создан, чтобы помочь молодым скальдам изучить язык поэзии, научиться толковать «темные стихи», набраться мудрости и позабавиться». В эпосе встречаются сказания о меде поэзии и о нифлунгах (нибелунгах). Значение «Языка поэзии» было, по-видимому, большим, ибо поэзия скальдов чужда современным представлениям о стихах; она была искусной, замысловатой, вычурной зашифровкой определенного сообщения, и расшифровка собственно являлась сутью этой поэзии, поэтому скальдические стихи всегда сопровождаются прозаическим пересказом. И это делает Снорри в своем «Перечне размеров».

«Старшая Эдда» также оказывается литературным памятником и уходит своими корнями в глубокую древность – к эпохе викингов. История ее создания окутана духом легенды. Любитель ревностей епископ Бриньольв Стирлусон нашел в 1643 г. старинную пергаментную книгу, содержащую ряд песен о богах и героях, и решил, что это сочинение исландского чернокнижника и мудреца Сэмунда Сигфуссона (1056-1113гг), способного, по преданиям, перехитрить самого черта. Назвал он находку «Эддой Сэмунда Мудрого», позднее переименованную в «Старшую Эдду». С одной стороны, по мнению ученого М.Стеблин-Каменского, это мир яркой фантастики, мир, где среди молний по небу скачут вадькирии, драконы сторожат сокровища, боги вмешиваются в судьбу людей, - мир, который возник из тела убитого великана и погибнет во время последней битвы богов с чудовищами, когда звезды сорвутся с неба и огромный волк проглотит солнце. С другой стороны, «Старшая Эдда» - это мир вполне конкретной действительности, мир четких и резких очертаний, где переживания выражаются только посредством действий или лаконичных высказываний, люди оцениваются критически и даже боги наделены всеми слабостями и пороками людей, - мир трезвой и пессимистической морали, не освященной никакими авторитетами.

Историческая основа «Старшей Эдды» восходит в 375 г – смерти остготского короля Эрманариха, а рукопись ее относится ко второй половине XIII века, и вес предположения о месте возникновения песен «Старшей Эдды» спорны. Песни о богах и героях составляют соответственно две части памятника.

Здесь необходимо выделить одну из песен – «Прорицание вельвы». Это песня о сотворении мира, людей и будущей гибели всего живого до момента возрождения жизни:

Чертог она видит

Солнца чудесней,

На Гимле стоит он,

Сияя золотом:

Там будут жить

Дружины верные,

Вечное счастье

Там суждено им.

Из героических песен «Эдды» отмечаются песни о Зигфриде, о гибели Нибелунгов. Об Эрманарике и Сванхильде, Также исландское устное народное творчество представлено сагами – прозаической литературой с небольшими лирическими отступлениями. Это небольшие родовые предания исторического героического характера о жизни норвежских королей, датских правителях, знатном ирландском роде Стурлунгов, о героях германских народов Вельсунгах, о древних временах, от которых не сохранилось ничего достоверного, об исландцах, римлянах, иудеях, троянцах, Карле Великом, его витязах. Саги прежде всего передавали события, особенно много рассказов о войнах между племенами в X-XI вв., убийствах по законам мести. При этом события переданы в такой форме, что кажутся как бы увиденными со стороны. Так это в стихах «Саги о Гуннлауге Змеином Языке»:

Яростный ясень брани,

Храфн, воитель бесстрашный,

Шел на нас непреклонно

В драке драконов шлемов.

Наши клинки закаленные

Так и мелькали в скалах.

Когда мы на Динганес-мысе

Друг друга ударами встретили

_Я меч обагрил. Но раньше

Регнир меча меня ранил.

Звери щитов за морем

Звонко в щиты вонзались.

Гуси крови слетались

Крови с голов напиться.

Перьями ястреб ран

Озеро ран разбрызгивал.

Саги отличаются сухой информативностью фактов, перемешанных лирическими вкраплениями. Как бы ни были спорными вопросы о времени происхождения и авторстве саг, несомненно то, что они представляют собой живые рассказы о древних племенах, населявших Скандинавию.

Одновременно с распространением и развитием устной литературы развивается и светская литература, связанная с возникновением феодализмом. В первую очередь она распространяется на латинском языке, во многом продолжая развитие античной литературы – поэтического наследия римских поэтов Вергилия, Овидии, Лукана, Стация. Др. Стихи создаются античным гекзаметром, творчество поэтов лишено национальных черт – международный характер. Известны поэты 5 века Седулий. Аполлинарий Сидогий, Марциан Капелла, Боэций, поэт, философ, министр и сенатор короля Теодориха. По наущению он был схвачен и казнен. Миру он оставил великолепную книгу «Об утешении философией».

Боэций является весьма своеобразной фигурой. На протяжении всего средневековья его читали и восторженно чтили, неизменно считая благочестивым христианином. На самом деле вся его книга доказывает обратное: то, что он был язычником. Его литературные мысли проникнуты платоновским духом. Данная книга представляет собой чередование стихотворных и прозаических отрывков: Боэций от своего имени говорит прозой, а философия отвечает ему стихами. Тон книги обнаруживает большое сходство с сочинениями Платона: счастье, совпадающее с блаженством, является благом, а не наслаждением; дружба признается самым святым достоянием; добродетельные люди всегда могучи, а дурные немощны, ибо те и другие жаждут блага, но достигнуть его дано только людям добродетельным. Люди, погрязшие в пороках, более несчастливы, когда они избегают кары, чем когда несут ее. В мудрых людях нет места ненависти».

Многое в нравственных представлениях Боэция находится в полном соответствии с учением стоиков, а в значительной мере и фактически заимствовано у Сенеки. В стихотворной форме дан краткий пересказ начальных разделов «Тимея». У Боэция нет и следа суеверных представлений или болезненной впечатлительности своей эпохи, он не одержим чувством греха, не напрягает сверх меры свои силы, стремясь достигнуть недостижимого. Книгу проникает полнейшее философское спокойствие – такое безмятежное, что если бы она была написана на вершине благополучия, но книга написана в тюрьме, человеком, осужденным на казнь, поэтому книга Боэция так же прекрасна, как и последние минуты Сократа.

В VIII веке при короле Карле Великом (768 – 814), короле франков, основателе Римской империи средневековья происходит бурное развитие светской литературы, которую впоследствии назовут каролингским возрождением. Его целью был девиз: renovatio Romani imperio – возрождение Римской империи. В 800 году он был коронован папой Львом III императорской короной, что давало власть Карлу В. над всем западным миром. Стремясь возродить идеалы и традиции античности, Карл собрал при дворе всех именитых ученых людей того времени: ученых, богословов, поэтов, художников. Будут блистать имена Алкуина, Павла Диакона, других. Деятели каролингского возрождения учились у литературы античной. Но считали себя ни в чем не уступающими по творчеству поэтами. Главная заслуга данного направления: в осмыслении античного наследия, творческом преобразовании античного искусства, собирание рукописей. Их переписка и исправление - процесс обновления среднев. норм латинского языка через римскую литературную классику, открытие школ, утверждение христианских воззрений над языческими, что также привело к интенсивному развитию средневековой литературы в начальный период ее становления.

К литературе второго периода – эпохе развитого феодализма относится сложение героического эпоса – французского героического эпоса «Песнь о Роланде», испанского героического эпоса – «Песнь о Сиде», немецкого героического эпоса – «Песнь о Нибелунгах», развитие народной, клерикальной литератур, в эпоху зрелого средневековья развивается рыцарская литература, позднее с ростом городов – городская литература. Так начинается новый этап в развитии средневековой литературы.

Средневековье – огромный исторический период а развитии человечества. Это период зарождения национальных государств, народного мировоззрения, это время складывания народного героического эпоса, вольнолюбивой городской поэзии, период постепенного и плодотворного наступления на религиозную догматику, сковывающую и иссушающую личность проповедью аскетизма, отречения от земных благ, от активного вмешательства в жизнь. Характеризуя средневековую лит-ру, В.Г.Белинский писал, что в это время «родилась идея человека, существа индивидуального, отдельного от народа, любопытного без отношений, в самом себе…». Он отмечал рыцарски-романтические черты средневековой поэзии: «Любовь и уважение к человеческой личности, великодушное мужество, жертвующее всеми своими силами и самою жизнью за угнетенных и гонимых; идеальное обожание женщины, как представительницы за земле любви и красоты, как светлого гения гармонии, мира и утешения; тревожное стремление и сумрачную даль бесконечного, ко всему таинственному и мистическому – вот романтические элементы, из которых слагалась богатая жизнь средних веков».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: