Педагогическое общение, его функции и содержание

Для обозначения процесса общения педагога с воспитанниками существует специальное понятие – «педагогическое общение». Для того чтобы педагогическая деятельность была эффективной, необходимо чтобы она строилась «по законам общения» (Н.В. Кузьмина).

Чем же отличается педагогическое общение от повседневного общения людей?

Во-первых, педагогическое общение всегда преднамеренное, специально организованное. Во-вторых, оно всегда целенаправленное. Педагогическое общение по сути это общение между педагогом и воспитанниками, в ходе которого они решают учебные, воспитательные и развивающие задачи. Дадим определение.

Педагогическое общение – это целенаправленное, специально-организованное взаимодействие педагога и воспитанников, включающее обмен информацией и действиями, а их также установление взаимопонимания между ними. В ходе этого взаимодействия осуществляется познание окружающего мира и самих себя, овладение определенными способами деятельности (умениями и навыками) и усвоение опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.

Функции педагогического общения являются развитием функций человеческого общения и обусловлены целями, структурой и содержанием педагогической деятельности. Перечислим и коротко охарактеризуем эти функции.

· Восприятие и понимание личности ученика педагогом. Это познание физических состояний и личностных качеств ученика, обеспечивающее понимание его индивидуальности, определение перспектив его развития.

· Информационная функция обеспечивает процесс познания, взаимопонимания, обмен материальными и духовными ценностями; формирует положительную мотивацию различных видов деятельности, в том числе самообразования; содействует развитию межличностных взаимоотношений в группе и т.д.

· Функция организации деятельности способствует формированию разнообразных умений личности, прежде всего организаторских, коммуникативных и др.; реализуется через участие учащихся в деятельности в роли организаторов или исполнителей.

· Нормативная функция обеспечивает усвоение нравственно-эстетической информации, моральных понятий и норм, правовых знаний и формирование соответствующих умений взаимодействия с окружающим миром.

· Регулятивная функция предусматривает осуществление контроля, коррекции деятельности и поведения учащихся.

· Функция обмена социальными ролями направлена на социализацию личности через смену социальных ролей; способствует формированию умений личности адекватно воспринимать и понимать других людей.

· Сопереживание есть уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности или группы. Данная функция способствует развитию эмоциональной чувствительности учащихся, формирует способность стать на позицию другого человека, воспитывает гуманность.

· Самоутверждение как функция общения обеспечивает ребенку веру в свои силы, осознание своего «Я», стимулирует его творческие способности, формирует адекватную самооценку, способствует его самоопределению в разных сферах жизнедеятельности. В процессе общения самоутверждение личности строится путем создания условий для ее реальных достижений.

Осознание вышеперечисленных функций педагогического общения учителем поможет ему построить такую модель общения, которая обеспечит решение поставленных учебно-воспитательных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: