G. Tarde L'Opinion et la Foule

Печатается по изданию:

Г. Тард. «Общественное мнение и толпа»,

изд-во Т-ва типографии А. И. Мамонтова, М., 1902 г.,

с приведением текста к нормам современного русского языка.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Выражению коллективная психология или социальная пси­хология часто придают фантастический смысл, от которого пре-#сде всего необходимо освободиться. Он заключается в том, что мы представляем себе коллективный ум, коллективное созна­ние, как особое мы, которое будто бы существует вне или выше индивидуальных умов. Нет надобности в такой точке зрения, в таком мистическом понимании, для того чтобы совершенно от­четливо провести грань между обыкновенной психологией и психологией социальной, которую мы скорее назвали бы интер-спиритуальной. В самом деле, первая касается отношений ума ко всей совокупности других внешних предметов, вторая изучает или должна изучать взаимные отношения умов, их влияния: односторонние или взаимные, -- односторонние сначала, взаим­ные потом. Между первой и второй существует таким образом то различие, которое существует между родом и видом. Но вид в этом случае имеет характер столь важный и столь исключитель­ный, что его необходимо выделить из рода и трактовать при по­мощи методов, специально ему свойственных.

Отдельные этюды, которые найдет здесь читатель, представ­ляют собой фрагменты этой обширной области коллективной психологии. Их соединяет тесная связь. Пришлось перепечатать здесь, с целью определить его настоящее место, этюд о толпах, составляющий последнюю часть этой книги. В самом деле, пуб­лика, которая составляет специальный главный предмет на­стоящего исследования, есть не что иное, как рассеянная толпа, в которой влияние умов друг на друга стало действием на рас­стоянии, на расстояниях, все возрастающих. Наконец, мнение, являющееся результатом всех этих действий на расстоянии или при личном соприкосновении, составляет для толпы и публики нечто вроде того, что мысль составляет для тела. И если среди этих действий, в результате которых появляется мнение, мы станем искать самое общее и постоянное, то без труда убедимся, что таковым является разговор, элементарное, социальное отно­шение, совершенно забытое социологами.

Полная история разговора у всех народов во все времена была бы в высшей степени интересным документом социального зна­ния; и если бы все трудности, которые представляет этот вопрос, Удалось победить с помощью коллективной работы многочислен-

9 — 2856



Г. Тард «Мнение ц толпа»




ных ученых, то нет сомнения, что из сопоставления фактов, по­лученных по этому вопросу у самых различных между собою народов, выделился бы большой запас общих идей, которые по­зволили бы сделать из сравнительного разговора настоящую науку, немного уступающую сравнительной религии, сравни­тельному искусству и даже сравнительной промышленности, иначе говоря политической экономии.

Но само собой разумеется, что я не мог претендовать на то, чтобы набросать план подобной науки на нескольких страницах. За отсутствием сведений, достаточных хотя бы для самого эс­кизного наброска, я мог указать только ее будущее место, и я был бы счастлив, если бы, высказав сожаление об ее отсутствии, я возбудил в каком-нибудь молодом исследователе стремление заполнить этот важный пробел.

Май, 1901 Г. Тард



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: