Хрестоматия 5 страница

С. Ольман

ПРИЗРЕНИЕ СТАРОСТИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ

РОССИИ[6][6]

В бывшем Английском клубе, ныне Музее революции на Тверской, среди прочих экспонатов не столь далекого прошлого можно видеть застиранный халат с бирочкой владельца на вороте из Дома-интерната для престарелых, такой же унылый и пугающий, как сама система призрения стариков в Советском Союзе.

В отличие от единообразной системы госсоцобеспечения, забота о дряхлых и нетрудоспособных в дореволюционной России имела разнообразные формы и направления.

Сложная и разветвленная система призрения, сочетавшая и государственную, и частную, и общественную благотворительность, в основе каждой из которых лежала христианская любовь к ближнему, формировалась в течение десяти веков, беря начало от Устава святого князя Владимира (996 год).

В законодательных актах Киевской Руси при перечислении предметов, подлежащих церковному ведению, говорилось о «слепце, хромце, калеке, вдовице». Первые богадельни, больницы и скудельницы (т. е. места общего захоронения людей «без роду и племени») находились на попечении пастырей церкви и монахов. Сирые и убогие могли рассчитывать на жалость и заботу христиан и кормились вокруг храмов и монастырей. Так появились монастырские, церковные, кладбищенские нищие.

Вплоть до середины XVII в. собственно «государственного» призрения не существовало, но князья древнерусские, кто по доброте души, кто исполняя христианские заповеди, старались облегчить жизнь своих людей. Так, святой Владимир, примеру которого следовали многие удельные князья, приказал на телегах развозить по улицам Киева хлеб, мясо, овощи, мед да квас для раздачи немощным и больным.

При Иване Грозном впервые в русской истории осознается необходимость государственного призрения некоторых категорий населения, в том числе и стариков. В 1551 г. на Стоглавом церковном соборе, созванном в Москве, рекомендуется описать по городам всех прокаженных и престарелых и устроить богадельни мужские и женские; содержать эти богадельни за счет частных пожертвований. Но далее рекомендаций дело не пошло.

В царствование Алексея Михайловича на арене благотворения появляется, наконец, человек, причем человек «государственный» (дворецкий и воспитатель царевича Алексея), способный действовать. Его стараниями и на его средства была устроена в Москве первая городская больница-богадельня, куда специальные люди собирали по улицам валяющихся пьяных и больных, где содержали их до вытрезвления и излечения, а престарелых и неизлечимо больных оставляли на содержание.

Больница Федора Ртищева вмещала 15 больных, а богадельня была рассчитана на 30 стариков. Можно считать, что это было первое получастное-полугосударственное заведение, поскольку лекарства выделялись бесплатно из царской аптеки, а деньги на содержание убогих (кроме самого Ртищева) давала царица Марья Ильинична.

Скорее всего, благотворительный подвиг Ртищева повлиял на законодательство. Сын Алексея Михайловича, царь Федор в 1682 г. издал Указ об устройстве в Москве двух богаделен для престарелых и увечных, «чтобы впредь по улицам бродяг не было». В этом документе впервые была сформулирована идея «разбора нищих»: действительно немощные определялись на казенное содержание, а ленивые попрошайки — на принудительные работы. (Идея эта реализовалась спустя 200 лет: в 1883 г. при Министерстве внутренних дел учредили Комитет для разбора и призрения нищих.) По некоторым данным, к концу XVII в. в Москве за счет царской казны содержалось восемь домов призрения на 410 человек.

Преобразовательная деятельность Петра I коснулась и нашей темы, определив обязательные нормы призрения и помощи и требуя их исполнения. Новой системы призрения, как и новых органов, Петр Великий не создал, но выдвинул великие задачи, которые оказались по плечу только Екатерине Великой.

Екатерина II Указом 1775 г. определила специальные органы — Приказы общественного призрения — для насаждения в каждой губернии богоугодных заведений и надзирания за их процветанием. Эти Приказы просуществовали около ста лет, а в девяти губерниях сохранились до десятых годов нашего века. Лишь в 1864 г. Приказы общественного призрения были заменены земскими учреждениями, а в 1867 г. города получили право самостоятельно принимать меры в области призрения.

Императорский Екатерининский Богадельный дом

Этим же Указом в Москве учреждалась «особая» больница-богадельня — Императорский Екатерининский Богадельный дом, ставшая образцом для подражания при устройстве богаделен по всем губерниям Российской Империи. Именно поэтому следует подробнее рассказать о ней.

Первоначально учреждение включало Больницу, Богадельню для престарелых и Работный дом, равный исправительной тюрьме XIX в., и было рассчитано на 100 человек.

До 1782 г. благотворительные учреждения Москвы (в том числе и три составляющих Богадельного дома) находились в разных частях города. Приказ общественного призрения задумал приобрести землю и собрать их в одном месте.

К этому времени в столице насчитывалось 82 богадельни при церквях и 41 в 12 полицейских частях. Располагались они частично в домах учредителей, частично в домах, купленных прихожанами некоторых московских приходов. Например, купец Андрей Скорняков выстроил сразу три богадельни в районе нынешней Тверской улицы, а богадельня при действующем сегодня храме «Всех скорбящих» на Ордынке была открыта полковницей Феклой Любимовой.

В 1785 г. Приказу было даровано здание упраздненной парусной фабрики близ села Преображенское при Яузе. Сюда перевели мужскую и женскую богадельни, Работный дом и Инвалидный дом. Затем здесь же открыли Сиротский дом, Дом умалишенных, Дом Для неизлечимо больных и Смирительный дом. «Матросскими богадельнями» прозвали в народе это место.

Так возник огромный благотворительный комплекс, в кото-Ром призревались единовременно на протяжении десятилетий примерно 1000 человек. Только дважды цифра эта резко изменилась. Во время войны 1812 г., когда французская армия заняла Москву, большинство призреваемых было эвакуировано. К счастью, французы не тронули горстку безумцев, оставшихся на территории богадельни, но нанесли значительный материальный ущерб, украв белья, обуви и посуды на сумму около 4000 рублей. Зато после отступления врага число обитателей Матросских богаделен возросло вдвое и превысило 2000 человек. Здесь в 1813 г. было открыто отделение для разоренных москвичей, нашедших в богадельне кров и пищу.

Отделение это было закрыто лишь в 1818 г., когда большая часть «поселенцев» нашла своих родных и близких, приискала занятие и окончательно поправилась. Те, которые не смогли обрести физическое или душевное здоровье, остались на казенном попечении.

По статистике 1836 г., в Богадельне содержалось: дворян — 100 мужчин и 100 женщин; разночинцев — 200 мужчин и 300 женщин; неизлечимо больных — 120 мужчин и 180 женщин. Штат сотрудников составлял примерно 100 человек, из которых половина были «услужники» или «услужницы», т.е. те, кто непосредственно помогал призреваемым.

Капитал богадельни

В 1861 году Министерство внутренних дел, в ведение которого перешла Богадельня, содержало за свой счет лишь 171 кровать из 1000. Остальные содержались за счет частных лиц и капиталов с пожертвований.

Благотворители были не только «из благородных»: так, две кровати содержались на средства солдаток Андреевой и Чибиривой.

Часть капиталов жертвовалась на какое-то конкретное дело: например, купец Хлудов дал 2000 рублей на устройство читальни, крестьянин Борисов — 1000 рублей на строительство барака для занятий призреваемых мотанием бумаги и другой работой (желающие могли выполнять несложные заказы с окрестных фабрик за соответствующее вознаграждение).

О приеме лиц

С 1775 г. в богадельню принимались нищие и престарелые.

В 1786 г. ряды призреваемых пополнили престарелые сподвижники Петра I, жившие при упраздненной парусной фабрике.

Екатерина Великая, неоднократно посещавшая свое детище, повелела сделать портреты заслуженных состарившихся героев, подчеркивая, что потрудившийся на Родину в молодости вправе рассчитывать на призрение в старости.

До 1836 г. (момент включения Инвалидного дома в общий штат Богадельни) отставные военные пользовались особыми льготами и располагались с особым комфортом.

У них был собственный повар, стол их состоял из четырех и более блюд. Они пользовались белоснежными скатертями, фаянсовой посудой и серебряными ложками. На каждых двух инвалидов полагалась одна прислуга.

С 1796 г. московское купечество содержало 15 кроватей для своих протеже.

На протяжении всего времени в Богадельню доставлялись пойманные полицией «буйные и невоздержанные старики», невзирая на их положение и сословную принадлежность.

Условия содержания

Судя по продолжительности жизни (сын губернского секретаря Парамонов провел здесь 52 г., а самыми старыми были две солдатки, одной из которых исполнилось 91 год, а другой — 100), условия содержания были вполне удовлетворительными.

Посещение Богадельни Павлом I, Александром I и Николаем I в разные годы ее существования и то благоприятное впечатление, которое производило на гостей устройство и чистота, вкус выпекаемого здесь хлеба и кушаний, подтверждают наш вывод. <...>

М. Д. Александрова

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ СТАРЕНИЯ[7][7]

О постановке и развитии исследований

Термин «социальная геронтология» вошел в обиход советской науки значительно позднее, чем началась разработка социальных аспектов старения. По существу говоря, уже в работах И.И.Мечникова и А. А. Богомольца в связи с проблемой продления жизни человека ставились не только биологические и медицинские, но и сугубо социальные вопросы. А. А. Богомолец [1938] писал, например, о том, как люди должны вести себя по отношению друг к другу, чтобы дольше сохранить полноценную жизнь. Однако только в конце сороковых годов [прошлого] столетия социальные проблемы старения стали рассматриваться советскими учеными-ге-Ронтологами как самостоятельные. Инициатива выделения из области геронтологии социального аспекта принадлежит в нашей стране не социологам, как за рубежом, а гигиенистам и гериатрам. Среди гигиенистов в указанном направлении одним из первых начал вести работу 3. Г. Френкель[8][8]. Его книга «Удлинение жизни и деятельная старость» [1949] приобрела большую популярность и способствовала развитию специального направления в геронтологии.

Основная мысль 3. Г. Френкеля, которую он развивал и в других работах, состоит в том, чтобы привлекать к производительному труду старых людей, не страдающих болезнями, препятствующими трудовой деятельности, с учетом физиологических возможностей стареющего организма и принимая во внимание то обстоятельство, что одним из самых главных условий поддержания ритма во всей жизни человека является его общее состояние, которое во многом определяется сознанием и направленностью твердой воли человека. Это, по мнению З.Г.Френкеля, достигается участием в коллективном общественно полезном труде. Он возглавил исследования, проводившиеся в ЛИЭТИНе[9][9] гериатрами М. И. Хвиливиц-кой и ее сотрудниками [1960], Н. С. Косинской [1964], П.А.Мак-кавейским, З.З.Шнитниковой [1964] и многими другими.

В пятидесятых годах [XX века] появились исследования московских гигиенистов и гериатров, среди которых наиболее известны работы В.С.Лукьянова (1954) и других. Начались исследования и в национальных республиках.

Существенным является то, что Московское общество испытателей природы выделило специальную геронтологическую секцию, а в сборниках, выпущенных этой секцией под названием «Проблема старения и долголетия» [1962, 1966], появился специальный раздел, посвященный социальным и социально-гигиеническим вопросам геронтологии. А. Н. Рубакин, выступая на заседании секции с докладом, назвал проблему долгожительства государственной проблемой.

В Киевском институте геронтологии ведутся широким фронтом исследования по социальным проблемам старения. Коллектив института выпустил в свет сборник «Основы геронтологии» [1969]. Этот фундаментальный труд, кроме разделов по общей и медицинской геронтологии, содержит большой раздел, целиком посвященный социально-гигиеническим факторам в профилактике преждевременного старения. Названный раздел включает в себя ряд работ, направленных на постановку и решение социальных проблем старения.

Н.Н.Сачук [1969], непосредственно продолжая линию, намеченную 3. Г. Френкелем, дает на основе анализа результатов переписи населения за 1959 г. демографическую и социальную характеристику старших возрастов нашей страны и указывает на причины, вызвавшие явление старения населения.

Демонстрируя статистику долголетия в СССР, Н.Н.Сачук характеризует мероприятия по социальному и медицинскому обеспечению старших групп населения, направленные на поддержание их трудового ритма.

Н. Н. Сачук и Е. И. Стеженская в совместном докладе на IX Международном конгрессе геронтологов [1972] продемонстрировали факты демографических сдвигов советского общества (на материалах переписи населения 1970 г.) и трудовой активности старших групп населения. Н. Н. Сачук активно вводит в отечественную научную терминологию понятие «социальная геронтология». Центральной проблемой этой науки у нас является долголетие и труд.

Разработка социальных проблем геронтологии является, как мы уже говорили, заслугой гигиенистов и гериатров. Размежевание между социальной геронтологией и герогигиеной, которую в Киевском институте геронтологии представляет Е. И. Стеженская, пока довольно условно. «Профилактика преждевременного старения и обеспечение активного долголетия — это две формулировки одной и той же задачи геронтологии, которая разрабатывается недавно возникшей ветвью этой науки — герогигиеной» (Витте Н. К, Стеженская Е.И., 1969, с. 513). Поскольку активное долголетие определяется возможностью и потребностью людей участвовать в общественно полезном труде, занятость становится исходной проблемой герогигиены.

И. И. Лихницкая, Р. Ш. Бахтияров

АКАДЕМИК З.Е.ФРЕНКЕЛЬ И СТАНОВЛЕНИЕ ГЕРОНТОЛОГИИ В РОССИИ[10][10]

Геронтология как наука возникла во второй половине XX века и к его концу сформировалась в систему теоретических и прикладных знаний, касающихся сущности и значения последнего этапа жизненного цикла любого из организмов, населяющих земной шар. Этот этап характеризуется прогрессирующим снижением (вплоть до критического) уровня его жизнедеятельности, становящейся не совместимой с возможностью приспособления организма (как целого) к требованиям среды его обитания. Последняя предполагает согласно И.П.Павлову [Павлов И.П., 1951], наряду с «общепринятой», взаимодействие организма со «специально социальной» средой его обитания, что, применительно к человеку, сделало возможным само изучение всех особенностей течения этого важнейшего общебиологического процесса.

В декабре 1999 г. [исполнилось] 130 лет со дня рождения З.Г.Френкеля, одного из виднейших ученых, внесшего в становление геронтологии значительный вклад.

Захар Григорьевич Френкель — видный общественный деятель России, член ЦК Конституционно-демократической партии, депутат Первой (1906) Государственной Думы (от крестьян Костромской губернии), гласный Центральной городской думы Петрограда (1917), академик АМН СССР (1945), гигиенист и демограф своей долгой (1869—1970), очень содержательной, интересной жизнью на протяжении 75 лет был связан с городом на Неве. Трижды (Вологда, Кострома, Ярославль) он подвергался административным высылкам, не прерывая своей профессиональной, врачебной деятельности. Молодой врач З.Г.Френкель был одним из последних, наиболее ярких представителей земской медицины России: активнейший участник Международной гигиенической выставки (Дрезден, 1911), Всероссийской гигиенической выставки (Петербург, 1913), главный редактор журнала «Земское дело» (1912—1914), один из авторов серьезнейшего исследования-доклада «Реорганизация врачебно-санитарного дела в Петрограде» (1916). Его гражданским позициям и профессиональным интересам оказались небезразличны судьбы людей, связанных с ним по работе во время и после событий 1917 г. [Френкель З.Г., 1927, 1934]. <...>

Земский врач, выпускник Дерптского университета (1896) 3. Г. Френкель — наследник и продолжатель разработки идей геронтологии двух крупнейших русских ученых начала двадцатого столетия: создателя Периодической системы элементов Дмитрия Ивановича Менделеева (1834—1907) и основоположника одной из первых теоретических концепций, касающихся проблемы старения, долголетия и смерти, Ильи Ильича Мечникова (1845 — 1916). Труды этих двух ученых дали толчок к созданию фундаментального теоретического произведения 3. Г. Френкеля «Удлинение жизни и деятельная старость» [1945, 1949], позволившего сформулировать не только теоретические основы, но и прикладные аспекты геронтологии применительно к человеку как биосоциальному объекту изучения закономерностей, определяющих его положение в человеческом обществе.

В 1905 г. Д. И. Менделеев впервые опубликовал свои важнейшие для развития геронтологии как науки «Заветные мысли» [Менделеев Д. И., 1995], где одной из них назвал мысль о том, что на его взгляд «еще никто не, принимался за вопрос о нормальном законе распределения числа жителей [Земли. — И.Л., Р. Б.] по возрастам».

Одновременно были опубликованы ставшие знаменитыми кни-гИ И-И.Мечникова «Этюды о природе человека» и «Этюды оптимизма» [1917, 1988], уже целиком посвященные индивидуальному старению, долголетию и смерти у человека и животных. В этих работах И. И. Мечников впервые заговорил о том, что «...старость, являющаяся скорее ненужной обузой для общества, [вскоре. — И.Л, Р- Б.] сделается... полезным обществу периодом. Старики смогут применять свою большую опытность к наиболее сложным и тонким задачам общественной жизни» [Мечников И. И., 1988, с. 240]. Убеждения И. И. Мечникова основывались при этом на его стремлении рассматривать явления живой природы и проблемы, связанные с особенностями последнего этапа жизненного цикла, более всего у человека, со строго соблюдаемых эволюционных позиций, в высшей степени учитывающих социально-биологическую сущность человека.

Одной из наиболее значительных заслуг 3. Г. Френкеля следует считать то, что в его основополагающем труде «Удлинение жизни и деятельная старость» переплелись две стороны проблемы, связанной со стареющими членами общества:

- особенности изменения популяции пожилых как носителей опыта предшествующих поколений и как компонента «специально социальной» среды обитания, определяющие характер их потребностей;

- особенности индивидуальных изменений организма человека на последнем этапе его онтогенетического развития, характеризуемые отрицательной динамикой его функциональных возможностей.

З.Г.Френкель рассматривал эти проблемы, опираясь на важнейшее положение, едва намеченное в трудах его предшественников, [исходя] из понятия опыта как основы адаптации живых организмов к предъявляемым к ним требованиям, делающего возможным самосохранение их жизнедеятельности и участие в прогрессе общества, к которому они принадлежат.

Д.И.Менделеев говорил, «...что с увеличением процента бодрых стариков, человечество должно будет улучшаться потому, что такие старики, умудренные опытом жизни, благотворно будут влиять на молодежь, каким бы самомнением она не заразилась» [Менделеев Д. К, 1995, с. 52].

И.И.Мечников также неоднократно возвращался к понятию опыта у пожилых, не углубляясь, однако, в анализ понятия «опыта» применительно к человеку как явлению природы.

3. Г. Френкель на первых же страницах своей книги о «деятель-Ной старости» [1949] уделил понятию «опыт» исключительное внимание. Именно ему принадлежит наиболее современная детализация этого понятия. Он говорил не только «об опыте вообще», но и об опыте пожилых как профессиональном (и оговаривал при этом опыт представителей различных видов трудовой деятельности, подчеркивая динамику ее развития в зависимости от уровня образования) и социальном (разумея опыт взаимоотношений между различными работающими возрастными популяциями, трудоспособным и неработающим населением). Однако наиболее существенным в концепции 3. Г. Френкеля являлось само положение о значении человеческого опыта, во всяком случае профессионального, как источника богатства общества в целом [Алексеева Л. П., Мерабишвили В.М., 1971; Бахтияров Р.Ш., 1996].

Таким образом, 3. Г. Френкель в середине XX в. пришел к выводу, что профессиональный и социальный опыт, которым располагает старшее поколение, является одним из факторов (наряду с другими источниками общественного богатства), определяющим «экономическую состоятельность» общества, к которому они принадлежат. И он должен присутствовать в оценке истинного значения пожилых в его составе наравне с учетом необходимости расходов на социальную поддержку той части популяции пожилых, чьи функциональные возможности оказываются неспособными сбалансировать уровень требований, предъявляемых к ним трудом, если эти требования не соответствуют их возможностям.

Концепция, сформулированная 3. Г. Френкелем и названная им «удлинение жизни и деятельная старость», сложилась на последнем отрезке его индивидуальной жизни. Сегодня она может быть оценена с позиций того факта, что к моменту ее создания численность лиц пожилого возраста в структуре общества была ничтожной. Сообразуясь с этим, автор мог лишь прогнозировать реальность многих положений, высказанных им в этот исторический период. Однако анализ исторического процесса на протяжении последних тридцати лет демонстрирует не только правомерность высказанных З.Г.Френкелем мыслей, но, главное, показывает, что эти мысли способны послужить основой социальной политики в отношении пожилых. О справедливости этого положения свидетельствует опыт современного общества, включающего в себя все большую долю представителей старших возрастных групп, когда различные возрастные группы населения... стремятся к равновеликости (что принято именовать «старением населения» со всеми вытекающими отсюда последствиями). <...>

С момента опубликования основополагающего труда 3. Г. Френкеля «Удлинение жизни и деятельная старость» прошло уже полстолетия. Тем не менее основные черты его концепций, сформулированные ученым основные теоретические положения геронтологии как науки о популяции пожилых в составе человеческого общества не утеряли своей актуальности. Одновременно (и этому в высшей степени способствовало реально происходящее старение населения земного шара) на основе теоретических положений З.Г.Френкеля стали возникать прикладные задачи, прежде всего в совершенствовании социальной политики государства по отношению к этой, становящейся все более многочисленной груп-пе населения.

В настоящее время среди различных задач, стоящих перед обществом на современном этапе, наиболее актуальными представляются следующие:

- развитие специализированной медицинской помощи представителям старших возрастных групп населения;

- создание предпосылок для организации этим группам адекватных (их функциональным возможностям) условий и образа жизни;

- оптимизация социального статуса пожилых в составе общества.

Очевидность выполнения первой из этих задач не требует доказательств: остается незыблемым представление о том, что приближение к последнему этапу жизни, видовая продолжительность которой у человека равняется 95 ±2 года [Гаврилов Л. А., Гаврилова И. С, 1991], сопровождается несомненным снижением уровня возможностей всех его функциональных систем и вследствие этого высокой заболеваемостью. Заболевания, которыми страдают пожилые жители Земли, нередко являются отголосками тех болезней, которыми они страдали еще в более молодых возрастах. Порой они возникали впервые, причудливо сочетаясь с хронической патологией более ранних лет. Необходимостью изучения, профилактики, диагностики и лечения таких сложных ситуаций обусловлена дальнейшая дифференциация традиционной медицины на протяжении второй половины двадцатого столетия, выделение разделов, посвященных особенностям течения заболеваний у пожилых людей.

3. Г. Френкель в той же своей книге об удлинении жизни [1949] настаивал на том, чтобы такие разделы объединились и получили самостоятельный статус особой медицинской дисциплины, заслуживающей по аналогии с педиатрией наименование геронтнат-Рии (гериатрии). Ученый считал целесообразной организацию соответствующих учреждений для оказания медицинской помощи Пожилым. Реализация этого его пожелания сильно задержалась в Нашей стране и только сейчас в нескольких крупных городах делается попытка ликвидировать это отставание... организации гериатрической помощи, [что] требует существенной коррекции в связи с недостаточной разработанностью вопросов физиологии Человека, которая только в последние годы стала являться предметом пристального изучения. Только на основе данных о возрастах нормативах возможна точная оценка состояния вегетативных 11 соматических функций у больных старшего возраста. [Другим] обстоятельством, как об этом тоже неоднократно упоминал З.Г.Френкель в своем, ставшем классическим, труде об удлинении жизни, является социально-биологическая природа самого человека, требующая нового подхода ко всем проблемам его патологии на завершающем этапе его жизненного цикла. При этом всякая патология в любом возрасте требует пристального внимания к этому аспекту «социальной поддержки» пожилых, но ни в какой области роль социального подхода не носит столь ответственного характера как у представителей этой популяции.

Организация предпосылок для ведения адекватного функциональным возможностям представителей старших возрастных групп населения образа жизни является не менее ответственной задачей общества: последний период онтогенеза связан с большой вероятностью потерь личных контактов между людьми и неразрывно связан с угрозой возникновения их одиночества. Все, что касается их образа жизни, его адекватности функциональным возможностям представителей старшего поколения, в настоящее время широко обсуждается специалистами, разрабатывающими все разделы и направления этой исключительно важной проблемы.

Для того, чтобы общество оказалось мобилизованным на решение обеих перечисленных проблем, несомненно, наибольшее значение имеет решение третьей проблемы, стоящей сегодня перед специалистами, посвятившими себя решению проблем геронтологии: проблемы оптимизации их социального статуса. Проблема эта имеет, как об этом нас предупреждал академик 3. Г. Френкель, свои особенности. Именно от ее решения зависит в будущем «качество жизни» старших поколений в первую очередь нашей страны — поколений, преодолевших все тяжелые потрясения XX в. В результате понесенных жертв многие из представителей нашего пожилого населения оказались больными, немощными и одинокими. В то же время наш беспокойный век, отмеченный техническими завоеваниями, породил у более молодых поколений то самомнение, о котором говорил Д. И. Менделеев еще в начале века и которое, по его убеждению, должно быть преодолено и возвращено на традиционное для России уважение к опыту старших поколений, что в высшей степени отличало ранее нашу страну.

Учитывая все это в своей долгой и плодотворной жизни, 3. Г. Френкель не ограничился написанием своей основополагающей книги об удлинении жизни. Неутомимый организатор и новатор академик З.Г.Френкель в 1957 г. создал в Ленинграде первое в России городское научное медицинское общество, объединившее для разработки проблем новой науки — геронтологии — немногочисленных тогда специалистов нашей страны. Мы сочли целесообразным в таблице привести периодизацию развития геронтологии в нашей стране. Первые три периода непосредственно связаны с профессиональной деятельностью З.Г.Френкеля.

Общая характеристика периодов развития геронтологии (на примере ее медико-социальных аспектов)

№ п/п Период развития Проводимые мероприятия (ожидаемый результат)
Период предпосылок (1880-1927) Получение и обработка статистических данных о состоянии здоровья, об уровне заболеваемости населения с учетом возраста. Накопление знаний и опыта в области диагностики, лечения и профилактики возрастной патологии
  Период возникно­вения (1927-1957) Обоснование необходимости изучения процессов старения населения и создания соответствующих условий в жизни общества
  Период формиро­вания (1957-1977) Принятие управленческого решения о соз­дании сети региональных научных обществ геронтологии и гериатрии; НИИ геронто­логии АМН СССР; научных Советов АМН СССР и АН СССР; сети гериатрических организационно-методических кабинетов (цели, задачи, структура, порядок взаимодействия, объем оказания помощи, способы контроля)
  Период развития и совершенствования (1977-1991) Принятие решения о создании медико-социальной службы для пожилых. Созда­ние в Ленинграде, Днепропетровске и др. регионах центров, кабинетов. Открытие кафедры гериатрии в Ленинградском ГИДУВе (МАПО Минздрава). Проведение III, IV и V Всесоюзных съездов; научные публикации; выпуск первого всесоюзного (впоследствии украинского) журнала «Проблемы старения и долголетия»
  Переходный период (1991+) Дезинтеграция всесоюзных структур. Обобщение отечественного, российского опыта. Проведение всероссийской учреди­тельной конференции геронтологов и гериатров. Создание Геронтологического общества РАН, ассоциации «Геронто­логия и гериатрия». Первые шаги пред­дипломной подготовки специалистов

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: