Организационные теории

Проектирование организаций стоит на прочном теоретическом фундаменте. Системное понимание организационных теорий позволяет эффективно проектировать организации и осуществлять в них радикальные изменения. Организационные теории

· рассматриваются в качестве высшей формы знания об организации;

· дают целостное, связное представление о любой структуре;

· основываются на формах знаний, предшествующих теории, - законах, гипотезах, концепциях, схемах;

· генетически вытекают из других теорий - кибернетики, синергетики, менеджмента, социологии, психологии, теории систем;

· развиваются в обществе определенного типа, вырастают из потребностей дела.

Какой-либо единственной модели хорошо устроенной организации не существует. Теорию организаций следует рассматривать как совокупность сменяющих друг друга, конкурирующих или сосуществующих организационных теорий.

Различные типы организационных теорий проанализировали в своей книге саратовские специалисты.[3] Приведем их краткую характеристику.

1. Традиционная организационная теория. Ей свойственны следующие признаки:

· детальная спецификация функций в соответствии с целями и стратегией по подразделениям и отделам;

· четкое разделение ответственности и формальных взаимоотношений;

· достаточно узкий диапазон объективных условий; стабильность целей, технологий управления, внешней среды; доминирование формальных характеристик.

2. Нетрадиционная организационная теория.

В ее основе следующие положения:

· персонал - главный элемент организации;

· организация понимается как система взаимосвязанного поведения многих людей;

· повышение эффективности организации на основе мотивации, особенностей группового поведения, типов лидерства, властных полномочий;

· учет нестабильности технологий, внешней среды, высокой степени риска.

3. Системная организационная теория. Она имеет следующие признаки:

· стремление рассмотреть организацию и внешнюю среду, в которой она функционирует, как единое целое;

· решения принимаются в условиях разнообразия интересов всех, кто вовлечен в этот процесс;

· повышенное внимание уделяется способам функционирования "центров решений"; выявляются точки напряжения, проблемы;

· предполагается самонастройка, она проектируется как познающая и обучающая система;

· специально налаживаются информационные потоки и циклы.

4. Ситуационная организационная теория. Ее основополагающие понятия:

· построение и развитие организаций зависит от ситуации, обстоятельств;

· преимущественное значение получает матричное управление и управление по проектам;

· теория рассматривается только как рамочная модель, внутри которой организация живет в соответствии с обстоятельствами;

· подсистемы рассматриваются как конфигурации неопределенностей, природа организации понимается как многовариантная;

· внимание концентрируется не на поиске лучшего образа действий, а на обнаружении и выборе приемлемого, исходя из сложившихся условий;

· требуется определенная децентрализация действий в зависимости от ситуации, а не по алгоритмам.

5. Неомодернизационная организационная теория утверждает:

· моделирование ситуации, организации без структуры, горизонтальной организации может осуществляться на основе временных соглашений, команд;

· скрытое волнение, устранение бюрократии, рутины;

· работа (управление) ведется не по заранее установленной форме, а спонтанно, импровизированно, в самоорганизующемся режиме;

· развитие персонала – это саморазвитие; ценится самоорганизация, автономная работа, личная ответственность персонала.

Организационные теории:

· не должны рассматриваться как исторические этапы, сменяющие и вытесняющие друг друга, это интерпретации, поиски более эффективной работы, структуры управления;

· противоречивы по своему содержанию, каждая из них обладает недостатками и достоинствами, а их совокупность представляет варианты возможных решений;

· каждую необходимо анализировать, "накладывать" на организацию и определять, какая поможет более успешно реализовать цели организации;

· становятся основой многообразия организаций, их неповторимости.

Выбор организационных теорий зависит от следующих факторов:

· сложности организации, процессов горизонтального и вертикального разделения, централизации и децентрализации;

· уровня социально-культурного развития, его цивилизованных характеристик;

· фазы развития организации, этапа модернизации и понимания смысла модернизационных теорий;

· уровня развития некоторых смежных с теорией организаций областей знаний.

Структура теории организации включает в себя организационные теории, к которым примыкают общая теория организации и прикладные теории; методологию организации; смежные науки; организационное проектирование. Организационные теории оказывают непосредственное влияние на организации, в то же время изменения в последних служат базой для развития теорий.

Основными чертами организации являются:

сложность;

неопределенность, непредсказуемость;

множество параметров;

сквозное целое;

рациональное понимание и исследование;

согласованное действие всех объектов, участников;

различные формы организационного поведения.

Теория организаций - это область интерпретаций ее черт и изучение, поиск их пересечения при осуществлении организационного проектирования.

Организационные теории и их комплексное использование базируются на идеально-типической организации, которую можно охарактеризовать следующим образом.

1. Жизнеспособные организации работают как единое целое.

2. Любая ветвь организации или их сочетание может стать центром принятия важнейших решений, и теория должна допускать такое передвижение центра.

3. При выборе моделей поведения, способствующих выживанию, обычно используют проверенные традицией способы решения проблем организации и методы, точно указывающие пути к поставленной цели, а также способы деятельности, которые обеспечивают достойный выход из неопределенного положения.

4. Главным принципом, действующим в организации, является принцип разнообразия.

5. Большинство организаций сложны и велики для анализа, часто это так называемые немыслимые системы, поэтому главным для них является самоорганизация.

6. Эффективность и приспособляемость требуют осуществления непрерывного планирования и проектирования.

7. Одно из звеньев организации нет смысла делать сильнее, эффективнее, чем другие, должна быть их гармония.

8. Организация направляет деятельность своего руководителя, задавая ему цель, горизонт, границы, в которых персонал работает эффективно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: