Использование трупа человека в качестве источника органов для пересадки вызывает целый спектр непростых моральных проблем. Все мировые религии запрещают нанесение повреждений телу умершего человека, предписывают бережное и почтительное отношение к нему. Со светской, секулярной точки зрения смерть человека не обрывает действенности его воли в отношении того, что ему принадлежит. Завещание представляет собой особую форму волеизъявления, которая как бы продлевается за черту, отделяющую жизнь человека от смерти. Также признается, что любой акт надругательства над телом покойного является предосудительным поступком, оскорбляющим его память. Иными словами, как для религиозного, так и для светского сознания мертвое тело обладает особым моральным статусом и предполагает определенные нормы, регулирующие обращение с ним.
Вряд ли можно считать, что гражданин при жизни имеет право собственности на свое тело и неотделенные от него органы и ткани и осуществляет правомочия по владению, пользованию, распоряжению ими как вещами. Телесную оболочку человека нельзя признать отдельным самостоятельным объектом, поскольку при жизни человека она не существует сама по себе, а является неотъемлемой частью индивида.Любые органы и ткани человека с момента их отделения от организма и тело (прах) после смерти - это объекты материального мира, относящиеся к категории вещей.
Основнаяпозиция ВОЗ по вопросу о праве человека на свое тело после смерти сводитсяк признанию этого права по аналогии права человека распоряжаться своейсобственностью после смерти. Основываясь на рекомендациях ВОЗ, Закон РФ «О трансплантации органов и(или) тканей человека» вводит презумпцию согласия (неиспрошенное согласие),согласно которой, забор и использование органов из трупа осуществляется,если умерший при жизни не высказывал возражений против этого, или есливозражения не высказывают его родственники. Отсутствие выраженного отказатрактуется как согласие, т. е. каждый человек практически автоматическипревращается в донора после смерти, если он не высказал своегоотрицательного отношения к этому.