Консульские учреждения и их персонал
Согласно ст. 3 Венской конвенции 1963 г., консульские функции выполняются консульскими учреждениями, а также дипломатическими представительствами.
Консульские учреждения делятся на четыре вида:
1) генеральное консульство;
2) консульство;
3) вице-консульство;
4) консульское агентство.
Эти учреждения возглавляются соответственно:
1) генеральным консулом;
2) консулом;
3) вице-консулом;
4) консульским агентом.
Глава консульского учреждения назначается представляемым государством, а допускается к выполнению своих функций – государством пребывания. Представляемое государство выдает главе консульского учреждения консульский патент или подобный ему акт, в котором удостоверяется его должность, указываются полное имя и фамилия, класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения. Представляемое государство направляет этот патент правительству государства, на территории которого глава консульского учреждения должен выполнять свои функции. При согласии государства пребывания представляемое государство может вместо патента послать государству пребывания уведомление, содержащее указанные выше сведения.
Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций разрешением со стороны государства пребывания, называемым экзекватурой. Это может быть отдельный документ, а может выражаться надписью на патенте. Государство, отказывающее в выдаче экзекватуры, не обязано сообщать представляемому государству мотивы такого отказа. До выдачи экзекватуры глава консульского учреждения может быть временно допущен к выполнению своих функций.
Консульское должностное лицо означает любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций. Существуют два вида консульских должностных лиц: штатные и почетные. Последние не состоят на государственной службе представляемого государства. Ими могут быть как граждане собственного государства, так и иностранцы.
Функции работников консульских учреждений прекращаются в случаях:
1) уведомления государства пребывания представляемым государством о прекращении его функций;
2) аннулирования экзекватуры;
3) уведомлении государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать его работником консульского персонала.
Указом Президента Российской Федерации от 3 ноября 1998 г.утверждено Положение о Консульском учреждении Российской Федерации. Первоочередной задачей российских консульских учреждений является защита прав и интересов России, ее граждан и юридических лиц. На консульские учреждения возлагаются также задачи оказания содействия развитию двусторонних отношений с государствами пребывания, расширению торгово-экономических, научно-технических и культурных связей. Консульские учреждения занимаются распространением официальной информации о внешней и внутренней политике России, ее социально-экономической и духовной жизни.
В России консульская служба возникла 200 лет назад, в 1809 г., когда была создана Экспедиция консульских дел. Сегодня её преемником является Консульский департамент министерства иностранных дел России. Это крупнейший и, наверное, старейший департамент российского внешнеполитического ведомства. Именно он вместе с 234 российскими консульскими загранучреждениями представляет современную российскую консульскую службу.
По данным на 15 мая 2009 г. российские консульские учреждения представлены за рубежом в 234 точках. К примеру, на территории Украины, ФРГ и США действует по 5 консульских учреждений, Турции и Китая - по 4, Казахстана и Канады - по 3.
В начале 90-х годов в России был возрожден институт почетных консулов. Это динамично развивающийся элемент укрепления межгосударственных отношений в области торгово-экономического обмена и гуманитарного сотрудничества. Он является также эффективным механизмом обеспечения интересов российских граждан, находящихся за рубежом.
Приказом МИД России от 13 октября 1998 г.утверждено Положение о почетном консуле Российской Федерации. Почетный консул России – это любое лицо, не являющееся штатным консульским должностным лицом, которому поручено выполнение отдельных консульских функций на территории государства пребывания от имени Российской Федерации.
Почетным консулом может быть как гражданин России, так и гражданин иностранного государства, из числа лиц, занимающих видное общественное положение в государстве пребывания и обладающих необходимыми личными качествами, а также имеющих возможность должным образом выполнять возложенные на него консульские функции. Почетный консул не состоит на государственной службе России.
Почетные консулы подразделяются на следующие классы:
а) почетный генеральный консул,
б) почетный консул,
в) почетный вице-консул,
г) почетный консульский агент.
Почетный консул выполняет возложенные на него функции лично. Он может заниматься коммерческой или профессиональной деятельностью.
В Положении о почетном консуле Российской Федерации определены его функции в отношении:
а) граждан и юридических лиц;
б) опеки и попечительства;
в) имущества граждан России;
г) граждан России, пропавших без вести, находящихся под арестом, задержанных или лишенных свободы в иной форме, или отбывающих наказание;
д) по вопросам истребования документов;
е) морских и воздушных судов России;
ж) автомобильного и железнодорожного транспорта и судов речного флота России;
з) по санитарной, фитосанитарной и ветеринарной охране;
и) обязанности по сохранности консульской корреспонденции;
к) его отчетность.
По данным на 15 мая 2008 г. действуют 73 почетных консула Российской Федерации.
1. Международное право прав человека: понятие, принципы, источники
2. Население и гражданство в международном праве.
3. Правовой статус иностранцев, беженцев, вынужденных переселенцев
4. Право убежища
5. Международные стандарты в области прав и свобод человека
6. Российская Федерация и права человека
Международное право прав человека: понятие, принципы, источники
В современном международном праве сложилась отрасль - МППЧ - совокупность принципов и норм, направленных на провозглашение и обеспечение международных стандартов прав и свобод человека и гражданина.
В отношении МППЧ, как и любой отрасли международного права, действуют все его основные принципы. Среди них первостепенное значение имеет принцип соблюдения прав и свобод человека. Согласно данному принципу, каждое государство обязано провозгласить и гарантировать у себя международные стандарты прав и свобод человека. Большинство государств мира, включая РФ, действуют именно таким образом. Еще одним принципом современного МП, имеющим прямое отношение к отрасли МППЧ, является принцип равноправия народов и право распоряжаться своей судьбой.
В МППЧ есть несколько специальных принципов, которые закреплены в большинстве международных соглашений указанной отрасли.
К их числу относятся:
1) принцип наибольшего благоприятствования индивиду. Он означает, что положения, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться так, чтобы преимущество имела та норма, которая гарантирует индивиду наиболее широкую и эффективную защиту;
2) принцип неделимости гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. Он означает, что положения, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться с учетом взаимозависимости и взаимообусловленности всех основных прав человека;
3) принцип неотъемлемости прав человека. Согласно этому принципу, нормы, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться с учетом неотъемлемой природы прав и свобод индивида. Возможность отступлений от положений, гарантирующих абсолютный характер прав и свобод человека, строго ограничена в объеме и во времени действия и должна быть указана в конституции страны;
4) принцип равноправия и запрещения дискриминации. В соответствии с этим принципом, положения, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться таким образом, чтобы не допускать проведения каких бы то ни было различий, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.
МППЧ насчитывает большое число источников - универсальных, региональных и двусторонних международных договоров, которых в общей сложности насчитывается свыше сотни. Среди универсальных источников отрасли можно Международный пакт об экономических и социальных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с двумя факультативными протоколами к нему, Конвенцию оликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. с факультативным протоколом к ней, Конвенцию против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. с факультативным протоколом к ней, Конвенцию о правах ребенка 1989 г. с факультативным протоколом к ней.
Наиболее известными региональными источниками рассматриваемой отрасли являются: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Американская конвенция о правах человека 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов 1981 г., Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. с двумя протоколами к ней, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г., Европейская конвенция о гражданстве 1997 г.
О науке МП в области прав человека. Многие отечественные ученые посвятили свои работы проблемам прав человека в международном праве. Наиболее известны труды таких российских ученых-юристов, как А.Х. Абашидзе, Л.Н Галенская, В.А. Карташкин, О.Е. Кутафин, Р.А. Мюллерсон, А.Я. Островский, О.И. Тиунов, С.В. Черниченко, М.Л. Энтин.
МППЧ как отрасль МП состоит из двух подотраслей. Первая включает в себя институты гражданства, правового статуса иностранных граждани лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев, право убежища. Вторая подотрасль включает в себя международные стандарты в области прав человека, деятельность международных организаций в правозащитной сфере, международные механизмы обеспечения прав и свобод человека.