Социальное взаимодействие

Социальная интеракция (взаимодействие) – это встречно направленные действия двух, или более акторов, ориентированные на то, что партнер соотносит свои действия не только с настоящими, но и с прошлыми и будущими действиями партнера.

Социальное взаимодействие это систематически ус­тойчивое выполнение каких-то действий, которые на­правлены на партнера для того, чтобы вызвать определен­ную (ожидаемую) ответную реакцию с его стороны, кото­рая, в свою очередь, вызывает новую реакцию воздействующего. Поэтому любое взаимодействие классифицируется как универсальный обмен – словами, жестами, материальными предметами, деньгами, знаками и т.д.

Отличие взаимодействия от социального действия в том, что взаимодействие – это система действий, по крайней мере, двух индивидов либо двух групп, или индивида и группы (обмен дейст­виями), а социальное действие – это действие одного индивида или группы, цель которых из­менить только поведение, взгляды другого индивида или группы.

Социальное взаимодействие имеет две стороны: объек­тивную и субъективную. Объективная сторона это хотя и связи, независимые от людей, но которые все же обу­словливают и контролируют содержание и характер взаи­модействия между этими людьми. Субъективная сторона социального взаимодействия – это уже сознательное отношение индивидов друг к другу, и оно основано на взаимном ожидании соответствующего поведения.

Таким образом, структура социального взаимодействия состоит из следующих элементов: 1) индивид или социальные группы, совершающие оп­ределенные действия; 2) изменения, произошедшие в социальной общности или обществе в целом в результате этих действий; 3) влияние перемен на других индивидов данной соци­альной общности или общества; 4) обратная реакция этих индивидов.

Социальное взаимодействие подразделяется на три вида: физическое (рукопожатие, передача вещи), вербальное (словесное), невербальное (жесты, мимика, телодвижения). Кроме того, виды социального взаимодействия можно выделить, исходя из системы ролей и статусов, на основе которых оно строится. Поэтому иная типология социального взаимодействия складывается на основе выделения сфер общества: экономическая, политическая, религиозная, семейная и др., в которых индивиды выступают как обладатели ролей и статусов (бизнесмен, член партии, прихожанин, муж и др.). Социальные взаимодействия, как и контакты, бывают непосредственные и опосредованные. Преподаватель и студент вступают в непосредственное взаимодействие, а министр высшего образования и студенты – в опосредованное. Но все они взаимодействуют на базе скоординированных, взаимообязывающих связей.

Различают также три основных формы взаимодействия: кооперацию, конкуренцию и конфликт. Эти формы выражают способ, с помощью которого участники взаимодействия достигают своих целей. Кооперация означает сотрудничество индивидов или групп в решении задачи; конкуренция – борьбу за достижение цели; конфликт – столкновение взаимодействующих субъектов (индивидов, групп, обществ), который может перерасти в вооруженную борьбу.

При рассмотрении понятия «взаимодействие» необхо­димо также остановиться на рассмотрении взаимодейст­вий, возникающих на основе определенной системы зави­симостей, которые существуют между индивидами вне зависимости от того, осознают ли индивиды их наличие или нет. Подробное изучение такого рода взаимодействий дает возможность исследовать структуры и процессы, воз­никающие в результате действия индивидов.

Рассмотрение зависимости очень важно для социоло­гии, так как ее анализ позволяет определить основу уста­новления законов. На основе социальных взаимодейст­вий между субъектами зарождаются социальные отноше­ния, то есть устанавливаются относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальны­ми группами. Они в отличие от взаимодействий, четко разделяются по смыслу и содержанию: любовь и ненависть, выполнение обязательств и выгодный обмен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: