Социальная интеракция (взаимодействие) – это встречно направленные действия двух, или более акторов, ориентированные на то, что партнер соотносит свои действия не только с настоящими, но и с прошлыми и будущими действиями партнера.
Социальное взаимодействие — это систематически устойчивое выполнение каких-то действий, которые направлены на партнера для того, чтобы вызвать определенную (ожидаемую) ответную реакцию с его стороны, которая, в свою очередь, вызывает новую реакцию воздействующего. Поэтому любое взаимодействие классифицируется как универсальный обмен – словами, жестами, материальными предметами, деньгами, знаками и т.д.
Отличие взаимодействия от социального действия в том, что взаимодействие – это система действий, по крайней мере, двух индивидов либо двух групп, или индивида и группы (обмен действиями), а социальное действие – это действие одного индивида или группы, цель которых изменить только поведение, взгляды другого индивида или группы.
Социальное взаимодействие имеет две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона – это хотя и связи, независимые от людей, но которые все же обусловливают и контролируют содержание и характер взаимодействия между этими людьми. Субъективная сторона социального взаимодействия – это уже сознательное отношение индивидов друг к другу, и оно основано на взаимном ожидании соответствующего поведения.
|
|
Таким образом, структура социального взаимодействия состоит из следующих элементов: 1) индивид или социальные группы, совершающие определенные действия; 2) изменения, произошедшие в социальной общности или обществе в целом в результате этих действий; 3) влияние перемен на других индивидов данной социальной общности или общества; 4) обратная реакция этих индивидов.
Социальное взаимодействие подразделяется на три вида: физическое (рукопожатие, передача вещи), вербальное (словесное), невербальное (жесты, мимика, телодвижения). Кроме того, виды социального взаимодействия можно выделить, исходя из системы ролей и статусов, на основе которых оно строится. Поэтому иная типология социального взаимодействия складывается на основе выделения сфер общества: экономическая, политическая, религиозная, семейная и др., в которых индивиды выступают как обладатели ролей и статусов (бизнесмен, член партии, прихожанин, муж и др.). Социальные взаимодействия, как и контакты, бывают непосредственные и опосредованные. Преподаватель и студент вступают в непосредственное взаимодействие, а министр высшего образования и студенты – в опосредованное. Но все они взаимодействуют на базе скоординированных, взаимообязывающих связей.
|
|
Различают также три основных формы взаимодействия: кооперацию, конкуренцию и конфликт. Эти формы выражают способ, с помощью которого участники взаимодействия достигают своих целей. Кооперация означает сотрудничество индивидов или групп в решении задачи; конкуренция – борьбу за достижение цели; конфликт – столкновение взаимодействующих субъектов (индивидов, групп, обществ), который может перерасти в вооруженную борьбу.
При рассмотрении понятия «взаимодействие» необходимо также остановиться на рассмотрении взаимодействий, возникающих на основе определенной системы зависимостей, которые существуют между индивидами вне зависимости от того, осознают ли индивиды их наличие или нет. Подробное изучение такого рода взаимодействий дает возможность исследовать структуры и процессы, возникающие в результате действия индивидов.
Рассмотрение зависимости очень важно для социологии, так как ее анализ позволяет определить основу установления законов. На основе социальных взаимодействий между субъектами зарождаются социальные отношения, то есть устанавливаются относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами. Они в отличие от взаимодействий, четко разделяются по смыслу и содержанию: любовь и ненависть, выполнение обязательств и выгодный обмен.