Плеоназм. Тавтология

Плеоназм — это употребление в речи близких по смыслу, а потому логически лишних слов. Примером избыточных сочетаний служат такие, в которых имеет место повторение признака, уже содержащегося в главном слове, в зависимом слове:

моя автобиография,

коренной абориген,

главная суть,

преднамеренная провокация,

мемориальный памятник,

маршрут движения,

период времени,

броский эффект

и т.п.

В отличие от плеоназма, где повторяются смыслы, а не слова, тавтология представляет собой повтор в пределах предложения однокоренных слов или одинаковых морфем:

охотник охотится,

протоколировать протокол,

следует отметить следующие особенности.

23. Понятие о «фразеологии», фразеологических единиц и их основные признаки(сходства и различия со словом) + выбрать фразеологизм и его охарактеризовать:

-однозначность\многозначность

-и т.д.

24. Разновидность фразеологических ошибок.

25. Слово как объект морфологии, состав частей речи. Морфологические нормы и ошибки.

26.Синтаксические нормы, разновидности синтаксических ошибок.

27. Общение, его сущность, структура, функции.

28. Понятие «деловое общение», характеристика.

Деловое общение – это инструмент совместного поиска оптимального решения разнообразных экономических и социальных задач. Во всех определениях подчеркивается цель делового общения – организация сотрудничества, установление продуктивных отношений в разных сферах человеческой деятельности. Идеальным результатом делового общения становятся партнерские отношения, построенные на основе взаимного уважения и доверия. Деловую коммуникацию можно считать состоявшейся только тогда, когда в процессе общения возникло взаимопонимание. В каких бы формах ни проявлялось общение, оно является деловым, если его определяющим содержанием является социально-значимая совместная деятельность.

К функциям делового общения относятся: · организация совместной деятельности; · формирование и развитие межличностных отношений; · познание людьми друг друга. Являясь инициатором делового общения или вступая в него, сотрудник/начальник должен четко понимать его цель, иначе общение может стать непродуктивным, бесполезным, принести материальные/временные потери.

Цели делового общения: · приобретение новой информации; · корректировка неправильной информации; · договоренность о чем-либо; · изменение точки зрения собеседника; · разрешение проблемы; · рост личного влияния; · служебный рост; · увеличение дохода; · заключение контракта.

Спецификой делового общения является то, что оно обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности, информативным сопровождением его. Деловое общение принципиально отличается от личностного тем, что его содержанием является профессиональная деятельность людей. Деловое общение представляет собой довольно сложное явление. На его характер оказывают влияние как вертикальные, так и горизонтальные связи в процессе взаимодействия. Деловым людям постоянно приходится общаться с лицами, стоящими на разных ступенях иерархической лестницы, а также с коллегами, сотрудниками одного уровня. В связи с этим целесообразно говорить о разных типах отношений, которые складываются в процессе делового общения между его участниками. По вертикали это, как правило, субординационные отношения, а по горизонтали – партнерские. Субординационные отношения обусловлены социальным статусом собеседников и административно-правовыми нормами (например, руководитель – подчиненный). Эти отношения характеризуются строгим подчинением младших по чину или положению старшим, соблюдением правил служебной дисциплины. Руководитель принимает решения, обязательные для подчиненного. В связи с этим возникает ряд требований, предъявляемых к деловому общению: регламентированность (подчинение установленным правилам и ограничениям), создание позитивного коммуникативного климата (соблюдение принципа равной безопасности; децентрической направленности; адекватности воспринятого, тому, что сказано), владение навыками эффективного слушания и речевого этикета. Кроме того, во время разговора необходимо соблюдать требования хорошей речи (правильность, точность, чистота, ясность, логичность, выразительность, уместность), обеспечивающие эффективность общения и характеризующие уровень речевой культуры говорящего.

29. Общая характеристика устных жанров делового общения.

В целом от обыденного (неформального) деловое общение отличается тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером без потерь для обеих сторон. В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент. Деловое общение реализуется в различных жанрах (как синонимы исследователи в области делового общения используют термины виды и формы): · деловая беседа; · деловой телефонный разговор; · деловые переговоры; · деловые совещания; · публичные выступления и презентации. Для каждого очевидно, что разговор между сотрудниками одной и той же организации, обсуждающими деловой вопрос, или разговор между руководителем и подчиненным принципиально отличаются от разговоров между этими же людьми вне служебных рамок. Принципы жизнедеятельности любой организации предопределяют особенности служебно-делового общения и во многом объясняют характер требований к речевой коммуникации в деловой сфере. Эти требования могут быть сформулированы следующим образом: 1. Четко определяйте цели своего сообщения. 2. Делайте сообщение понятным и доступным для восприятия разными группами работников: находите конкретные иллюстрации общих понятий, развивайте общую идею, используя яркие примеры. 3. Делайте сообщение по возможности кратким и сжатым, отказывайтесь от излишней информации, привлекайте внимание сотрудников лишь к тем проблемам, которые касаются их конкретно. 33 4. В разговоре с сотрудниками следуйте правилам активного слушания, демонстрируйте сигналы вашего понимания и готовности к совместным действиям. Приведенные правила в равной мере должны соблюдаться как в разговоре между двумя деловыми собеседниками, так и при групповом общении. В то же время их использование и конкретное проявление в деловой беседе или на деловом совещании имеет свои особенности (об этом подробнее Вы узнаете в темах 4-6 данного пособия).

30. Общая характеристика письменных жанров делового общения.

Письменные профессиональные речевые жанры можно разделить на четыре группы: · те, которые обеспечивают педагогическую деятельность учителя: конспект или план урока, внеклассного занятия; · создаваемые учителем позитивные образцы, связанные с обучением школьников: разные виды сочинений и вторичных текстов (например, путевые записки, юмористический рассказ и др., конспект, план, тезисы статьи, объявление о спектакле и проч.); · профессионально значимые реактивные жанры: отзыв и рецензия (преимущественно оценка ученических сочинений и изложений); · жанры, связанные с выполнением учителем его внеурочных обязанностей: характеристика (ученика, класса), реферат, статья, отчет, записи разных жанров в педагогическом дневнике. · жанры, связанные с реакцией учителя на реплики, поведение ученика (записи в дневник). Некоторые жанры могут входить в разные группы, например, аннотация или конспект используются как образец при обучении школьников, а также при подготовке учителем доклада или выступления на родительском собрании, педагогическом совете. Особое место в педагогической деятельности занимают эпистолярные жанры. Это могут быть записки учителя, адресованные родителям ученика (и здесь соблюдение этикета особенно значимо!), поздравление школьника и его близких со знаменательным событием (например, с победой в конкурсе), переписка с учениками во время каникул, различные побудительные и этикетные письма 34 Евдокимова Е.В., Баранник А.С., Зайдман И.Н., Бессонова А.В. Русский язык и культура речи: учебн.-метод. комплекс. – Новосибирск, 2007. 98 (предложение принять участие в экскурсии; утешение) и др. Поздравление с началом учебного года позволяет педагогу выразить свое отношение к ребенку, высказать предложения, рекомендации по его дальнейшей работе, показывает ученикам, что учитель думает о них. Переписка во время каникул обеспечивает постоянный контакт педагога с учеником, позволяет ему быть в курсе интересов и изменений в жизни ребенка, не прерывать педагогического воздействия.

31. Деловая беседа. Виды деловых бесед(-обстановка-обсуждение вопросов).

Деловая беседа – специфическая форма контактов между людьми, имеющими полномочия от своих организаций, в ходе которой происходит обмен мнениями и целенаправленное обсуждение конкретной проблемы с целью поиска взаимовыгодного варианта решения. В теории управления беседа рассматривается как вид делового общения, специально организованный предметный разговор, служащий решению управленческих задач. В отличие от деловых переговоров, которые значительно более жестко структурированы и, как правило, ведутся между представителями разных организаций (или подразделений одной организации), деловая беседа личностно ориентирована и происходит между представителями одной организации. Она может предварять переговоры или быть их составной частью.

Деловая беседа выполняет ряд очень важных функций: · взаимное общение работников из одной деловой сферы; · совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов; · контроль и координирование уже начатых мероприятий; · поддержание деловых контактов; · стимулирование деловой активности. Преимущества деловой беседы перед другими жанрами делового общения:

1. Быстрота реагирования на высказывания собеседников, способствующая достижению цели.

2. Повышение компетентности руководителя благодаря учету, критической проверке и оценке мнений, предложений, идей.

3 Возможность гибкого, дифференцированного подхода к предмету обсуждения как следствие понимание контекста и целей каждой из сторон.

4. Деловая беседа благодаря эффекту обратной связи позволяет руководителю реагировать на высказывания партнера в соответствии с конкретной ситуацией, т.е. с учетом цели, предмета и интересов партнеров.

Кроме того, во время беседы начальник может получить оперативную деловую информацию, которая способствует выбору большего количества вариантов принятия управленческих решений. Ээтапы деловой беседы: подготовительные мероприятия, начало беседы, информирование присутствующих, аргументирование выдвигаемых положений, завершение беседы.

-Подготовительные мероприятия: планирование, сбор материала и его обработка, анализ собранного материала и его редактирование. Сначала следует определить стоящие цели, а затем разработать стратегию их достижения и тактику ведения беседы. Планирование деловой беседы позволяет определить ее конкретные задачи уже в начале подготовки к ней, найти и устранить «узкие» места в беседе, согласовать время ее проведения. Сбор материала для деловой беседы включает в себя поиск возможных источников информации (из личных контактов, докладов, научных исследований, публикаций, официальных данных и т.п.). Объем собранных материалов во многом зависит от общей информированности участников будущей беседы, уровня их профессиональных знаний, широты подхода к намеченной для обсуждения проблеме. Анализ собранного материала помогает определить взаимосвязь фактов, сделать выводы, подобрать необходимую аргументацию, т. е. сделать первую попытку скомбинировать и увязать весь собранный материал в единое логическое целое. Обработанный и систематизированный материал как бы раскладывается по «ячейкам» плана, а сами «ячейки» увязываются между собой в более крупные части. Весьма полезно перед беседой попытаться составить «портрет» партнера, определить его сильные и слабые стороны, то есть установить его психологический тип, политические убеждения, общественные и деловые позиции, социальное положение, религиозные убеждения, хобби и т. п. Все это поможет определить, с кем – сторонником или противником – придется иметь дело, выработать наиболее приемлемую тактику, которой следует придерживаться в процессе беседы. Знание будущего партнера помогает не только получить представление о его личных качествах, но, самое главное, понять его видение предмета, о котором пойдет речь, интересы, с ним связанные.

-Начало беседы. Следует продумывать начало разговора. Задачи этого этапа беседы следующие: установление контакта с собеседником; создание рабочей атмосферы; привлечение внимания к предстоящему деловому разговору. Любая деловая беседа начинается со вступительной части, на которую отводится до 10-15% времени. Она необходима для создания атмосферы взаимопонимания между собеседниками и снятия напряженности. Если встреча происходит между людьми разных рангов, инициативу должен взять на себя старший. Если между гостями и хозяевами – представитель принимающей стороны. Начальный этап беседы имеет психологическое значение. Первые фразы часто решающим образом воздействуют на собеседника, т. е. на его решение выслушивать вас дальше или нет. Правильное начало беседы предполагает указание цели беседы, название темы и объявление последовательности рассматриваемых вопросов. Собеседники обычно бывают более внимательны в начале разговора. Именно от первых фраз будет зависеть отношение собеседника к партнеру, к самой беседе (начало влияет на создание рабочей атмосферы). По первым фразам складывается впечатление о человеке: как известно, эффект «первого впечатления» всегда запоминается надолго. В начале беседы следует избегать извинений, проявления признаков неуверенности. Нужно исключить любое неуважение, пренебрежение к собеседнику. Весьма полезно в начале беседы точно и с правильным ударением назвать полное имя собеседника, обязательно запомнить его и в дальнейшем как можно чаще обращаться к собеседнику по имени.

- Информирование присутствующих, т.е. передача сведений, с которыми руководитель хочет познакомить – следующий этап деловой беседы. Такая передача должна быть точной, ясной (отсутствие двусмысленности, недосказанности), профессионально правильной, по возможности, наглядной (использование общеизвестных ассоциаций и параллелей, а также наглядных пособий). Особое внимание нужно уделять краткости изложения. Необходимо помнить о временных рамках беседы. Вольтер как-то сказал: «Секрет быть скучным состоит в том, чтобы рассказать все». Во время беседы нужно постоянно обращаться к собеседнику с вопросами, учитывая, что личное влияние в деловых отношениях имеет очень большое значение. При информировании нужно искренне и заинтересованно слушать говорящего и быть естественным. Обоснование выдвигаемых положений. На этом этапе формируется предварительное мнение, партнеры занимают определенную позицию. С помощью аргументов можно полностью или частично изменить мнение собеседника, смягчить противоречия, критически рассмотреть положения и факты, изложенные обеими сторонами. Завершение беседы.

-Успешно завершить беседу – достичь заранее намеченных целей. На последнем этапе решаются следующие задачи: · достижение основной или (в неблагоприятном случае) запасной (альтернативной) цели; · обеспечение благоприятной атмосферы; · стимулирование собеседника к выполнению намеченных действий; · поддержание в дальнейшем (в случае необходимости) контактов с собеседником, его коллегами; · составление резюме с четко выраженным основным выводом, понятным всем присутствующим. Иногда необходимо дать понять собеседнику, что разговор окончен и продолжать его не имеет смысла.

Кадровые беседы – это беседы при приеме на работу, увольнении с работы и разговор в связи с изменением должностного положения работника. Правильный подбор и расстановка кадров оказывает решающее влияние на эффективность работы любой организационной структуры. Важное место в решении кадровых вопросов отводится деловым беседам, которые позволяют руководителю лучше понять и оценить сотрудника или претендента на должность, помогают. Деловые беседы по характеру обсуждаемых вопросов Проблемные Организационные Дисциплинарные Творческие Кадровые составить о нем мнение, выявить его слабые и сильные стороны, сформулировать собственную позицию для принятия решения.

СОБЕСЕДОВАНИЕ Зная заранее примерный список вопросов, претендент на должность может продумать варианты ответов, то есть осуществить первый этап деловой беседы – подготовиться. Никогда не следует говорить, что больше нет вопросов. Можно спросить о содержании будущей работы, о том, чего ожидает фирма от кандидата на эту должность, почему уволился человек, занимавший эту должность ранее или уточнить что-то, оставшееся неясным из предшествующей беседы. Устраивающийся на работу может задать следующие вопросы: · о месте рассматриваемой должности в структуре организации; · о режиме работы; · о длительности испытательного срока; · о денежном вознаграждении (рекомендуем этот вопрос обсуждать при проявлении реального интереса к Вашей кандидатуре, а не при предварительном знакомстве). Успех собеседования во многом зависит от того, насколько его участники соблюдают этические нормы 1. Собеседование должно начаться в строго обозначенное время. Претендента следует заранее оповестить о месте, дате и времени встречи; 2. Пришедший на собеседование должен иметь возможность привести себя в порядок (причесаться, посмотреть на себя в зеркало, положить свои вещи и т.д.). 3. Хозяин кабинета должен подняться навстречу вошедшему, приветливо улыбнуться, протянуть руку для рукопожатия, предложить сесть, расположиться поудобнее. 4. Следует подумать о пространственном расположении руководителя и претендента в кабинете: руководитель может оставаться за своим рабочим столом, сесть напротив претендента за отдельный стол, сесть рядом с ним и т.д. 5. Важно расположить к себе собеседника, помочь преодолеть скованность, неловкость в новой обстановке. Необходимо создать атмосферу доброжелательности и заинтересованности. 6. Руководителю следует обращаться к кандидату на вакантное место по имени и отчеству.

УВОЛЬНЕНИЕ Чаще всего в производственной деятельности приходится сталкиваться с двумя типичными ситуациями: · сотрудник сам принимает решение об уходе с данного места работы; · руководство организации решает уволить своего работника. Следует иметь в виду, что увольнение человека с работы независимо от ситуации всегда сопряжено с переживаниями, волнениями, хлопотами, а нередко и конфликтами. Поведение представителей администрации и увольняющегося/увольняемого, как правило, притягивает внимание сотрудников, получает широкий общественный резонанс. И очень важно, чтобы та и другая сторона достойно вышли из трудного положения. Сотрудник не должен прослыть скандалистом. Администрации необходимо создать имидж гуманного и справедливого хозяина, что обеспечит организации солидную и безупречную репутацию. Названные ситуации во многом определяют характер собеседования при увольнении. В первом случае важно выяснить причины увольнения, его мотивы, и в зависимости от этого строить разговор с подавшим заявление об уходе. Одно дело, когда человек увольняется в силу объективных причин: по семейным обстоятельствам, по состоянию здоровья, в связи с поступлением на учебу, переходом на другую работу, связанную с его профессиональным ростом, улучшением материального положения и т. д., из-за перемены места жительства. Теплые слова благодарности за хорошую работу, доброе напутствие, пожелание успехов на новом поприще будут приятны увольняющемуся, поддержат его, оставят хорошее впечатление об организации. Если человек подает заявление об уходе в состоянии эмоционального возбуждения, под влиянием субъективных факторов (обида на руководителя или коллег; чувство вины за те или иные промахи и просчеты в работе, неуверенность в своих действиях и др.), то такое увольнение не является желаемым результатом, хотя довольно часто становится им. Для организации это невыгодно, однако иногда может стать удобным поводом, чтобы избавиться от неугодного работника. Поэтому руководителю необходимо определить свою собственную позицию по отношению к факту увольнения, решить для себя, будет он уговаривать сотрудника остаться или нет. Важно создать благоприятную и доброжелательную атмосферу для делового конструктивного разговора, попытаться устранить имеющиеся разногласия, а также использовать беседу для 78 обсуждения условий трудовой деятельности, характера взаимоотношений в коллективе, задач, стоящих перед организацией. При проведении деловых бесед, связанных с увольнением, рекомендуется соблюдать ряд правил этического характера. Не следует приглашать на беседу увольняемого сотрудника накануне выходных или праздничных дней. Беседу лучше проводить в кабинете руководителя, а не на рабочем месте в присутствии других работников. Специалисты считают, что такая беседа не должна быть продолжительной, она может длиться не более 20 минут. Сдержанный, корректный и одновременно доброжелательный тон беседы позволит его участникам избежать обострения отношений, снять почти неизбежную в этих случаях напряженность, ослабить стрессовое состояние.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ РАБОТНИКА ПО КАРЬЕРНОЙ К кадровым относятся беседы в связи с переменой должностного положения работника. Перемещения по должности могут быть и по вертикали, и по горизонтали. Повышение в должности обычно радует человека, понижение огорчает, а к переходу на другую работу, родственную прежней, человек относится чаще всего спокойно. С учетом этого руководитель выстаивает стратегию и тактику своего поведения во время беседы. Особого внимания требуют люди, освобождающиеся от руководящей должности, но остающиеся работать в коллективе. Причины могут быть самые различные: пенсионный возраст, состояние здоровья, 79 серьезные просчеты в работе, появление более достойного кандидата и т. п. Как правило, бывшие руководители очень тяжело переживают изменение своего статуса. Поэтому приходится щадить самолюбие человека, подчеркивать уважительное к нему отношение и, если это возможно, следует сохранить за ним, хотя бы на первое время, некоторые льготы и даже атрибуты его прежней власти (кабинет, отдельный стол, телефон и т. п.).

ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ БЕСЕДЫ Дисциплинарные беседы связаны с нарушением трудовой дисциплины: опозданием на работу, невыполнением должностных обязанностей, несоблюдением правил трудового распорядка и т.д. Задача начальника – разрешить проблемную ситуацию, «навести порядок» в организации. В процессе подготовки проблемной беседы руководителю необходимо заранее ответить на вопросы о смысле, цели, результатах, средствах и методах решения проблемы, стремясь к тому, чтобы в ходе беседы подчиненный принял позицию руководства. При этом существуют некоторые правила, позволяющие избежать беседы в форме «разноса» и провести ее с конструктивными результатами. 80 Для этого следует: · получить необходимые сведения о сотруднике и его работе; · построить беседу, соблюдая следующую очередность в сообщении информации; сообщение, содержащее положительную информацию о деятельности сотрудника; сообщение критического характера; сообщение похвально-поучительного характера; · быть конкретным и избегать неясностей (например, «Вы сделали не то, что нужно», «Вы не выполнили задания» и т.п.); · критиковать выполнение задания, а не личность; · говорить с сотрудником не сразу, «по горячим следам», в пылу эмоций, в возбужденном состоянии. Однако откладывать беседу более чем на 48 часов не стоит. Соблюдение этих правил помогает создать положительный эмоциональный фон, который позволит провести неприятную часть разговора конструктивно, не вызывает ненужной враждебности со стороны сотрудника, не заставляет его занимать оборонительную позицию. При проведении проблемной беседы важно выяснить, не является ли возникшая проблема средством привлечения внимания. (Например, провинившийся работник скрывает свое недовольство по какой-либо причине и не хочет или не может открыто сказать об этом.) Не вызваны ли нарушения личными затруднениями (семейным конфликтом, болезнью близких и т.п.). Не связана ли проблема с недостатком квалификации, помощи, обучения. Возможно, работнику нужна большая самостоятельность. Или дело в том, что он не приемлет стиль руководства. Ответы на эти вопросы позволят принять решение о возможных организационных мероприятиях, которые необходимо осуществить в конкретный срок и которые могут стать, по существу, программой по преодолению возникшей ситуации. Если в ходе проблемной беседы предполагается сообщить работнику о мерах дисциплинарного характера, решение о наказании следует выражать просто, четко, делая акцент на понимании и правильной оценке случившегося. Например: «Как Вы понимаете, наказания Вам не избежать. Конечно, речь не идет о понижении в разряде, Вы этого не заслужили, однако выговора Вам не избежать. Понимаю, что это наказание радости Вам не прибавит, но как бы ни были высоки Ваши другие заслуги, иначе я поступить не могу». 81 Отметим еще раз, что критика со стороны руководителя имеет мотивационный эффект. Умение делать замечания, показывающие, что и как следует изменить в работе, при этом отмечать, что уже сейчас делается этим работником хорошо, является показателем высокой коммуникативной компетентности.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ БЕСЕДЫ. Приходилось ли Вам участвовать в таких беседах? Что это были за ситуации? Организационные беседы – это беседы, в ходе которых обсуждается технология выполнения того или иного производственного задания, анализируются полученные результаты, высказываются критические соображения по поводу решения поставленных задач. Проводя организационные беседы, руководитель должен учитывать реакцию собеседника на предъявленные требования. Она может быть различной. Одни сотрудники заинтересованы в отличной, слаженной работе предприятия. Они готовы услышать и принять критику, стараются изменить себя или ситуацию, за которую отвечают. Иные стараются переложить ответственность на других. Третьи вообще не принимают критику, считая, что всегда правы. Разумеется, руководитель по-разному выскажет свои замечания сотрудникам и советы по исправлению ошибки. В одном случае он просто укажет на ошибки, в другом перечислит действия по выполнению задания, в третьем предложит свой план. Организационную беседу иначе можно назвать «планеркой». Познакомьтесь с особенностями проведения данной беседы определите, ее черты (статья В. Кусакиной «Как эффективно проводить планерку?»30). 1. Планерка не должна быть долгой, максимум – 30-40 минут. 2. На планерке ведется журнал, в который записывается все то, что руководители собираются достичь в течение недели. 3. Планерка начинается с того, что зачитывается Цель компании. Имеется в виду Большая цель. Например: "Процветающая Россия, вносящая достойный вклад в мировую цивилизацию". После этого прочитывается текущая цель, например: "Поднять доход в 5 раз в этом году". 4. После этого ведущий планерки (как правило, это или учредитель, или исполнительный директор) просит руководителей подразделений рассказать по очереди о том, что они сделали на прошлой неделе для достижения цели. При этом основной функцией ведущего собрания является контроль того, чтобы выступающий руководитель не "лил воду" и не допускал фраз "мы увеличили эффективность отдела продаж на 15%". В таком случае он просто спрашивает вежливо, какие конкретно были сделаны шаги и какой получен результат. Ответ, например, может быть таким: «Мы провели тренинг для продавцов, разослали более 500 писем нашим потенциальным клиентам. В общей сложности было принято 118 звонков от заинтересованных клиентов и выставлено 53 счета на общую сумму 3 млн.600 тыс. Общий доход по отделу составил на этой неделе 1, 8 млн. рублей, что на 15% больше прошлой недели». Такой ответ является приемлемым. Если руководитель пытается "лить воду" или "наводить тень на плетень", задача ведущего заключается в том, чтобы другие руководители это увидели. Подойдет, например, такая фраза: "Это была непростая неделя. Мы много думали..." При продолжении таких попыток ведущий планерки 30 Кусакина В. Как эффективно проводить планерку? // Информационный канал «Бизнес и карьера»: прерывает выступающего и говорит, что сейчас планерка, и если нет конкретных результатов, то переходим к следующему отделу. Он может попросить секретаря прочитать записи с прошлой планерки, напомнить всем, что именно планировалось достичь на этой неделе в данном отделе. Например: 1. Провести опрос по поводу нового продукта у 400 клиентов. Сделано? Нет. 2. Выставить счета на общую сумму 2 млн. 800 тыс. рублей. Сделано? Выставлено на 17 тысяч рублей. 3. Провести тренинг продавцов. Сделано? Нет, мы были перегружены. Понятно, достаточно. Переходим к следующему. Хочу отметить, что на такой планерке вскрывается и делается видимым всем остальным руководителям, кто добивается результатов и действительно помогает компании двигаться к цели, а кто искусно изображает из себя гибкий шланг и имитирует полезную деятельность. 5. После того как все рассказали о результатах, ставится цель на следующую неделю для всей компании. Ведущий следит за тем, чтобы возникло согласие всех участников по поводу поставлено цели. Ведущий просит руководителей по очереди сказать, что они собираются сделать для достижения этой цели в своих областях, и это записывается в журнал. 6. Руководители могут просить что-то дополнительно сделать других руководителей, если их подразделения связаны и нужны совместные действия. По поводу этого достигается согласие, которое фиксируется в журнале. Эта простая и эффективная форма проведения планерки позволяет добиться интересных результатов. Руководители либо начинают по-настоящему добиваться результатов, либо уходят из компании под разными предлогами, освобождая место новым руководителям, которые действительно хотят вносить свой вклад в команду, а не просто изображать видимость полезной деятельности, находясь в лучах славы и почета.

ТВОРЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ В начале ХХI века актуальными становятся творческие беседы. Это связано с постоянно меняющимися условиями существования, изобретениями, инновациями и скоростью обмена информацией. Творческие беседы предполагают выработку общей концепции работы организации, обсуждение принципов выполнения различных программ, проектов, заданий и т.п. Ли Якокка пишет: «Самый верный способ разрабатывать идею состоит во взаимодействии с коллегами – менеджерами. Здесь мы снова возвращаемся к вопросу о значении работы команды и об искусстве межличностных отношений. Взаимовлияние двух или трех собеседников может оказаться чрезвычайно плодотворным, и оно сыграло большую роль в моем собственном успехе. Вот поэтому я энергичный сторонник того, чтобы менеджеры посвящали время совместным беседам, причем не обязательно на официальных встречах, а просто на прогулке, где можно в непринужденной обстановке давать друг другу полезные советы, решать различные проблемы». Смысл подобных бесед заключается в том, что руководитель не учит участников, не дает тематический материал, а темы порой рождаются сами. Работа идет в живой, спонтанной, творческой обстановке. В таких беседах особенно ценятся неординарность мышления, яркая речь, умение найти аргументы и отстоять свою позицию – другими словами, полет фантазии.

32. Переговоры, их цели, виды и функции. Тактические приемы переговоров, этапы.

Оптимальным способом разрешения внутриорганизационного конфликта являются переговоры. Их сторонами могут быть: администрация и профсоюзная организация; руководители самостоятельных подразделений и пр.

Объектом переговоров обычно становится предмет конфликта, который стороны могут прояснить, убедиться в его иллюзорности, но могут и запутать дополнительными требованиями, условиями, претензиями.

Нужно отметить, что переговоры не обязательно связаны с преодолением каких-то конфликтов. Часто они ведутся в условиях сотрудничества, чтобы его продолжить или сделать более эффективным, что, правда, в большей степени характерно для внешних переговоров.

Переговоры различаются по числу и уровню участников, кругу обсуждаемых вопросов, регулярности проведения, степени официальности и обязательности исполнения принимаемых решений.

Основной функцией переговоров является принятие устраивающего в той или иной степени все участвующие стороны решения после совместного обсуждения проблемы. Поэтому задача переговоров состоит в нахождении такого его варианта, который позволил бы оптимизировать возможный результат. Это достигается сближением в процессе их проведения позиций сторон на основании общности их целей, наличия разных путей их достижения, непротиворечивости интересов и возможности их сочетания путем взаимных уступок, потери от которых оказываются значительно меньшими, чем были бы при отсутствии соглашения.

В зависимости от истинной цели переговоров достигнутое решение может быть конструктивным, влекущим за собой изменение ситуации к лучшему; деструктивным, еще более ее ухудшающим и ничего нового не создающим; пропагандистским, то есть много обещающим, но не содержащим конкретных обязательств; камуфлирующим, призванным скрыть истинные намерения сторон; умиротворяющим, в задачу которого входит усыпление бдительности заинтересованных лиц.

Второй важнейшей функцией переговоров является информационная, состоящая в обмене между сторонами мнениями без принятия какого-то конкретного решения. Сама информация может быть ознакомительной, содержащей сведения общего характера о позиции и взглядах сторон, что особенно важно при первых контактах между ними и отчетной, необходимой для взаимного контроля за выполнением ранее принятых обязательств.

Существуют две основные разновидности переговоров: позиционные и рациональные. Предметом первых являются позиции сторон, то есть субъективные взгляды на решение проблем, которые могут быть истинными, исходящими из реальных интересов, а могут быть и ложными, имеющими в основе только амбиции. Необходимо четко различать позицию и интересы. Позиция — внешнее выражение интересов, не обязательно совпадающее с ними, поэтому, хотя позицию не всегда удается отстоять, интересы могут быть удовлетворены.

Позиционные переговоры могут протекать в двух формах — мягкой и жесткой. Суть первой состоит в том, что стороны готовы ради достижения соглашения и сохранения хороших отношений идти на бесконечные уступки друг другу, что в конце концов приводит к принятию неэффективного для обеих решения. Здесь можно привести хороший литературный пример гоголевских Добчинского и Бобчинского, которые пропускали друг друга пройти через дверь до тех пор, пока оба в ней не застряли.

Суть жестких переговоров — настаивание любой ценой на своей, обычно крайней позиции, большей частью игнорирующей интересы другой стороны (если вспомнить того же Гоголя, то жесткие позиционные переговоры с Чичиковым вел Ноздрев).

В целом позиционные переговоры являются крайне неэффективными, ибо, чем больше оппоненты защищают свою позицию и убеждают друг друга в невозможности ее изменить, тем труднее это сделать на практике, так как они оказываются ею же и связанными

Отстаивание позиции занимает много времени, требуя проведения значительного числа малопродуктивных обсуждений и решения пустячных вопросов, уводящих оппонентов в сторону от основной проблемы и уменьшая стимулы к продолжению переговоров.

Для отстаивания позиций приходится прибегать к различного рода уловкам, силовому давлению, в результате чего сторона, проявившая больше воли и настойчивости, оказывается победительницей, что, как уже отмечалось, вызывает неминуемую напряженность в отношениях, увеличивая цену достижения договоренности.

Но главным негативным результатом позиционных переговоров является принятие неоптимального для всех решения, содержащего в себе немало упущенных выгод.

Позиционные переговоры могут закончиться победой одной из сторон или в лучшем случае — компромиссом, связанным с перераспределением «по силе» выгод и потерь, однако в том и в другом случае сама проблема остается нерешенной.

Этот недостаток преодолевается в процессе рациональных переговоров, предметом которых становятся глубинные интересы сторон. При этом проблема и интересы отделяются от личных отношений, что позволяет на основе объективных критериев совместно разрабатывать различные варианты решения и определять наиболее выгодные для всех. Такие переговоры предполагают совместный поиск, не требующий предварительного доверия сторон друг к другу, ибо последнее формируется в результате взаимного контроля в рамках общей работы.

Так как целью рациональных переговоров является оптимальное решение, соотношение уступок сторон, если таковые и приходится делать, не имеет принципиального значения, поскольку в любом случае каждая из них выигрывает больше, а теряет меньше, чем при позиционных переговорах.

Этому в немалой степени способствует и наличие объективных критериев эффективности вырабатываемых решений и процедур их принятия. В качестве критериев можно, например, использовать научные оценки, решения суда, прецеденты, а в качестве процедур очередность, жребий, мнение признаваемого всеми арбитра.

Непосредственное деловое общение – переговоры – условно можно разделить на три этапа:

1) взаимное уточнение интересов, точек зрения, концепций, позиций и понятий;

2) обсуждение, дискуссия, представление аргументов и обоснования своих предложений;

3) согласование позиций и выработка договоренностей.

Сочетание этапов может быть достаточно разнообразным, включая параллельное осуществление всех трех этапов. В то же время этапы переговоров могут быть разделены во времени; достижению договоренностей может предшествовать ряд встреч, ряд самостоятельных переговоров.

Взаимное уточнение позиций, понятий и интересов – крайне важный момент, позволяющий снять многие возможные трудности и недоразумения и значительно приближающий достижение договоренности. В любых случаях необходима выработка общего языка – общего круга понятий, включая и одинаковое понимание основных терминов. Очень часто люди говорят об одних и тех же вещах, но разными словами, и это порождает взаимное непонимание и противоречия там, где их не должно было быть. Проблема общего языка особенно усложняется, если переговоры ведутся на различных языках. При этом важно не только хорошее знание того или иного иностранного языка, но и правильный выбор и подготовка переводчика, владеющего одинаково хорошо и родным, и иностранным языком, обладающего высокой языковой культурой и умением ощутить языковые нюансы, нечеткое понимание которых может привести к серьезным недоразумениям.

В начале любых переговоров полезен обмен меморандумами, содержащими четкое изложение позиций стороны, с которыми она выступает на данных переговорах.

Обмен меморандумами такого типа полезен и по завершении отдельных стадий переговоров, когда партнеры формируют свое понимание результатов, полученных на завершенной стадии, возникших трудностей, перспектив их разрешения.

На стадии согласования эффективным оказывается согласование общих принципиальных вопросов, а затем уже обсуждение деталей. Это психологически облегчает принятие согласованных решений.

33. Спор, дискуссия, полемика как специфический жанр деловой коммуникации.

В «Словаре современного русского языка» сказано, что спор - это словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту; борьба мнений (обычно в печати) по различным вопросам науки, литературы, политики и т.д.; полемика. Разговорные значения: разногласия, ссора, препирательство; переносные: противоречие, несогласие

Общим для всех значений слова «спор» является наличие разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство. В современной научной литературе слово «спор» служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Однако единого определения данного понятия не существует.

В русском языке имеются и другие слова для обозначения данного явления: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения.Довольно часто они употребляются как синонимы слова «спор». В научных исследованиях эти слова служат нередко наименованиями отдельных разновидностей спора.

Дискуссией (от лат. discussio - исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Слово диспут тоже пришло к нам из латинского языка (disputar — рассуждать, disputatio - прение) и первоначально означало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении слово «диспут» не употребляется. Под ним подразумевается публичный спор на научную и общественную тему.

Другой характер носит полемика (от древнегреч. polemikos — воинственный, враждебный). Полемика - это не просто спор, а такой при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнении по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Из данного определения следует, что полемика отличается от дискуссии и диспута именно своей целевой направленностью. Участники дискуссии, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину.

Цель полемики иная: необходимо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.

Однако следует иметь в виду, что подлинно научная полемика ведется не ради победы как таковой. Полемика — это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами.

Слово «дебаты » французского происхождения (debat — спор, прения); «прения»— русское слово, зафиксированное в лексиконе XVII в. Толковый словарь определяет эти слова так: дебаты пре­ния, обмен мнениями по каким-либо вопросам, споры; прения обсуждения какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопросам. Под этими словами, как правило, подразумевают споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т.д.

К основным факторам,влияющим на характер спора и его особенности, относятся: цель спора; значимость проблемы спора; количество участников; форма проведения спора.

Цель спора: поиск истины; убеждение оппонента; одержать победу; спор ради спора.

Значимость проблемы спора.В спорах затрагиваются национальные интересы, интересы определенных социальных слоев, нередко приходится отстаивать групповые интересы. Защищаются в них также и семейные, и личные интересы. Важно понимать социальную значимость проблемы, чтобы не растрачивать силы и энергию на несущественные вопросы.

Количество участников. На специфику спора влияет количество лиц, принимающих участие в обсуждении проблемных вопросов. По этому признаку важно выделить три основные группы: спор-монолог (человек спорит сам с собой, это так называемый «внутренний спор»); спор-диалог (полемизируют два лица); спор-полилог (ведется несколькими или многими лицами). Споры могут проходить при слушателях и без таковых. Присутствие слушателей, даже если они не выражают своего отношения кспору, влияет на спорящих.

Форма проведения спора. Споры могут быть устными и печатными. Устная форма предполагает непосредственное общение друг с другом, письменная (печатная) форма- опосредованное общение. Устные споры, как правило, ограничены во времени и замкнуты в пространстве. Письменные споры более продолжительны.

Успех спора зависит и от состава полемистов.Важное значение имеют их уровень культуры, эрудиция, компетентность, жизненный опыт, владение полемическими навыками и умениями, знание правил публичного спора.

34. Публичное выступление. Жанры публичного выступления, подготовка речи: темп, цель речи, композиция речи.

Выбор темы
Уточняя тему выступления, оратор руководствуется следующими требованиями:
1. Тема должна быть актуальной и интересной как для оратора, так и для аудитории.
2. Тема должна быть сформулирована как можно более узко и конкретно. Особенно это важно, если предполагается небольшое по времени выступление.
3. Поставленная проблема должна иметь решение и находиться в компетенции собрания.
Так, на общем собрании школы окажутся уместными такие темы: “О внесении изменений в устав школы”, “О необходимости введения риторики в нашей школе с 1 класса” и т. п., но не уместны темы типа: “О необходимости внесения изменений в Закон об образовании” или “Об улучшении финансирования школы”, поскольку решение этих вопросов не относится к компетенции школьного собрания.

Определение цели речи
Очень часто на этапе определения цели начинающие ораторы определяют её неправильно. Цель вашего выступления может быть следующей: переубедить остальных и заставить их принять Вашу точку зрения; передать свои знания и поделиться опытом; предложить свою помощь; дать отчет о чем-либо; пробудить интерес к новой продукции; попросить понимания при принятии какого-либо неприятного решения. А также проинформировать; объяснить; заинтересовать; убедить; переубедить; побудить к действию; воодушевить и т.д. Обычно выступление преследует одну главную цель, а остальные ей подчинены.
С древнейших времен в зависимости от основной цели выступления различают следующие виды речей: информационные (повествовательные, описательные, объяснительные), агитационные (воодушевляющие, убеждающие, побуждающие к действию), развлекательные и сокровенные.

Поиск материала
1. Чтение-отбор. Его итог — список литературы. Досконально проработать всю имеющуюся литературу по теме невозможно, да и не нужно. Чтобы отобрать самые подходящие книги, следует познакомиться с их аннотациями, прочитать предисловие, просмотреть оглавление, первую и последнюю главы, обратить внимание на язык изложения. Составление списка литературы поможет потом делать ссылки.

2. Чтение-ознакомление. Его итог — разметка материала в разных книгах. Это внимательное чтение выбранных книг, чтобы определить, в каком источнике, на каких страницах можно найти нужный материал. В процессе ознакомления с литературой предварительный план, как правило, уточняется. Разметка материала осуществляется с помощью закладок или другими способами.

3. Чтение-изучение. Его итог — выписки из книг по вопросам предварительного плана. Основополагающие работы по теме выступления рекомендуется проработать полностью, делая выписки. Выписки из литературных источников не всегда должны быть дословными. Фактографическое конспектирование необходимо, когда важно передать слово в слово содержание постановления, нового закона, рекламной информации и т.д. Такой материал подразумевает прочтение перед аудиторией.
4.книги, словари, статьи и т.д.

Выступающий должен быть уверен, что слушатели понимают смысл тех показателей, которые он приводит в цифрах. Нелишне пояснить, что, например, такое инфляция, покупательная способность, потребительская корзина и т.п. (если речь идет об экономической презентации). Использование наглядного материала: диаграммы, рисунки, иллюстрации, фотографии, плакаты, различные предметы также предъявляются для подтверждения или пояснения основных положений выступления.
Зачастую возникают сложности с подбором литературы для выступления, но: во-первых, какие-то профессиональные вещи не так-то сложно найти, а, во-вторых, сделать выступление захватывающим и наглядным можно благодаря не только своим специальным знаниям, но и личному опыту. К Вам будут прислушиваться лишь в том случае, когда Вы будете говорить не только как специалист, но и просто как человек.

Знакомясь с литературой, помните, что прочитать нужно гораздо больше того, что войдет потом в вашу речь. Вы должны быть уверены, что основательно познакомились с проблемой и отобрали действительно важные, основополагающие мысли, а не случайно подвернувшиеся под руку отрывки. Процесс накопления информации должен закончиться полным и всесторонним знанием о будущем предмете речи. Из этого вытекает необходимость знакомиться не только с теми материалами, которые отвечают точке зрения оратора, но и с теми, которые этой точке зрения противоречат. В серьезном выступлении нельзя не указать другие мнения по рассматриваемому вопросу. Если в письменных жанрах отсутствие критического осмысления разных позиций может пройти незамеченным, то, выступая на публике, оратор рискует получить в свой адрес неприятные вопросы или подвергнуться неожиданной для него критике. Поэтому подробное знакомство со всеми мнениями – обязательный элемент работы над речью.

КОМПОЗИЦИЯ РЕЧИ
способы составления конспекта различны:
1.Полный текст

2.Конспект

3.Краткий конспект

4.Речь без листочка

Композиция — это и есть логика развития содержания по намеченному плану. Каждый оратор составляет план выступления по-своему. План может быть очень сжатым и развернутым. Основные вопросы подразделяются на подвопросы, а те в свою очередь могут делиться на пункты и подпункты. На поля полезно выносить факты, цифры, цитаты. Можно составить и тезисы по плану. Тезисы — это сжатое изложение основных положений выступления. Среди тезисов есть основной, в котором и заключена проблема (ответ на поставленный вопрос). Главный тезис — это кульминация выступления. В нем раскрывается цель, сверхзадача оратора.
Впервые выступающий может пользоваться конспектом или полным текстом (но полный текст не читается, а служит лишь опорой). Постепенно, по мере накопления опыта, оратор переходит к конспекту, затем к плану. И, наконец, наступает время, когда в живом процессе общения с аудиторией эти подсобные материалы становятся ненужными.
Начинать создание текста следует с центрального, главного раздела. Затем пишутся второстепенные разделы и затем — введение и заключение.
Особое внимание надо уделить зачину и финалу выступления, не забывая народную мудрость: «Начало и конец — всему делу венец». Удачное начало — половина успеха. Вступление преследует цели: вызвать интерес слушателей, захватить их внимание, установить контакт, подготовить благоприятную почву для совместной деятельности.

Существуют следующие основные способы изложения:
1) ступенчатый — материал очередного вопроса базируется на предыдущем;
2) концентрический — рассмотрение данного явления со всех сторон;
3) спиральный — переход от общего, относительно поверхностного изложения вопроса к повторному, более детальному и глубокому анализу;
4) хронологический — рассмотрение процесса или явления в становлении;
5) логический — системно-структурный подход к явлению, без обращения к его истории;
6) дедуктивный — переход от общих положений к конкретной ситуации и вывод на основе этого;
7) индуктивный — переход от анализа фактов, явлений к обобщениям;
8) сравнение, сопоставление явлений, процессов или событий;
9) анализ проблемы.

Заключение
Подводя итоги, хотелось бы акцентировать внимание на некоторых факторах успеха публичной речи:
– подготовить план выступления (тезисно отредактировать текст), прорепетировать;
– необходимо учитывать компетенцию аудитории. Не стоит оперировать терминами перед слушателями, которые могут не знать их значение;
– речь должна быть убедительной, вы должны быть уверены в себе и правильности предоставляемых вами данных;
– речь должна быть естественной – покажите публике свой интерес к теме, тем самым привлекая слушателей;
– не игнорируйте проявление неинтереса аудитории к вашему докладу – сделайте паузу или перейдите от «сухих фактов» к конкретным примерам;
– выделяйте интонационно главное, неважные детали лучше опустить – через некоторое время интерес аудитории к вам может пропасть;
– акцентируйте внимание публики на начало и конец выступления – это должны быть цитаты, призыв к действию, комплимент, вопрос или интересный факт («эффект края» – хорошо запоминается начало и конец выступления).
Таким образом, мы убедились в значимости каждого из компонентов изобретения и композиции речи. Пренебрежение одним из них может вызвать неприязнь и проявление неинтереса со стороны аудитории.
Грамотно преподнести речь – задача не из легких. Однако, владея определенными навыками ораторского искусства, проходя все этапы подготовки публичной речи, вы сможете добиться внимания со стороны аудитории, а значит, и донести свою мысль.>

Публичное выступление – это один из видов устного делового общения. В зависимости от содержания, назначения, способа ведения и обстоятельств общения выделяют такие основные жанры публичных выступлений:

1)общественно-политическая речь (лекция на общественно-политические темы, выступления на митингах, на выборах, отчетные доклады, политические обзоры);
2) академическая речь (научные доклады, учебная лекция, научная дискуссия);
3) речь по случаю торжественной встречи (юбилейная речь, приветствия, тосты).

Каждый из перечисленных видов имеет соответствующее назначение, то есть преследует определенную цель – проинформировать, убедить или создать настроение у соответствующей аудитории.

Убеждение как цель выступления возникает во время обсуждения определенной теоретической или практической проблемы. Оратор ставит перед собой задание убедить аудиторию, обращаясь и к уму, и к чувствам своих слушателей. Успех его зависит от отбора аргументов и умения расположить их в порядке нарастания убедительности. В конце, выступающий, как правило, еще раз отмечает главные аспекты темы и призывает к определенным действиям или к принятию определенных решений.

Такая цель, как создание определенного настроения, появляется на всевозможных торжествах: на праздниках, на юбилеях на годовщине.

Один из важных вопросов, возникающих при подготовке публичного выступления, — обязательно или нет предварительно составлять письменный текст речи.

Еще лучше — написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух. Письменное изложение предстоящей речи очень полезно начинающим лекторам и не обладающим резко выраженной способностью к свободной и спокойной речи. Конечно, писать текст выступления — дело нелегкое.

Итак, назовем еще раз рекомендуемые специалистами основные формы работы над выступлением: 1. Полный текст (не для чтения, а для пересказа своими словами). 2. Подробный конспект с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами собственными. 3. Неподробный конспект с обозначением переходов от блока к блоку, цитатами и т. п. 4. План с цитатами и т. п. 5. Речь без бумажки.

35. Невербальные средства общения.

Разговаривая друг с другом, люди для передачи своих мыслей, настроений, желаний наряду с вербальной (словесной) речью используют жестикулярно-мимическую речь, т.е. невербальные средства (мимика, жесты)! Трудно поверить, но ученые-невербалисты считают, что при общении невербальные средства преобладают; их используется 55% или даже 65%, а вербальных соответственно 45% или 35%.

Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, с стремлением воли, с выражением голоса. Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев. Печаль отражают сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье — спокойные глаза, приподнятые внешние уголки губ. Для каждого, участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать», «понимать» мимику собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна. В связи с этим рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Если вы привыкли хмурить брови, морщить лоб, то постарайтесь отучиться собирать складки на лбу, расправляйте почаще нахмуренные брови. Чтобы ваша мимика была выразительной, систематически произносите перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности (печальных, веселых, смешных, трагических, презрительных, доброжелательных) фраз. Следите, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию. О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его. Понятна ли будет фраза, сказанная без жеста: «Дочь у меня вот тут сидит»? Нет, непонятна. Где «тут»? В углу комнаты, за столом, у телевизора или еще где? Указательное местоимение требует уточнения. Но если говорящий сопроводит эти слова жестом (постучит ребром ладони ниже затылка по шее), тогда сказанное приобретает смысл, что дочь находится на полном его иждивении, непомерно обременяет его. В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, махнуть рукой. положа руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрозить пальцем, показать нос. Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты!» Не случайно, что в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

внеязыковые формы и способы передачи информации.
К НСО. относят жесты, позы тела и мимику лица, а так же прическу, одежду, обувь, визитные карточки, интерьер офиса, зажигалки, посуду и другие аксессуары, используемые в деловых коммуникациях. Выделяют жесты открытости, напр., расстегивание пиджака или сокращение дистанции между участниками переговоров. К жестам подозрительности и скрытности относятся потирание лба, подбородка, стремление прикрыть лицо руками и, особенно, избегание контактов глазами, увод взгляда в сторону.
Жесты обороны или конфликта - скрещивание рук, сжатие пальцев в кулак. Особо неуважительно скрещивать руки на груди и выставлять вперед большие пальцы.
К жестам рассуждения и задумчивости относятся пощипывание переносицы, поза "мыслителя" с рукой у щеки. Когда указательным пальцем правой руки почесывают пространство над мочкой уха или боковую часть шеи, то это означает сомнение и неуверенность. Жестом затруднения считают почесывание носа или прикосновения к нему.
Опускание век свидетельствует о желании поскорее закончить разговор. Почесывание уха означает неприятие собеседником того, о чем ему говорят (или как говорят). Если собеседник потягивает мочку уха, то это значит, что он вдосталь наслушался и желает высказаться сам. Тибетские монахи при встрече приветствуют друг друга этим жестом, а не привычным нам рукопожатием.
О рукопожатиях известно, что они выражают различные позиции партнеров. Властным считается рукопожатия с захватом руки партнера так, что ее ладонь оказывается снизу. Если руки встречающихся в одинаковом положении, то это свидетельство равноправия и взаимопонимания. Если одна из сторон протягивает руку, разворачивая ладонь вверх, то это знак покорности, подчиненности.
Пожатие прямой, несогнутой рукой выражает неуважение, подчеркивает некую дистанцию, различный статус, неравенство. Еще больше все это выражают предлагаемые для пожатия кончики пальцев.
Если руку партнера жмут двумя руками (иногда берут за предплечье или плечо), то это обозначает доверительную искренность, избыток теплых чувств, расположение и близость. У мусульман рукопожатие двумя руками означает уважение к старшему по возрасту. Используя такое рукопожатие по отношению к сверстнику, ждут от него аналогичного жеста. Если же он не отвечает на проявленную дружественность. Ограничивается участием одной руки в рукопожатии, то это вызов, высокомерие.
Европейцам и американцам свойственны энергичные, сильные рукопожатия. Они указывают на силу, деловитость. Для японцев и многих представителей азиатских культур такой характер рукопожатия непривычен, может вызвать недоумение. Здесь в ходу не очень долгие, мягкие рукопожатия.
Целование руки у дамы, распространенное в дворянских европейских культурах, постепенно отходит в прошлое. Поцелуй мужчин в России, если отбросить сексуальные аномалии, имеют два основных варианта: троекратное традиционное православное русское лобызание и "мафиозный поцелуй", когда собеседники кратко соединяют губы и слегка трутся щеками. Высшим же выражением радости при встрече остаются дружеские объятия.
На переговорах жестами несогласия и неодобрения является собирание ворсинок с костюма. Затягивание паузы (для обдумывания конечного решения) может происходить с помощью очков: снимают и надевают очки, протирают линзы. Есть жесты, которые свидетельствуют о желании закончить встречу, разговор. Это подача корпуса вперед (руки на коленях или на боковых краях стула). Если хотят показать, что разговор пустой, неприятный и его нужно скорее заканчивать, то могут заложить руки за голову. Такое поведение - высокомерно.
Манипуляции курильщиков также могут многое сказать опытному глазу. Скрытный, подозрительный собеседник направляет выдыхаемую струю дыма вниз. Еще большую скрытую неприязнь или агрессию выражает выдыхание дыма вниз из уголков рта. Имеет значение скорость выдыхания дыма. Чем быстрее собеседник выдыхает струю дыма вверх, тем увереннее он себя чувствует. Чем сильнее струя выдыхается вниз, тем отрицательнее настроен человек. Амбициозным является выдыхание дыма через ноздри, когда голова поднята вверх. То же, но с наклоненной вниз головой, означает, что собеседник очень сердит.
Большое значение имеют наиболее трудные для самоконтроля позы, положения рук, плеч и головы. Так, поднятые плечи свидетельствуют о напряжении. Опускаются плечи при расслаблении. Поднятая голова и опущенные плечи обозначают обычно открытость и стремление к успешному решению проблем. Опущенная голова в сочетании с поднятыми плечами - знак неудовольствия, страха, неуверенности, замкнутости. Склоненная набок голова - показатель любопытства, интереса (у симпатичной женщины - любовного заигрывания, флирта).
Многое может сказать выражение лица. Улыбка свидетельствует о дружелюбии, позитивном настрое. Плотно сжатые губы указывают на замкнутость или недовольство. Изгибает губы сомнение или сарказм. Большую роль играет и взгляд. Когда он направлен в пол - это страх или желание прервать контакт, в сторону - пренебрежение. Волю собеседника подчиняют себе долгим и неподвижным взглядом прямо в глаза. В школах иезуитов учили сбивать спесь с собеседника таким взглядом в точку над переносицей, посередине лба. Желание паузы в разговоре выражается взглядом вверх с подъемом головы. Улыбка с легким наклоном головы выражает понимание. Его выражает и ритмическое кивание головой. Непонимание и требование повторить показывают насупленными бровями и легким движением головы назад.
Важно различать в коммуникации жесты лжи, которые выявляются бессознательно, т. е. человеку, прибегающему ко лжи, их очень трудно контролировать. Это может быть прикрытие рта рукой, прикосновением к носу или ямочке под ним, потирание век, отворачивание в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: