1. Перечислите общерусские тенденции в новгородской литературе.
2. Отражение борьбы против ереси в «Повести о новгородском посаднике Щиле».
3. Антимосковская тенденция в «Сказании о знамении от иконы богородицы».
4. Культ архиепископа Иоана в Новгороде и политическое значение этого культа. «Повесть о путешествии архиепископа Иоана на бесе в Иерусалим».
5. Определите фольклорные мотивы «Повести о новгородском белом клобуке».
Тема 7. Демократическая сатира 17 века
Вопросы и задания
1. Определите причины возникновения сатирических жанров.
2. Познакомьтесь текстуально с повестями о Шемякином суде, Ерше Ершовиче и о попе Савве. Определите, какие формы пародии и аллегорической сатиры здесь использованы.
3. Определите темы и основные формы сатирических повестей.
4. Определите, какие средства и приемы сатирического обличения здесь использованы.
Тема 8. Силлабическое стихосложение.
Вопросы и задания
1.Перечислите поэтические школы 17 века.
2.Охарактеризуйте силлабическое стихосложение. Каковы были причины появления в русской литературе 17 в. именно этой системы?
|
|
3.Особенности сборника «Рифмологион». Какую традицию начинает он собой в русской литературе? Как связан этот сборник со стилем барокко? Проанализируйте основные особенности стихотворения «Приветство... Алексею Михайловичу... о вселении его в дом... в селе Коломенском» Связь с общим замыслом «Рифмологиона».
4.Идейно-художественное своеобразие сборника «Вертоград многоцветный».
5.Как развивалась традиция силлабической поэзии в творчестве последователей Полоцкого? В чем отличие виршей Кариона Истомина от стихов его предшественников?
Тема 9. Переводная литература 17 века
Вопросы и задания
1. Определите роль переводной западно-европейской литературы в формировании новых форм и тематики оригинальной литературы 17 века.
2. Прочтите 2 повести (по выбору) из сборника «Великое зерцало». Какую функцию выполняют эти повести?
3. Прочтите «Повесть о Еруслане Лазаревиче», определите жанр произведения, особенности восточной сюжетной обработки.
Тема 10. Значение древнерусской литературы
Вопросы и задания
1. Традиции древнерусской литературы в последующем развитии русской литературы.
2. Использование образов и сюжетов древнерусской литературы писателями нового времени.
3. Общекультурное, воспитательное и художественное значение древнерусской литературы.
Тема 11. М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол... государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года».