Тема 13. Идейно-художественное осмысление действительности в произведениях Н.М. Карамзина и А.Н. Радищева

Вопросы и задания

1. Какие стороны крестьянского бытия отбираются писателями?
Насколько характерны для действительности XVIII века сюжетные положения, жизненные ситуации, изображенные в обоих произведениях?

2. Труд крестьян в изображении Карамзина и Радищева.
Сделать выписки из текста повести Карамзина «Бедная Лиза» и главы «Любани» из «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Ра­дищева, отразив следующие моменты: насколько характерно, соци­ально детерминировано (определено) описание труда крестьян у обоих писателей? Каково социальное положение крестьян? Как об этом пишут Карамзин и Радищев? Чем занимаются их герои? Най­дите строки в главе «Любани», соотносимые с описанием занятий Лизы в повести «Бедная Лиза», прокомментируйте их.

3. Жизнь, быт крестьян у Радищева и Карамзина.

Выписать из повести Карамзина «Бедная Лиза» и главы «Пеш­ки» из «Путешествия..» Радищева главные и конкретные детали в описании жилища крестьян (как называют строение Радищев и Ка­рамзин?), одежды, что сказано о пище крестьян. Чем объясняется различие в описании?

4. Крестьянские персонажи у Карамзина и Радищева.

Сравнить повесть Карамзина «Бедная Лиза» и главу «Едрово» из «Путешествия...» Радищева. Выписать строки, характеризующие облик героинь (Лизы и Анюты), их речь (речевая характеристи­ка персонажей): как разговаривают крестьянки? Какова лексика, структура фразы? Чья речь ближе к реальной жизни?

Отметьте сходство сюжетной ситуации - встреча с барином - и различие в описании этой встречи. Что вы можете сказать о лич­ностных качествах Лизы и Анюты? Что отличает Лизу от Анюты? Какое значение имеет эпитет «бедная», относящийся к Лизе?

5. Чем объясняется различие в описании действительности у
Карамзина и Радищева?

Вспомните положение сентиментализма о том, что идеал жиз­ни - жизнь в трудах и наслаждение природой, сочетание полез­ного и прекрасного; натура крестьян не замутнена, так как живут они вблизи природы, на лоне природы; а также тезис морального равенства Карамзина, затушевывающий социальное неравенство.

У Радищева же создана картина жизни в социально объяснен­ном виде, что позволяет говорить о реализме просветительского уровня.


ТЕМЫ И ПЛАНЫ КОЛЛОКВИУМОВ (СРС)

Тема 1. Эстетические представления писателей петровского времени

ПЛАН

1. Эстетика литературы Древней Руси и основные линии ее эволюции:

а) теологическая основа средневековой эстетики и процесс обмирщения;

б) эстетика Подобия, значение канона в древнерусской литературе и искусстве, рост индивидуально-авторского начала в изображении общества, природы и человека.

2. Становление новых эстетических категорий в русской литературе переходного периода. Изменения в соотношении этических и эстетических норм.

3. Взаимодействие бытового и литературного этикета в Древней Руси и России петровского времени.

4. Новые формы и методы идейно-эстетического воздействия на общественное сознание в эпоху петровских преобразований (театр, триумфальные Шествия, маскарады и т.п.).

5. Символика, аллегория, эмблематика, смешение стилей как характерные приметы искусства рубежа XVII—XVIII столетий.

6. Соотношение понятий «эстетика петровского времени» и «эстетика русского барокко».

7. Дискуссионные и нерешенные проблемы в изучении русской эстетики переходного от средневековья к новому времени периода.

Литература:

ВалицкаяА.П. Русская эстетика XVIII века. М., 1983. С. 13—39.

ПанченкоАМ. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984. С. 112—137.

СтенникЮ.В. Эстетическая мысль в России XVIII в. //XVIII век. Сб. 15. Л., 1986. С. 37—51.

Травников СИ. Писатели петровского времени. Литературно-эстетические взгляды: Путевые записки. М., 1989. С. 3—16.

Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI—XVII веков. М., 1992. С. 494—542, 549—559.

Дополнительная литература

Шохин К.В. Очерк истории развития эстетической мысли в России (Древнерусская эстетика XI—XVII вв.). М., 1963.

КулаковаЛ.И. Очерки истории русской эстетической мысли XVIII века. Л., 1968.

XVIII век. Сб. 9: Проблемы литературного развития в России первой трети XVIII века. Л., 1974.

Прокофьев И.М. О мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской литературы XI—XVI вв. // Литература Древней Руси. М., 1975. С. 5—39; О литературно-художественных взглядах и представлениях в Древней Руси XI—XVI веков // Литература Древней Руси. М., 1986. С. 3—18.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М.,

1979. С. 80—102.

Панченко A.M. Церковная реформа и культура петровской эпохи // XVIII век. Сб. 17. СПб., 1991. С. 3—16.

Николаев СИ. Литературная культура Петровской эпохи. СПб., 1996.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При подготовке к коллоквиуму, пользуясь специальной справочной литературой, определите, что такое «эстетика».

Чтобы показать развитие представлений о прекрасном, сравните эстетические взгляды протопопа Аввакума («Житие», «Об иконном писании») и Феофана Прокоповича («О поэтическом искусстве»).

На материале путевой литературы петровской эпохи подготовьте сообщение на тему «Эстетическое восприятие европейской культуры русскими путешественниками конца XVII — начала XVIII вв.» (индивидуальное задание).

Тема 2. Барокко в русской литературе второй половины XVII — первой четверти XVIII века

ПЛАН

1. Проблема русского барокко в современном литературоведении, новые аспекты в изучении этого вопроса.

2. Барокко в системе стилей Древней Руси. Национальное своеобразие русского барокко. Барокко и предклассицизм.

3. Типологии и эволюция русского барокко (демократическое и официальное барокко и их разновидности; барокко в литературе допетровского и петровского времени).

4. Философская основа литературы русского барокко {учение о двойной истине; наивный прагматизм и антропоцентризм).

5. Политические идеалы писателей барокко (идеи просвещенного абсолютизма, национальной и религиозной независимости, социального мира).

6. Этико-эстетическая программа русского барокко. Новая концепция человека и этических норм его поведения («Юности честное зерцало»). Гедонизм, поэтизация быта, элементы натурализма. Специфика решения проблем богатства и бедности, личных и государственных интересов. Возникновение новых эстетических категорий. Зрелищность и эклектичность, состязательность и сенсационность в искусстве барокко. Примат светского над религиозным в развитии литературы. Формирование эстетического закона художественной неповторимости. Проблема профессионализма и дилетантизма в литературном деле.

7. Теория «трех стилей» в интерпретации писателей русского барокко. Характерные приметы барочного стиля. Особенности его проявления в драматургии, лирике и эпосе. В каких родах и жанрах литературы русское барокко достигло вершины в своем развитии и почему?

8. Стиль барокко в русской живописи и архитектуре.

9. Традиции барочной литературы в творчестве писателей XVIII—XIX вв.

Литература

Морозов А. А. Проблема барокко в русской литературе XVII — начала XVIII века // Русская литература. 1962. № 3. С. 3—38.

Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970. Гл.11

Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе

XVIII века. М., 1979. С. 3—20.

Панченко A.M. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984. Гл. 4.

Дополнительная литература

Морозов А.А. Ломоносов и барокко//Русская литература. 1965. № 2. С. 70—96;

Эмблематика барокко в литературе и искусстве петровского времени // XVIII век. Сб.9. Л., 1974. С. 184—226.

Лихачев Д.С. Барокко и его русский вариант XVII века // Русская литература. 1969. № 2. С. 21—45.

Прокофьев И.И. О некоторых гносеологических особенностях литературы русского барокко // Проблемы жанра и стиля в русской литературе. М., 1973. С. 3—16.

Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. М., 1978.

Шишкин А.Б. В.К. Тредиаковский и традиции барокко в русской литературе XVIII века // Барокко в славянских культурах. М., 1982. С. 239—254.

Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. М., 1987.

Травников СИ. Путевые записки петровского времени (проблема историзма). М., 1987. Гл. II.

Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII — начала XVIII вв. М„ 1989.

Сазонова Л.И. Поэзия русского барокко (вторая половина XVII — начало XVIII вв.) М., 1991.

Михайлов А.В. Поэтика барокко: Завершение риторической эпохи // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При подготовке к коллоквиуму, читая справочную, учебную и исследовательскую литературу, обратите внимание на многозначность термина "барокко". Определите, в каком значении вы будете использовать этот термин на занятии.

Составьте в тетради схему, отражающую борьбу идей в науке по проблеме русского барокко, отразив в ней, как разные исследователи отвечают на вопросы: было ли барокко на Руси? являлось ли оно однородным явлением? какой характер имело? в какие хронологические рамки укладывалось?

Конспектируя работы исследователей, выделите спорные и бесспорные суждения о русском барокко. Определите свою позицию в научной дискуссии, продумав систему доказательств.

Вопросы, отмеченные "звездочкой", могут стать темами индивидуальных докладов и сообщений.

Тема 3. Русский классицизм

ПЛАН

1. Классицизм как художественный метод и литературное направление в истории мировой культуры. Типология и эволюция европейского классицизма. Манифесты западноевропейских классицистов и их воздействие на развитие русской литературы.

2. Классицизм в России: философская и социально-политическая база, этико-эстетическая программа. Рационализм Р.Декарта и Г.Лейбница, сенсуализм Д.Локка и материализм К.Гельвеция как основа философских исканий русских классицистов. Идеи просвещенной монархии, общественного договора и тираноборчества. Мысль о естественном равенстве людей, внесословной ценности человеческой личности. Принцип подражания природе. Изображение должного, а не сущего. Просветительский характер и дидактическая направленность искусства.

3. Национальное своеобразие русского классицизма. История формирования и основные этапы развития классицизма в России.

4. Теория и практика русского классицизма. Историко-литературное значение теоретических трактатов В.К. Тредиаковского М.В.Ломоносова и А.П. Сумарокова. Реформа русского стихосложения и ее роль в становлении литературы нового времени. Причины существовавшего разрыва между литературной теорией и художественной практикой российских писателей.

5. Основные принципы изображения человека и мира в произведениях русских классицистов. "Огосударствление" человека; конфликт между чувством и долгом героя, специфика его решения русскими писателями-классицистами. Преобладание вечного и общечеловеческого над конкретно-историческим и национальным. Характер историзма произведений русского классицизма.

6. Иерархическая система жанров и стилей (учение о "трех штилях" М.В. Ломоносова). Нормативность поэтики классицизма. Борьба индивидуально-авторского и жанрового мышления как двигатель литературного развития.

7. Проблема типологии и эволюции русского классицизма в современном литературоведении.

8. Классицизм в системе других литературных направлений XVIII—XIX вв. Значение классицизма в истории отечественной словесности.

9. Русское искусство эпохи классицизма и его связь с литературой.

Литература '..

Серман ИЗ. Русский классицизм: Поэзия. Драма, Сатира. Л., 1973. С. 5—25.

Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. М., 1979. С. 21—56.

Смирнов А.А. Литературная теория русского классицизма. М., 1981. С. 10—24, 72—99.

Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986. С. 5—19.

Дополнительная литература

Верков П.И. Проблемы изучения русского классицизма // XVIII век. Сб. 6. М.; Л., 1964. С. 5—29.

Пигарев К.В. К вопросу о русском классицизме // Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970. С. 100—112.

Стенник Ю.В. Системы жанров в историко-литературном процессе // Русская литература. 1972. № 4. С. 93—101.

Морозов А.А. Судьбы русского классицизма // Русская литература. 1974. № 1. С. 3—27.

Козлова Н.П. Ранний европейский классицизм // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980. С. 5—28,

Песков A.M. Сумароков и Буало (Сопоставительный анализ поэтического творчества) // Филологические науки. 1982. № 2. С. 73—77;

Буало в русской литературе XVIII — первой трети XIX века. М., 1989.

Русский и западноевропейский классицизм: Проза. М., 1982.

Русский классицизм второй половины XVIII — начала XIX в. / Под ред. Г.Г.Поспелова. М., 1994.

Леонов С.А. Литература классицизма в школьном изучении. М., 1997.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При подготовке к коллоквиуму, используя учебную и справочную литературу, разграничьте понятия «классицизм как художественный метод» и «классицизм как литературное направление».

Знакомясь с научной литературой по теме коллоквиума, обратите внимание на то, как разные исследователи определяют хронологические рамки, основные этапы развития, писательский состав, национальные особенности русского классицизма. Обозначьте круг дискуссионных проблем в изучении этого литературного направления и объясните причины их появления.

Выявляя типологическую общность европейского и русского классицизма, обратитесь к сопоставительному анализу «Искусства поэзии» Н.Буало и «Наставления хотящим быти писателями» А.Сумарокова.

Подготовьте сообщение «Искусство русского классицизма», самостоятельно подобрав библиографию по теме (индивидуальное задание).

Тема 4. Русский сентиментализм

ПЛАН

1. Возникновение и особенности развития сентиментализма в литературе и искусстве Западной Европы. Рост переводной литературы как следствие активизации творческого диалога между Россией и Западом в последней четверти XVIII века. Влияние поэзии и прозы английского сентиментализма на русскую культуру (Л. Стерн, Т. Грей, Э. Юнг, Д. Томсон). Традиции немецкой и французской школ сентиментализма в русской литературе.

2. Причины и предпосылки появления сентиментализма в России. Хронологические рамки, этапы развития, писательский состав. Взаимосвязь сентиментализма и предромантизма в истории отечественной словесности. Проблема типологии русского сентиментализма в современном литературоведении.

3. Философская основа и социально-политическая база русского сентиментализма, Приоритет чувственно-эмпирического начала над рационально-логическим в познании мира и человека. Обоснование и защита идеи внесословной ценности человеческой личности. Углубление процесса демократизации литературного творчества (писатель — герой — читатель).

4. Этико-эстетические каноны сентиментального искусства. Представление о прекрасном и возвышенном, идея гармонии человека и природы, концепция единства красоты и добра, культ любви и дружбы, поэтизация понятий "семья" и "дом", особый взгляд на задачи поэзии и роль поэта в обществе, формирование нового художественного вкуса.

5. Образ человека в произведениях русских писателей-сентименталистов. Особенности изображения внутреннего мира героя. Способы и приемы психологизации повествования. Рост исповедального начала раскрытии образа. Портрет и пейзаж как характерообразующие компоненты художественного текста. "Круг чтения" героя русского сентиментализма. Слово и жест в создании образа "чувствительного" человека.

6. Жанрово-стилевое своеобразие литературы русского сентиментализма. Пути трансформации классицистической системы жанров. Причины популярности таких форм, как "литературное путешествие", "роман в письмах", "повесть", "дневник", "исповедь", "дружеское послание", "элегия", "слезная драма" и др. Начало процесса "прозаизации" поэзии. Новаторство в области ритмической организации стиха. Выработка нового стиля, главные приметы которого — изящество, естественная простота и свобода.

7. Место и значение сентиментализма в истории отечественной культуры. Традиции сентиментального искусства в творчестве русских писателей XIX века.

Литература

Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 13—39, 250—267;

Русская сентиментальная повесть // Русская сентиментальная повесть. М., 1979. С. 5—32.

Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. М., 1979. С. 57—92.

Западов В.А. Проблемы изучения и преподавания русской литературы XVIII века. Статья 3-я: Сентиментализм и предромантизм и России // Проблемы изучения русской литературы XVIII века: От классицизма к романтизму. Л., 1983. С. 135—150.

Кочеткова И.Д. Герой русского сентиментализма: 1. Чтение в жизни «чувствительного» героя // XVIII век. Сб. 14. Л., 1983. С. 121 —142; Герой русского сентиментализма: 2. Портрет и пейзаж и литературе русского сентиментализма // XVIII век. Сб. 15. Л,, 1986. С. 70—96 или Кочеткова И.Д. Литература русского сентиментализма. СПб., 1994. С. 58—74, 93—122.

Елистратова А.А. Сентиментализм. Поэзия сентиментализма. Роман сентиментализма // История всемирной литературы. М., 1988. Т. 5. С. 65—74.

Коровин В.И. "Наслаждающее размышление самого себя" // "Ландшафт моих воображений": Страницы прозы русского сентиментализма. М., 1990. С. 5—28.

Дополнительная литература

Гуковский Г.А. У истоков русского сентиментализма // Гуковский Г.А. Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII века. Л., 1938. С. 251—298.

Канунова Ф.З. Из истории русской повести (историко-литературное значение повестей Н.М. Карамзина). Томск, 1967.

Павлович С.Э. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века. Саратов, 1974.

Шаталов С.Е. Ранний сентиментализм // Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1982. С. 321—342.

Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века. М., 1983. С. 165—187.

Шайтанов И.О. Мыслящая Муза: "Открытие природы" в поэзии XVIII века. М., 1989.

Жилякова Э.М. Традиции сентиментализма в творчестве раннего Достоевского (1844—1849). Томск, 1989.

Купреянова Е.М. Основные направления и течения русской литературно-общественной мысли первой четверти XIX в. // История русской литературы: В 4 т. Л., 1991. Т. 2. С. 11—35.

Иванов М.В. Судьба русского сентиментализма. СПб., 1996. 238

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При подготовке к коллоквиуму, используя специальные справочники и пособия, выясните, что такое «сентиментализм». Отразите в рабочей тетради основные вехи в становлении и развитии этого литературного направления в России, обратив особое внимание на то, что отличало русский сентиментализм от европейского.

Продумайте систему аргументов и подберите «поэтические иллюстрации», которые помогут показать неоднородность русского сентиментализма. Проследите, как в современной науке решается проблема типологии этого литературного направления.

Сравните поэтические системы сентиментализма и классицизма, выявив их отличительные черты. Можно ли назвать сентиментальное искусство нормативным? Обоснуйте свою точку зрения.

Подготовьте краткие сообщения о традиции сентиментализма в творчестве одного из писателей XIX века (А.С. Пушкина, Ф.М.Достоевского и др., по выбору). Обратившись к библиографическим указателям и справочникам, определите круг основных источников по теме. Составьте тезисный план выступления, подберите необходимый цитатный материал (индивидуальные задания).

Тема 5. Литературно-эстетическая мысль в России второй половины XVIII столетия

ПЛАН

1. Просветительская направленность русской науки о прекрасном в «век Екатерины». Причины появления, борьбы и смены литературно-эстетических концепций.

2. Типологическая общность и национальное своеобразие западноевропейской и русской эстетики второй половины XVIII в. Французская литература и эстетика как образец для классицистов. Процесс культурно-эстетической переориентации в русском искусстве: английское влияние на творчество русских сентименталистов и романтиков. Немецкая традиция в эстетических исканиях московских дворян-любомудров (Н.М. Карамзина, А.Т. Болотова). Русофильство и западничество русских писателей второй половины XVIII в. Формирование новой эстетической системы на стыке традиций отечественной и западноевропейской теорий искусства.

3. Условность «частных» эстетик (классицизма, сентиментализма, предромантизма, раннего русского реализма) и идея преемственности в науке о прекрасном. Взаимодействие различных эстетических канонов в творчестве корифеев отечественной словесности (А.Н. Радищева, Г.Р. Державина). Идея «всеобщей гармонии» в эстетике Н.М. Карамзина.

4. Концепция совершенного человека в литературе и искусстве второй половины «осьмнадцатого столетия». Эволюция представления о внесословной ценности человека. Учение о самопознании и самосовершенствовании личности. Поиск гармонии между разумом и чувством.

5. Категория прекрасного и специфика ее осмысления писателями разных литературных направлений, Художественный вкус как критерий оценки произведений искусства. Спор «древних» и «новых». Идеи нормативности и свободы творчества. Соотношение категорий прекрасного и возвышенного. Учение о катарсисе как эстетическом наслаждении.

6. Сближение категорий трагического и героического в русской эстетике XVIII в. Причины повышенного интереса художников слова к трагическому. Этико-эстетическое толкование трагического как свободы выбора. Проблема чувства и страсти. «Судьба человеческая, судьба народная» (А.С. Пушкин) — главная тема русской трагедии. Трансформация трагического в драматическое в эстетике сентиментализма.

7. Понятие комического в русской литературе второй половины XVIII в. Полемика Екатерины II и Н.И. Новикова о сатире — столкновение разных этико-эстетических концепций просветительства. Основные формы комического в литературе предпушкинской эпохи.

8. Значение литературно-эстетических исканий XVIII в. в истории отечественной словесности. А.С. Пушкин и русская литература Просвещения.

Литература

Кулакова Л.И. Очерки истории русской эстетической мысли XVIII века. Л., 1968.

Верное П.И. Проблемы исторического развития литератур. М., 1981. С. 248—326.

Валицкая А.Л. Русская эстетика XVIII века: Историко-проблемный очерк просветительской мысли. М., 1983.

Стенник Ю.Л. Эстетическая мысль в России XVIII века // XVIII век. Сб. 15. Л., 1986. С. 37—51.

Кочеткова И.Д. Литература русского сентиментализма (Эстетические и художественные искания). СПб., 1994. С. 75—154. 240

Дополнительная литература

Кулакова Л.И. Эстетические взгляды Н.М. Карамзина // XVIII век. Сб. 6. М.; Л., 1964. С. 146—175; О спорных вопросах в эстетике Державина // XVIII век. Сб. 8. Л., 1969. С. 25—40.

Соболев В.П. Очерки русской эстетики первой половины XIX века. Л., 1972—1975. Ч. 1—2.

Курилов А.С. Литературоведение в России XVIII века. М., 1981.

Смирнов А.А. Литературная теория русского классицизма. М., 1981.

Борев Ю.Б. Эстетика. Смоленск, 1997. Т. 2. С. 197—237.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При подготовке к коллоквиуму определите, что такое «эстетика». Выделите основной круг проблем, связанных с этой наукой. Объясните причины полемики русских писателей по вопросам литературно-эстетического характера во второй половине XVIII в.

Рассматривая ту или иную проблему литературно-эстетической борьбы эпохи, проследите, как теоретические взгляды отдельных писателей (А.Н. Радищева, Н.К Карамзина, Г.Р. Державина) преломляются в их художественном творчестве. Продумайте пути включения конкретного анализа художественного текста в обсуждение общетеоретических проблем коллоквиума.

При знакомстве с научной литературой вычлените те вопросы, которые получили неоднозначное решение у исследователей. Определите перспективные направления в изучении литературно-эстетической мысли второй половины XVIII столетия.

Используя материалы книги "А.С. Пушкин: Школьный энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Коровина" (М., 1999) и исследования Ю.В. Стенника "Пушкин и русская литература XVIII века" (СПб., 1995), подготовьте сообщение на тему последнего вопроса коллоквиума (индивидуальное задание).

Рекомендуемая литература

1. Еремин И. Лекции и статьи по истории древней русской литера­туры.- Л., 1987.

2. История русской литературы XI-XVII веков / Под ред. Д.С. Лиха­чева.- 2-е изд.- М., 1985.

3. Кусков В.В. История древней русской литературы.- 5-е изд.- М., 1989.

4. Гудзий Н.К. История древней русской литературы.- 7-е изд.- М., 1968.

5. Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия / Сост. В.В. Кусков.- М., 1986.

6. История русской литературы XI-XVII вв. / Под ред. Д.С. Ли­хачева.- 2-е изд.- М., 1985.

7. Хрестоматия по древней русской литературе / Сост. Н.К. Гуд­зий.- 8-е изд.- М., 1973.

8. Хрестоматия по древней русской литературе / Сост. Н.И. Прокофьев.- 2-е изд.- М., 1988.

9. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор.- Л., 1974;

1.Западов А.В. Поэты XVIII века: М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин. М., 1979.

2.Западов А.В. Русская журналистика XVIII века. М., 1964.

3.Западов А.В. Русский стих XVIII начала XIX века: Ритмика. Л., 1974.

4.Западов А.В. Был ли А.Н. Радищев автором «Беседы о том, что есть сын отечества» // XVIII век: Сб. 18. СПб., 1993

5. Западов А.В. Проблемы изучения и преподавания русской литературы XVIII в. Статья 2. Ранний русский реализм // Проблема изучения русской литературы XVIII в. Л., 1978.

6.Западов А.В. Проблемы изучения и преподавания русской литературы XVIII века. Статья 3. Сентиментализм и предромантизм в России // Проблемы изучения русской литературы XVIII век. Л., 1983.

7.Западов А.В. Державин и Муравьев // XVIII век. М.; Л., 1966.

8.Западов А.В. Державин и поэтика русского классицизма // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1984.

9.Иван Андреевич Крылов: проблемы творчества. Л., 1975.

10. Иванов В.М. Повесть об Антиохе Кантемире. Л., 1983.

11. История всемирной литературы: В 9 т. Т. 5. М., 1988.

12. История русского драматического театра: В 7 т. Т. 1: От истоков до конца XVIII века. М., 1977.

13. История русского романа: В 2т. Т. 1. М.; Л., 1962.

14. История русской драматургии: XVII первая половина XIX века. Л., 1982.

15. История русской журналистики XVIII - XIX вв. М., 1973.

16. История русской литературы: В 10 т. Т. 3-5. М.; Л., 1941.

17. История русской литературы: В 3 т. Т. 1. М.; Л., 1958.

18. История русской литературы: В 4 т. Т. 1. Л., 1980.

Русская литература XVIII века / Сост. Г.П.Макогоненко. Л., 1970.

19. Русская литература XVIII века 1700 – 1775 / Сост. В.А.Западов. М., 1979.

20. Русская литература последней четверти XVIII века / Сост. В.А.Западов. М., 1985.

21. Федоров В.И. Русская литература XVIII века. М., 1990.

22. Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. М., 1991.

23. Лебедева О.Е. История русской литературы XVIII века. М., 2000. М. 2003.

24. Хрестоматия по русской литературе XVIII века // Сост. Г.А. Гуковский. М., 1938.

25. Гуковский Г.А.. Русская литература XVIII века. М., 1939; М., 1999.

26. Хрестоматия критических материалов по русской литературе XVIII века. Львов, 1959.

27. Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века. 4-е изд. М., 1960.

28. История русского искусства / Под общ.ред. И.Э.Грабаря. М., 1960. Т. VI.

29. История русского романа: В 2 т. М.;Л., 1962. Т.1.

30. Хрестоматия по русской литературе XVIII века / Сост. А.В.Кокорев. 4-е изд. М., 1965.

31. История русской поэзии. Л., 1968. Т.1.

32. Елеонская А.С. История русской литературы XVII-XVIII веков. М., 1969.

33. Орлов О.В., Федоров В.И. Русская литература XVIII века. М., 1973.

34. История русской литературы XVIII века: Исследования советских ученых: Хрестоматия / Сост. Л.Л.Короткая. Минск, 1988.

35. Буранок О.М. Русская литература XVIII века. М.; Самара, 1995.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: