В числе внешних выделяются воздержание, т.е. преодоление всех порочных стремлений, и культура, т.е. развитие положительных привычек. К последним относятся собственно гигиенические и моральные правила (очищение тела омовением, принятие чистой пищи); выработка хороших чувств (дружелюбие, доброжелательность, бодрость); привычка довольствоваться малым, переносить холод и зной; строгое соблюдение религиозных обетов, чтение религиозных книг, размышления о боге и смирение. Дисциплина тела (асана) и дыхания (пранаяма) — это средства, позволяющие путем специальных упражнений научиться сохранять неподвижность тела и сдерживать дыханием с тем, чтобы продлить состояние сосредоточения. Удаление чувств от их объектов — эффективный контроль ума над чувствами, в таком состоянии ум не подвергается действиям зрительных образов и звуков, но подчиняет себе эти чувства и заставляет видеть и слышать собственные объекты. Это требует твердой воли и длительной практики.
Внутренние средства йоги
К внутренним средствам относятся последние три ступени йоги:
· внимание— дисциплина ума, сосредоточение на одном определенном объекте (например, листок дерева);
· размышление — умственное созерцание объекта, непрерывное и ничем ненарушаемое;
· сосредоточение, при котором «ум теряет себя в объекте», т.е. джива (единичная душа) сливается с атманом (мировой душой), и йогин достигает нирваны.
Для последователя йоги вся жизнь — поиски мира и спокойствия. Цель эта достигается лишь тогда, когда его «я» овладевает своей сущностью — «чистым» сознанием и тем самым освобождается от всех страданий. Таким образом, в конечном пункте йога совпадает с ведантой с той, однако, разницей, что достижение мокши в веданте совершается душой, навсегда отделившейся от тела и выпавшей из колеса жизни, а йогин может достичь освобождения еще при жизни, правда, на относительно короткие моменты.