Философия йоги

Философско-этическая концепция йоги доста­точно позднего происхождения и связана с «Йога-сутрой» — произ­ведением, которое традиция приписывает Патанджали (II в. до н.э.). Однако многообразная практика йогических упражнений гораздо бо­лее древняя: о них говорится не только в «Махабхарате», но и в Упанишадах, а некоторые из действий, которые предписываются йогой, можно найти в Ведах.

При рассмотрении учения йоги следует обратить внимание на два существенных два момента.

Во-первых: если веданта рассматривает человека как пассивного ис­полнителя предписаний и правил Вед, требуя от него повиновения и следования наставлениям брахманов, то йога, ставя те же цели, тре­бует активности и ответственности людей за свои поступки. Человек сам способен идти вверх, к освобождению, а практические средства йоги, точнее, степень овладения ими, показывают, насколько он пре­успел на пути добродетели.

Во-вторых, йогические упражнения широ­ко распространены и к ним обращаются не только представители данной сис­темы. Поэтому йогу в одних случаях называют дополнением санкхьи, а в других — связывают с ведантой. Кроме того, восьмерич­ные средства йоги включают в «путь к освобождению» и такие не­ортодоксальные учения, как джайнизм и буддизм.

Задача йоги — освободить ум от всех ложных представле­ний путем физических и психических упражнений. Нравственным иде­алом в йоге является мудрец, свободный от всего, что привязывает человека к миру. Поскольку все многообразие мира есть лишь иллю­зия, являющаяся следствием замутненности ума, главная за­дача йогина состоит в том, чтобы очистить ум от всего ложного, дос­тичь его ясности, ибо заблуждения ума есть то, что человек по неразу­мию принимает за действительные изменения в якобы существующем мире. Только с прекращением всех смен душевных состояний достига­ется невозмутимое спокойствие, незамутненная чистота ума, его «пус­тота», и человек погружается в недеятельное, неподвижное, неизмен­ное бытие-небытие, достигая тем самым освобождения. Восьмерич­ные средства йоги и служат для достижения этого конечного состоя­ния. Они делятся на внешние и внутренние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: