Философско-этическая концепция йоги достаточно позднего происхождения и связана с «Йога-сутрой» — произведением, которое традиция приписывает Патанджали (II в. до н.э.). Однако многообразная практика йогических упражнений гораздо более древняя: о них говорится не только в «Махабхарате», но и в Упанишадах, а некоторые из действий, которые предписываются йогой, можно найти в Ведах.
При рассмотрении учения йоги следует обратить внимание на два существенных два момента.
Во-первых: если веданта рассматривает человека как пассивного исполнителя предписаний и правил Вед, требуя от него повиновения и следования наставлениям брахманов, то йога, ставя те же цели, требует активности и ответственности людей за свои поступки. Человек сам способен идти вверх, к освобождению, а практические средства йоги, точнее, степень овладения ими, показывают, насколько он преуспел на пути добродетели.
Во-вторых, йогические упражнения широко распространены и к ним обращаются не только представители данной системы. Поэтому йогу в одних случаях называют дополнением санкхьи, а в других — связывают с ведантой. Кроме того, восьмеричные средства йоги включают в «путь к освобождению» и такие неортодоксальные учения, как джайнизм и буддизм.
|
|
Задача йоги — освободить ум от всех ложных представлений путем физических и психических упражнений. Нравственным идеалом в йоге является мудрец, свободный от всего, что привязывает человека к миру. Поскольку все многообразие мира есть лишь иллюзия, являющаяся следствием замутненности ума, главная задача йогина состоит в том, чтобы очистить ум от всего ложного, достичь его ясности, ибо заблуждения ума есть то, что человек по неразумию принимает за действительные изменения в якобы существующем мире. Только с прекращением всех смен душевных состояний достигается невозмутимое спокойствие, незамутненная чистота ума, его «пустота», и человек погружается в недеятельное, неподвижное, неизменное бытие-небытие, достигая тем самым освобождения. Восьмеричные средства йоги и служат для достижения этого конечного состояния. Они делятся на внешние и внутренние.