Тема: Государственное регулирование и поддержка конкурентной среды в хозяйственной деятельности

(от 26.07.06)
ФЗ 135 «О защите конкуренции».

Российское антимонопольное законодательство в области конкуренции имеет свои особенности, т.к., если западное законодательство возникало в условиях развитого рынка (существование уже конкурентных отношений), причиной разработки законодательства данной сферы была необходимость предотвращения разрушения и уничтожение конкуренции монополиями. Поэтому в западном законодательстве преобладают разрушительные меры, ограничивающие деятельность монополистов.
Российская деятельность зарождалась в отсутствии конкуренции, т. к. отсутствовала рыночная ситуация при чрезмерной концентрации производства, т.е. монополии.
Поэтому в РОС АМЗ преобладают стимулирующие нормы, искусственно навязывается законодателем закон.

Стимулирующие нормы, т.е. создающие конкуренцию конкурентоспособных хозяйствующих субъектов и повышающие конкурентоспособность уже действующих хозяйствующих субъектов:
- принудительное разделение (выделяются в субъекты из уже действующих),
- развитие малого бизнеса,
- конверсия и перепрофилирование конвейерного производства,
- приватизация,
- поощрение иностранного инвестирования.

Ограниченные меры:
* прямые затраты:
- монополистическая деятельность,
- недобросовестная конкуренция (она возможна, но не должна переходить рамки дозволенного. Эта борьба допустима),
- действия органов власти, связанные с деятельностью хозяйствующих субъектов, создающие преимущества отдельных хозяйствующих субъектов.

Монополистическая деятельность не допускает как действия, так и бездействие хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение ограничения и устранения конкуренции:

а) злоупотребление своим доминирующим положением;
б) достижение соглашения хозяйствующих субъектов ограничивающих конкуренцию.

В 1991 году был принят первый ФЗ.

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов.

При нормальном уровне конкуренции число хозяйствующих субъектов на определенном рынке и соотношение спроса и предложения таковы, что ни один из них не занимает доминирующего положения и не имеет возможности осуществлять монополистическую деятельность, а само состояние рынка обеспечивает увеличение предложения путем роста производства у действующих хозяйствующих субъектов и вступление на рынок новых хозяйствующих субъектов.

Конкуренция – ситуация на рынке, при которой отдельные субъекты не могут оказывать решающего воздействия на общие условия обращения товаров на данном рынке, а другими условиями являются рыночная цена, спрос и предложение.
При этом спрос – предельное количество товара, которое покупатель может приобрести на рынке при данной цене.

Закон спроса - платежеспособный спрос растет при уменьшении цены и сокращается при ее росте.

Предложение – предельное количество товаров, которое производитель выставит на рынок для продажи по данной цене.

Закон предложения – предложение растет с увеличением цены и сокращается при ее уменьшении.

Рыночная цена – это цена, которая одновременно устраивает и покупателя и продавца и определяется их свободным волеизъявлением под влиянием спроса и предложения.

Тогда можно говорить, что конкуренция не зависит от отдельных хозяйствующих субъектов и тогда можно назвать ее саморегулирующейся.

Российский рынок характеризует следующие признаки конкурентной среды:

1) на рынке должен действовать имущественно и организационно независимые поставщики товаров в количестве, доступном для возникновения состязательности с ними.

2) должны отсутствовать экономические и другие барьеры в доступе к сырью материалам капиталу, технологиям и т.д.

Барьеры для входа на конкурентный рынок характеризуются независимым поведением поставщиков и потребителей (отсутствуют сговоры).

Конкуренцию необходимо отличать от иных форм экономического соперничества:
*
между потребителями,
* между потребителями и продавцами на торгах,
* когда недостаток (дефицит) товара вызван неразвитостью самого рынка или правонарушениями на рынке или объективными обстоятельствами (единичность экземпляра, эксклюзивность…).

В перечисленных случаях отсутствует основной элемент конкуренции, т.е. состязательность за потребительский спрос.

Сфера применения ограничивается товарным рынком и не распространяются на отношения, регулируемые нормами правовой охраной изобретения, промышленных образцов, защиты авторских прав.

Формами государственного контроля за конкуренцией является контроль за экономической концентрацией, которая сводится к:

а) необходимости получения предварительного согласия антимонопольных органов при укрупнении хозяйствующих субъектов (при слиянии коммерческих организаций при соединении коммерческой организации, если суммарная стоимость активов превышает 3 млрд. рублей).

При создании коммерческой организации ее уставный капитал оплачивается имуществом другой организации.

б) принудительному разделению или выделению коммерческих организаций (некоммерческих, если они доставляют прибыль).
Злоупотребление своим статусом органами власти, незаконное образование конкуренции - ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Закон предусматривает следующие виды ответственности:
* гражданско-правовая (глава 26),
* административная (кодекс «Об административных правонарушениях»),
* уголовная (уголовный кодекс).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: