Дидактические игры и упражнения

«Когда это бывает?»

Вариант 1. У педагога четыре сюжетные картинки: зима, весна, лето, осень. У каждого ребенка предметные картин­ки, которые относятся к разным временам года (скворец у скворечника, бабочка, зеленый листок, лыжи, земляника, снеговик, желтый лист, овощи, роликовые коньки, подсне­жник, санки "и т.д. - см. демонстрационный материал, приложения 13-16). Педагог показывает сюжетную картин­ку и предлагает детям правильно назвать время года, а затем выбрать из имеющихся, показать и назвать только те пред­метные картинки, которые к этому времени года относятся. Вариант 2. Педагог предъявляет детям картинку с изоб­ражением одного из времен года (например, осени) и пред­лагает хлопнуть в ладоши, когда они услышат то, что быва­ет только осенью: жарко, идет снег, желтеют листья, на земле появилась первая травка, дети загорают, люди соби­рают урожай овощей, набухли почки, летают пчелы и ба­бочки, прилетели грачи, ласточки улетают в теплые края, медведь спит в берлоге, в парке листопад, у птиц по­явились птенцы, прячутся от холода жуки и др.

«Круглый год»

Перед детьми круг, разделенный на четыре сектора раз­ного цвета. Каждый сектор обозначает определенное время года: желтый - осень, синий - зиму, зеленый - весну, крас­ный - лето. Каждый из этих секторов разбит на три части, обозначающие месяцы. На них рядом с названием месяца помещена картинка, изображающая характерное для этого месяца явление природы, например, март - сосульки, ап­рель - летящая ласточка, май - зеленый листок, июнь - ба­бочка, август - яблоко, сентябрь - грибы.

Ребенок получает части круга с картинками и названиями месяцев. Ему предлагают рассмотреть все части, затем помес­тить каждую из них в соответствующий сектор, при этом объ­яснить, почему он относит изображенные на них явления к данному времени года, установить их последовательность.

«Сравни времена года»

Детям предъявляют две сюжетные картинки, на которых изображены разные времена года. Предлагают рассмотреть их и сказать, чем эти времена года отличаются. Например: зимой земля покрыта снегом, а весной на земле лужи, потому

что снег тает. Зимой дети катаются на санках с горки, а вес­ной они пускают кораблики в ручейке. Затем задание можно усложнить: детям предъявляют только одну картинку, при­знаки второго времени года нужно вспомнить.

«Что лишнее?»

Вариант 1. Детям предлагают рассмотреть картинки, на которых изображены предметы, характерные для определенного времени года, и найти среди них лишнюю картин­ку, относящуюся к другому сезону (демонстрационный ма­териал, приложения 1-9), и объяснить свой выбор.

Вариант 2. Детям предлагают послушать ряд слов, затем назвать лишнее среди них и объяснить свой выбор:

понедельник, четверг, зима, воскресенье;

лыжи, коньки, санки, велосипед;

сосульки, листопад, ручейки, подснежники;

роликовые коньки, лыжи, велосипед, самокат;

зима, утро, весна, лето;

сосульки, грибы, земляника, малина;

день, ночь, вечер, лето и т.д.

«Собираемся гулять» У детей картинки, на которых изображены различные предметы одежды. Нужно по команде выбрать одежду для осени (весны), зимы, лета.

«Составь букет»1

Перед детьми осенние листья. Педагог предлагает соста­вить букеты, например, из листьев разного цвета (формы, ве­личины). Можно усложнить задание, например, предло­жить составить букет из маленьких желтых листьев и боль­ших бордовых; из желтых листьев в середине и красных ли­стьев по краям.

«Найди пару»

На подносе разные по форме, величине и цвету овощи, фрукты, листья. Педагог предъявляет детям один из пред-

1 По книге С.Г. Шевченко «Природа и мы».

метов, например репу, и предлагает найти пару. Одинако­вые овощи откладывают, игру продолжают с другими пред­метами.

«Добавь слово»

Детям предлагают продолжить ряд слов. Например:

— снеговик, каток, сугроб...

— проталинки, капель, весна...

— овощи, осень, урожай...

2.2. Речевые логические задачи1

Этот вид работы следует использовать на том этапе, когда у детей будут сформированы правильные представления о явлениях природы, их закономерностях. Решение речевых логических задач развивает у детей способность сравни­вать, выделять существенное, обобщать, формулировать связи, закономерности, условия. При этом решение одних задач опирается на знания, полученные детьми непосредст­венным путем во время прогулок, опытов. Для решения других необходимо сравнивать и сопоставлять результаты наблюдений за длительный период времени, раскрывать взаимосвязи явлений, устанавливать их причины.

Педагогу необходимо направлять рассуждения детей, за­давать наводящие вопросы, напоминать ранее наблюдаемые явления и полученные сведения, исправлять ошибки в суж­дениях, помогать в оформлении речевых высказываний.

«Разноцветные кораблики»

Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов се­годня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они приле­тели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет. Много еще прилетит их сегодня, и завтра, и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать и пруд замерзнет. Расскажите, что это за кораблики плавают на пруду, в какое время года бывают такие кораблики?

1 По книге Н.Ф. Виноградовой «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой».

«Где же снежинки?»

Леночке понравились снежинки. Она принесла их в дет­ский сад: смотрите, какие красивые!

А на рукавицах блестят капельки воды. Где же снежинки?

«О чем рассказал ежик» Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает непоседа-белка. Собирает орехи, желуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, а если найдет на земле грибок, сорвет его и повесит сушить на дереве - зимой ей это очень приго­дится. Целый день работает белка и все посматривает на со­седа - старого ежа, который к осени ленивым, неповоротли­вым стал, мало бегает по лесу, не ловит мышей, заберется в сухие листья да дремлет. «Что-то ты, еж, совсем разленил­ся? - спрашивает белка. - Почему к зиме не готовишься, еды не запасаешь? Зимой есть нечего будет». Рассмеялся еж и что-то тихо сказал белке, так тихо, что я не расслышала. Что еж сказал белке? Почему засмеялся, услышав ее вопрос?

«Из письма лесника»

А теперь загадаю вам загадку. Жила у меня под крышей ласточка. Однажды сижу я на крыльце, вижу, прилетела моя ласточка, а в клюве у нее прутик. Спрятала она его под крышей, опять улетела. Смотрю, опять что-то тащит в клю­ве. Долго так носила она и прятала под крышей разные пру­тики, соломинки, пушинки. Думал я, думал, зачем они ей нужны, да так ничего и не придумал. Может быть, вы рас­скажете, зачем они ей? В какое время года это было?

«Первые цветы»

На лесных полянках зацветают первые весенние цветы. Они такие нежные, на длинных тонких ножках - голубые шапочки пробиваются из-под снега. Знаете ли вы, как они называются?

«Книжка про осень»

Мама купила Саше новую книжку. В ней было три картин­ ки. На первой деревья стояли с желтыми листьями. Такие же листья покрывали землю. Светило солнце, и деревья казались золотыми. Веселая была картинка. На второй картинке листь­ев на деревьях было меньше, небо затянули тучи, шел дождь. Грустная была картинка. А на третьей картинке почти все де­ревья стояли голые, только дуб не сбросил свою листву. Опав­ших листьев много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружится и медленно падает на землю первый снег. «Как на­зывается первая картинка?» - спросил Саша маму. «Осень», — прочитала мама. «А эта?» - показал Саша на вторую картин­ку. «Осень», - опять прочла мама. «А эта?» - спросил Саша про третью картинку. «Осень», - опять прочла мама.

Почему про осень нарисованы три разные картинки? Как разложить их по порядку: что раньше, что потом?

«Волшебные льдинки»

Мой знакомый лесник рассказал мне про волшебные льдинки - сосульки.

Было раннее утро. Солнце только поднималось. Вышел лесник на крыльцо и увидел, что с крыши свисают сосуль­ки, большие-большие, прозрачные как стекло льдинки.

До обеда был лесник по своим делам в лесу. Солнышко в это время высоко поднялась, ярко светит. Вернулся лесник, сел на крыльцо, на солнышке греется.

Вдруг ему за воротник... кап-кап, поднял он голову - нет сосулек. Только капельки воды с крыш капают. Удивился он, куда это сосульки делись. Подумал, покачал головой, да так и не придумал.

Расскажите, что это за капельки. Откуда они появились? Куда сосульки делись? Увидит ли он снова сосульки вечером?

«Что здесь случилось?»

Недалеко от реки жил в лесу заяц. Ночью он бегал по ле­су, обгладывал кору деревьев, а днем спал под своим люби­мым пеньком на опушке леса. Проснулся однажды заяц и ви­дит, что кругом вода и лапы его мокрые. Забрался он на пе­нек, под которым спал, а вода все прибывает. Уже половина пенька в воде стоит. Побежал заяц искать сухого места, а ко­гда оглянулся, увидел, что пенек совсем скрылся под водой.

- Откуда взялось столько воды? - подумал заяц, но так и не догадался.

Расскажите, ребята, что здесь случилось?

«Почему деревья белые?»

Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы с ним в сад посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья бе­лые-белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья, будто снегом покрыты - белые стоят.

Кто догадается, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?

«Удивительные капельки»

На даче дети встали рано и сразу побежали на участок, где росли красивые цветы и трава. На каждом листике и цветке они увидели крупные, прозрачные, как бусинки, ка­пельки воды. Они блестели, переливались на солнце.

- Что это такое? - удивились ребята.

А вы знаете, что это такое? Как называются эти капель­ки воды? В какое время дня бывают они? Останутся ли они на траве и цветах целый день?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: