Место социологии в развитии социальной мысли. Предпосылки возникновения социологии

Современная социология – своеобразный этап в развитии социологии, которая, в свою очередь, является этапов в развитии социальной мысли, социальной теории. Поэтому очень важен историзм в оценке социологического (и всего социального) знания: он позволяет избегать иллюзий «научности» и «объективности» и связанных с такими иллюзиями представлений об идеологической нейтральности «универсальных» социальных и управленческих технологий.

Традиционно существовали два подхода в оценке места социологии в истории социальной мысли. Первый исходит из существования непрерывной традиции в развитии социальной науки – от античной философии до настоящего времени, рассматривая предшествующие социологии социальные теории как протосоциологию. Согласно другому подходу, социология – принципиально новая научная дисциплина, которая исследует собственный круг проблем особым, специфическим для нее способом, т.е. отличается специфическим предметом и методом.

Мы будем исходить из современной концепции науки, согласно которой развитие науки представляет собой некумулятивный процесс, т.е. происходит не путем постепенного, непрерывного накопления истинного знания, а путем революционного перехода от одних конкретно-исторических форм знания к другим. Такое представление о развитии науки сформировалось в последней трети ХХ века в работах Т. Куна, П. Фейерабенда и других исследователей науки. Социология, с этой точки зрения, может рассматриваться как особая, исторически конкретная форма социального знания с характерными отличительными эпистемологическими и институциональными особенностями.

Дисциплинарное оформление социологии началось в середине 19 века и происходило в конкретном историческом контексте. Этот специфический исторический контекст и определил как исходные эпистемологические установки и методологические предпочтения, на которых строилось теоретическое здание западной социологии, так и структурные ограничения, в рамках которых происходила ее институциализация как научной дисциплины. Иначе говоря, социология как новая форма социального знания есть новая, порожденная спецификой своего времени, прежде всего социальная по своей природе, конструкция. XIX век был ключевым в развитии социологии, и она надолго сохранила отпечаток той интеллектуальной ситуации, в которой возникла.

Это становится особенно очевидно сегодня, когда в новой исторической ситуации эта конструкция оказалась проблематичной. Вновь возникла ситуация, аналогичная началу XIX века – времени возникновения социологии, когда требуется переконструировать внутреннюю структуру социального знания и существенно (принципиально) изменить его исходные эпистемологические основания. Не случайно с каждым годом все активнее обсуждается вопрос о необходимости «переосмысления» социальных наук, об исторических пределах социологии – в том ее качестве, в котором она сформировалась с середины XIX века, неся на себе печать исторической ситуации того времени.

Среди предпосылок возникновения социологии можно выделить следующие:

· Влияние идеологии Просвещения

· Успехи экспериментального естествознания

· Утверждение механико-математического мировоззрения и идеала научности

· Изменение роли науки – превращение науки в «непосредственную производительную силу» (К. Маркс)

· Новая историческая эпоха – эпоха постмодерна; социология – «дитя модерна»

То есть социология возникла в ситуации, когда в результате колоссальных успехов, достигнутых экспериментальным естествознанием Нового времени, в качестве господствующего утвердилось механистически-математическое мировоззрение с характерным для него идеалом научности. Именно в классическом естествознании видела идеал научности социология вплоть до последней трети ХХ века. Социология разделила с классическим естествознанием ньютоно-картезианскую картину мира, включающую в себя представления об устройстве мира и о возможностях его познания. Начиная с Конта и вплоть до этого времени мировосприятие, соответствующее классическому идеалу научности, оставалось доминирующим. Позаимствованные у классического естествознания важнейшие теоретико-методологические установки очертили мыслительный горизонт социологии, обусловили своеобразие социально-научного видения социальной реальности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: