Социальные стереотипы поведения: понятие, параметры, функции, проявления. Причины стереотипизации

Стереотип- упорядоченная, схематичная, детерминированная культурой «картинка мира» в голове человека.

В социальном стереотипе выделяют четыре основных параметра:

1. содержание – набор характеристик, приписываемых определенной группе, общности;

2. степень согласованности – единообразие характеристик, приписываемых группе, общности;

3. направленность – общее положительное или отрицательное восприятие объекта стереотипизиро-вания (наличие большего или меньшего количества положительных или отрицательных характеристик);

4. интенсивность – степень предубежденности по отношению к стереотипизируемой группе, выраженная в стереотипе (можно получить ранжированием характеристик, приписываемых группе).

На социальном уровне стереотип выполняет две функции:

1. идеологизирующую (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей поведение группы)

2. идентифицирующую (создание и сохранение положительного образа «мы», создаваемого с помощью ритуалов и невербальных средств).

Социальный стереотип может быть автостереотипом, т.е. описывающим себя или собственную группу, и гетеростереотипом, т.е. описывающим других, другую группу. На становление авто- и гетеростереотипов влияют три группы условий:

1. Политическая, экономическая и религиозная системы общества, формирующие определенный набор норм, ценностей, идеалов, императивов.

2. Социально-психологическая представленность норм, ценностей и идеалов внутри непосредственного окружения индивида.

3. Индивидуально-психологическое бытие индивида, т.е. совокупность реальных фактов жизни индивида.

Первая причина стереотипизирования заключается в реализации принципа экономии усилий, характерного для повседневного человеческого мышления.

Вторая причина стереотипизирования связана с защитой групповых ценностей как чисто социальной функцией.

Билет 10.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: