Стереотип- упорядоченная, схематичная, детерминированная культурой «картинка мира» в голове человека.
В социальном стереотипе выделяют четыре основных параметра:
1. содержание – набор характеристик, приписываемых определенной группе, общности;
2. степень согласованности – единообразие характеристик, приписываемых группе, общности;
3. направленность – общее положительное или отрицательное восприятие объекта стереотипизиро-вания (наличие большего или меньшего количества положительных или отрицательных характеристик);
4. интенсивность – степень предубежденности по отношению к стереотипизируемой группе, выраженная в стереотипе (можно получить ранжированием характеристик, приписываемых группе).
На социальном уровне стереотип выполняет две функции:
1. идеологизирующую (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей поведение группы)
2. идентифицирующую (создание и сохранение положительного образа «мы», создаваемого с помощью ритуалов и невербальных средств).
|
|
Социальный стереотип может быть автостереотипом, т.е. описывающим себя или собственную группу, и гетеростереотипом, т.е. описывающим других, другую группу. На становление авто- и гетеростереотипов влияют три группы условий:
1. Политическая, экономическая и религиозная системы общества, формирующие определенный набор норм, ценностей, идеалов, императивов.
2. Социально-психологическая представленность норм, ценностей и идеалов внутри непосредственного окружения индивида.
3. Индивидуально-психологическое бытие индивида, т.е. совокупность реальных фактов жизни индивида.
Первая причина стереотипизирования заключается в реализации принципа экономии усилий, характерного для повседневного человеческого мышления.
Вторая причина стереотипизирования связана с защитой групповых ценностей как чисто социальной функцией.
Билет 10.