«Поворот к вещам» (80е гг., Б. Латур, М. Каллон, Дж. Ло, К. Кнорр-Цетина)
Ø Способ – преодолеть деонтологизацию общества «поворотом к вещам».
Ø Главная идея – учесть роль материальных объектов в конструировании социальной реальности.
Ø Главный разрыв – с социологизмом. «Невозможно объяснить социальное социальным».
Ø Главная задача – создать новый социальный дискурс, в котором материальный объект станет предметом социального анализа, не утратив при этом своей объективности (Объективность = что признаём реальным, для нас реальность и есть).
С точки зрения феноменологической социологии, вещь – смысловое единство, а не материальное; чем дальше, тем больше социология ограничивается социальным смыслом, редуцирует вещь её смыслу. Феноменологическая социология давала социально-культурную структуру, за это её и критиковали.
«Вещь как вещь»: антиредукционизм берётся за основу.
«Поворот к вещам» также позволяет преодолеть субъективизм, удержать баланс между субъектом и объектом: за словами не должны теряться вещи (симметрический подход, избегание крена).
|
|
Акторно-сетевая теория и гетерогенная инженерия (Actant-Network Theory & Heterogeneous Ingeneering).
Вместо социального конструктивизма предлагается гетерогенная инженерия, т.к. социальный конструктивизм – гомогенный. В процессе постоянного взаимодействия происходит конструирование реальности.
Вещные и социальные предметы в факторно-сетевой теории равноценны, они взаимодействуют в единой сети. Предметам присвоено новое имя – актанты. В сети существует и объект, и субъект, тем самым в рамках этой теории разрушается модерная дихотомия «субъект-объект»
Лозунг: «Ничто не существует вне сети» (сравните с лозунгом постмодернизма: «Ничто не существует вне текста»).
«Социальность нового типа » (К. Кнорр-Цетина):
· Постсоциальная социология (по отношению к модерну)
· Пересборка социального (социальное переконструируется, но также в рамках сети)
· Объектуализация (разрывы в сети заполняются вещами)
· Объектно-центричная социальность = социальность с объектами (Больше формируется ориентация на объекты совместной субъектности, социальной интеграции и социальной идентичности).
· Креолизация социального
· Реляционная онтология (соотнесённость слова и вещи в едином пространстве, снятие противостояния субъекта и объекта)
18. Типы научной рациональности в социологии – читать конспект!
Рациональность — это определенный способ вписывания человека в мир, который опосредован предварительной работой в мыслительном, идеальном плане и связан с пользой, надежностью, целесообразностью и общезначимостью.
|
|
Классический тип (17-19 вв.) (концентрирует внимание на объекте)
· противостояние субъекта и объекта познания;
· исключение всего, что относится к субъекту и способам познавательной деятельности;
· «единственно правильный метод»=> неизменный способ «производства» истинного знания;
· абсолютная монополия ученого на истину;
· истина = совпадение теоретической модели и объекта;
· онтологизация научных понятий;
· линейный детерминизм.
Неклассический тип(конец19 – середина 20 вв.) (учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности)
· рефлексия над методом;
· признание возможности множественности, дополнительности методов исследования и описаний реальности;
· отказ от онтологизации научных теорий и понятий, признание их относительной истинности;
· преодоление субъективизма за счет учета особенностей средств и методов познания, накладываемых ими ограничений;
· нелинейный, вероятностный детерминизм.
Постнеклассический тип (последняя треть 20 в.) (неразрывное соединение всех трех компонентов: объектов, средств, субъектов познания)
· снимается противостояние субъекта и объекта познания (реляционная онтология);
· субъект участвует не только в познании, но и в преобразовании объекта;
· стирается граница между объективным и субъективным («деонтологизация» знания);
· идеал – не ценностно нейтральное объективное исследование, а требующее включения ценностных факторов, предполагающее выбор;
· рефлексия допущений и предубеждений;
· подрыв монополии науки на истину (сциентизма).
Данные типы рациональности взаимно «перекрываются», причем появление каждого нового типа рациональности не отбрасывает предшествующего, а только ограничивает сферу его действия, обусловливая его применимость только к определенным типам проблем и задач.