ТЕМА 5. Экономические функции государства

План практического занятия

1. Зарождение и развитие экономической теории. Основные направления, школы в экономической теории.

2. Предмет экономической теории. Метод экономических исследований.

Контрольные вопросы, тесты, упражнения

1.1. Что такое обыденное и научное экономическое мышление? Объясните разницу между ними, их возникновение и необходимость.

1.2. Почему необходима экономическая наука?

1.3. Какие экономические условия вызвали появление и развитие экономической теории как науки?

1.4. Объясните, что означает слово "экономика". Когда и где это слово было впервые использовано?

1.5. Что такое классическая политическая экономия? Каковы основные идеи и выводы этой школы?

1.6. Что такое метод экономической теории? Каковы различия между методом экономических исследований и методами естественных, технических наук?

1.7. Что такое научная абстракция? Какова ее роль в исследовании экономических отношений?

1.8. Что такое "объективность экономических законов"?

1.9. Что значит использовать экономические законы? Что вы думаете о необходимости и возможности использования экономических законов?

1.10. Чем отличаются позитивный и нормативный экономический анализ?

1.11. Какова взаимосвязь между экономической теорией, экономической политикой и экономической практикой? Объясните функции экономической науки.

Тесты

1.14. Кто первым использовал термин "политическая экономия"?

а) Аристотель; б) А. Монкретьен; в) А. Смит; г) А.Маршалл.

1.15. Какое теория считает торговлю источником богатства народов?

а) меркантилизм; б) классическая политическая экономия;

в) марксистская теория; г) количественная теория денег.

1.16. Представители классической политической экономии:

а) А. Смит, Д. Рикардо; б) А. Монкретьен, А. Смит;

в) А. Смит, К.Маркс, Дж.. Кейнс; г) Дж Кейнс, К.Маркс.

1.17. Кого принято называть "отцом" политической экономии?

а) Аристотель; б) Ф. Кене; в) А. Смит; г) A. Монкретьен; д) К. Маркс.

1.18. Правильно определите основные работы следующих авторов и даты их первых изданий:

  Автор Работа Год
а) А. Смит "Капитал";  
б) А. Монкретьен "Принципы экономикс"  
в) К.Маркс "Общая теория занятости, процента и денег»;  
г) А. Маршалл «Трактат политической экономии»  
д) Дж. Кейнс «Исследование о природе и причинах богатства народов»  

1.19. Кого можно считается самым выдающимся экономистом XX века?

а) Ф. Рузвельт; б) В. И. Ленин; в) Дж. Кейнс; г) М. Фридман.

1.20. Ф. Рузвельт, провозглашая "новый курс", использовал рекомендации Дж Кейнса, выраженные в "Общей теории занятости, процента и денег".

а) верно; б) неверно.

1.21. Известно, что великие экономисты делали свои открытия, оценивая ситуацию в стране, где они жили. Это объясняется, прежде всего, следующим:

а) каждый великий экономист, как правило, является патриотом своей страны;

б) средства связи между странами в те годы не были достаточно развиты;

в) в этих странах существовали проблемы, которые нуждались в пояснениях и рекомендациях;

г) в своих странах экономисты сталкиваются с рядом фактов реальной жизни и выбирают среди них наиболее важные для доказательства своих идей.

1.22. Процесс фокусирования внимания лишь на наиболее важных признаках объекта и избегание второстепенных свойств называется:

а) рациональный выбор; б) абстракция;

в) контролируемый эксперимент; г) корреляция.

1.23. Экономическая модель не является:

а) методом экономических прогнозов;

б) комплексом экономических принципов;

в) идеальным типом экономики или политики, ради которой следует работать;

г) объяснением функционирования экономики и ее отдельных процессов.

1.24. Что из следующего не является моделью:

а) торговля на нью-йоркской фондовой бирже; б) иерархия потребностей;

в) концепция «невидимой руки»; г) валовой внутренний продукт.

1.25. Экономическая категория - это:

а) понятие, отражающее самые важные свойства экономического явления;

б) понятие, находящееся в экономической энциклопедии;

в) слово иностранного происхождения, которое характеризует определенные экономические события;

г) слово, которое используется в экономической науке.

1.26. Объективные, постоянно повторяющиеся, причинно-следственные связи между экономическими явлениями - это:

а) понятие; б) экономическая категория;

в) экономический закон; г) экономическая политика.

1.27. Научное предположение, требующее проверки и доказательства:

а) индукция; б) дедукция; в) гипотеза; г) корреляция.

1.28. Какое определение точнее выражает сущность индуктивного метода:

а) движение от отдельных фактов к общим выводам;

б) выдвижение гипотез и их дальнейшая проверка на фактах;

в) предварительная формулировка законов и их дальнейшая проверка;

г) движение от общей информации к деталям, конкретным выводам.

1.29. Какое определение точнее выражает сущность дедуктивного метода:

а) движение от отдельных фактов к общим выводам;

б) упрощение объекта для глубокого изучения отдельных его свойств;

в) движение от общей информации к деталям, конкретным выводам;

г) выдвижение гипотез и их дальнейшая проверка на фактах.


ТЕМА 2. Общественное производство: цели, ресурсы и результаты

Общественное производство, его конечная цель. Экономические потребности общества, их сущность и классификация. Неограниченность потребностей. Закон возрастания потребностей.

Экономические ресурсы общества. Универсальная проблема производства: бесконечность потребностей и ограниченность ресурсов. Производство и проблемы удовлетворения растущих потребностей общества.

Кривая производственных возможностей общества (КПВ). Альтернативные издержки. Закон возрастания альтернативных издержек.

План практического занятия

1. Общественное производство, его конечная цель. Потребности, их классификация. Экономические ресурсы общества. Универсальная проблема производства.

3. Производственные возможности и потребности общества. Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки.

Контрольные вопросы, тесты, упражнения

2.1 Что такое производство, в чем состоит его конечная цель?

2.2. Что такое потребность? Какие потребности вы знаете?

2.3. Критически проанализируйте данное утверждение: "Это неверно, что невозможно удовлетворить потребности. Каждое утро у меня есть то количество кофе, которое я хочу выпить во время завтрака".

2.4. Какую роль играют потребности в экономическом развитии?

2.5. Что такое экономические ресурсы? Какие виды ресурсов существуют?

2.6. Что такое универсальная проблема производства, присущая любой экономической системе? Каковы положительные и отрицательные последствия существования этой проблемы?

2.7. Что такое "экономические" и "свободные" товары и ресурсы?

2.8. В чем состоит проблема выбора в экономической жизни? Какие основные проблемы возникают в любом обществе?

2.9. "Экономикс" и ограниченность ресурсов: какова взаимосвязь между ними?

2.10. Что показывает кривая производственных возможностей (КПВ)? Что означает ее сдвиг вправо (влево)?

2.11. Что показывают точки: а) на КПВ, б) справа от нее; с) слева от нее?

2.12. В каких случаях КПВ может быть: а) прямой линией; б) кривой. Чем объясняется ее форма.

2.13. Что такое альтернативные издержки? Каковы альтернативные издержки обучения в университете?

2.14. В чем состоит закон возрастания альтернативных издержек? Чем объясняется его существование и каковы последствия?

Тесты

2.15. Любое производство в целом невозможно без:

а) средств труда; б) природных ресурсов; в) труда; г) предпринимательских способностей; д) денег; е) правильный ответ: а, б, в; ж) правильный ответ: а, б, д.

2.16. К природным ресурсам производства не относятся:

а) земля, леса; б) водные ресурсы; в) минеральные ресурсы; г) оборудование.

2.18. Какими причинами можно объяснить существование экономических проблем:

а) загрязнением окружающей среды и деятельностью транснациональных корпораций;

б) воздействием государства на экономику и частными интересами экономических субъектов;

в) неограниченностью потребностью и ограниченностью ресурсов;

г) наличием безработицы и инфляции.

2.19. Если в обществе объем производственных ресурсов увеличится, то:

а) будет произведено больше товаров и услуг;

б) экономика в состоянии произвести больше товаров и услуг;

в) улучшится технология производства;

г) повысится жизненный уровень.

2. 21. Может ли КПВ представлять собой прямую линию:

а) может; б) не может; в) нет однозначного ответа.

2.22. В экономике, функционирующей в условиях полной занятости и полного использования ресурсов на неизменной технологической основе:

а) для увеличения количества средств производства необходимо расширить производство товаров народного потребления;

б) для уменьшения производства средств производства необходимо снизить производство товаров народного потребления;

в) увеличение производства средств производства невозможно;

г) для увеличения выпуска средств производства необходимо сократить производство потребительских товаров.

2.24. Неполное использование ресурсов графически означает, что точка производства располагается слева от кривой производственных возможностей.

а) верно, б) неверно.

2.25. Если экономика эффективна, то в ней не действует закон возрастания альтернативных издержек.

а) верно, б) неверно.

2.26. Экономический рост означает, что линия производственных возможностей сдвигается вправо.

а) верно, б) неверно.

Задачи

2.27. На острове живут 8 человек. Они занимаются сбором кокосов и ловлей рыбы. В день каждый из них способен собрать 10 кокосов или поймать 5 кг рыбы.

1) Нарисуйте кривую производственных возможностей экономики острова.

2) Предположим, что на остров попали сети, с помощью которых ежедневный улов рыбы может увеличиться до 10 кг. Показать на графике сдвиг КПВ. Объясните графики.

2.28. Таблица представляет производственные возможности выпуска машин и хлебобулочных изделий:

Товары Производственные альтернативы
А В C D Е
Станки (в условных единицах)          
Хлебобулочные изделия (в условных единицах)          

а) Представьте эти данные графически. Что показывают точки на кривой?

б) Представьте на графике точки 1) неэффективного 2) невозможного вариантов производства.

в) Как отражается на КПВ закон возрастания альтернативных издержек?

г) Предположим, что экономика функционирует в точке В, но есть необходимость увеличить производство машин до 8 условных единиц. Как можно достичь такого результата? Определите альтернативные издержки на производства этих дополнительных машин.

д) Предположим, что технология производства машин была улучшена, а технология производства хлебобулочных изделий осталась неизменной. Нарисуйте новую кривую производственных возможностей (на том же графике). Нарисуйте новую кривую производственных возможностей, отражающую усовершенствование технологии производства двух продуктов (на том же графике).

2.29. Нарисуйте кривую производственных возможностей общества на основе следующих данных:

Товары Производственные альтернативы
А В C D Е
Зерно (в условных единицах)          
Тракторы (в условных единицах)          

а) Является ли производство 8 условных единиц зерна и 50 условных единиц тракторов возможным?

б) Объясните, каким образом КПВ иллюстрируют дефицит ресурсов, альтернативные издержки, альтернативный выбор?


ТЕМА 3. Товарное (рыночное) производство

Формы экономической организации общества. Натуральное хозяйство. Сущность и особенности натурального хозяйства, его исторические границы. Товарная форма общественного производства. Причины возникновения товарного хозяйства, его черты и роль в развитии общества. Товар и его свойства.

Происхождение и развитие денег. Сущность и функции денег. Денежное обращение и его законы. Определение количества денег, необходимых для обращения. Стабильность денежного обращения. Инфляция.

План практического занятия

1. Формы экономической организации общества. Натуральное и товарное (рыночное) хозяйство.

2. Товар и его свойства.

3. Деньги, их происхождение и функции.

Контрольные вопросы, тесты, упражнения

3.1. Определите основные формы экономической организации общества.

3.2. Что такое натуральное хозяйство, каковы условия его существования?

3.3. Существует ли в современных условиях натуральное хозяйство?

3.4. В чем заключается ограниченность натурального хозяйства?

3.5. Какие предпосылки необходимы для возникновения товарного производства?

3.6. Что такое товар? Какими свойствами он обладает?

3. В чем отличие трудовой и маржиналистской теории стоимости (цены) товара?

3.7. Как возникли деньги? Какие противоречия позволило разрешить появление денег?

3.8. В чем состоят преимущества денежного обмена перед бартерным (прямым товарообменом)?

3.9. Назовите и определите функции денег. Какие функции выполняют деньги при а) измерении стоимости других товаров; б) использовании для покупки товара; в) оплате коммунальных услуг; г) помещении в банк; д) получении заработной платы; е) оплате товара, купленного в кредит.

3.10. Как определяется количество денег, необходимое для обращения? Что произойдет, если их будет выпущено а) меньше, б) больше?

3.11. Используя уравнение Фишера, объясните, что случится, если денежная масса в обращении вырастет, а объем произведенных товаров остается прежним?

Тесты

3.12. Характерные черты натурального хозяйства – это:

а) отсутствие кооперационных связей с другими экономическими агентами;

б) медленные организационные, технические и технологические изменения;

в) участие в общественном разделении труда;

г) правильные ответы б) и в); д) правильные ответы а) и б).

3.13. Что из перечисленного не относится к недостаткам натурального хозяйства:

а) ограничение объемов производства;

б) невозможность использовать преимущества общественного разделения труда;

в) деформация личности в связи с узко специализированной деятельностью;

г) не обеспечивается удовлетворение возрастающих потребностей.

3.15. Что из перечисленного вызывает необходимость товарного обмена:

а) общественное разделение труда;

б) наличие развитой системы машинного производства;

в) развитая денежная система

г) необходимость удовлетворять потребности.

3. 17. Какая фраза наиболее точно отражает сущность товарного производства:

а) производство продукта для потребления другими субъектами:

б) производство продукта для обмена;

в) создание наиболее эффективных форм взаимосвязи факторов производства;

г) переработка сырья для создания продуктов, способных удовлетворять потребности.

3.19. В соответствии с трудовой теорией стоимость товара определяется:

а) потребительной стоимостью; б) предельной полезностью единицы товара;

в) затратами труда на производство товара;

г) объемом спроса на данный товар на рынке.

3. 20. В какой ситуации деньги выполняют функцию меры стоимости:

а) меню с ценами на ужин в ресторане; б) при продаже земельного участка;

в) при покупке подарка для друга; г) при получении заработной платы.

3. 21. В каком случае деньги выполняют функцию средства платежа:

а) Ваш депозитный счет в банке; б) покупка автомобиля в кредит;

в) покупка овощей на рынке; г) получение стипендии.

3.22 В какой из функций деньги наиболее уязвимы при инфляции:

а) мера стоимости; б) средство обращения;

в) средство платежа; г) средство сбережения.

Задачи

3.23. 1 тонна зерна обменивается на 100м ткани или 10 пар обуви. Сколько ткани можно выменять на 1 пару обуви? Дайте определение меновой стоимости товара. Что лежит в основе меновых пропорций?

3.24. Товар А обменивается на N единиц товара В. Как изменится меновое соотношение, если стоимость товара В понизится вдвое? Объясните связь между стоимостью и меновой стоимостью.

3.25. На рынке обмениваются товары А,Б,В,Г и Д. Обмен товаров и соизмерение их стоимостей происходит с помощью товара А. Какую роль выполняет этот товар? В силу каких причин на эту роль выдвинулось золото?

3.26. Определите, какое количество денег необходимо для обращения при следующих условиях: товарные остатки с прошлого года – 300 млн. д.е., в текущем году произведено для реализации 3100 млн. д.е. товаров и услуг, в кредит будет продано товаров на сумму 600 млн. д.е. Длительность одного оборота денег – 3 месяца.

3.27. - Рассчитайте количество денег, необходимых для обращения, если объем товаров для реализации составляет 500 млрд. $, в кредит будет продано товаров на сумму 120 млрд. $, платежи, по которым наступил срок оплаты – 70 млрд. $. Один доллар обращается за год 6 раз.

- Как изменится количество денег в обращении, если а) объем товарной массы вырастет в 1,2 раза; б) скорость обращения доллара повысится в 1,5 раза?

3.28. Используя уравнение Фишера, покажите, как изменится потребность в деньгах при условии, что объем произведенных товаров возрос на 40%, цены увеличились на 20%, а скорость обращения денег замедлилась на 10 %.

3.29. Для обеспечения нормального товарного обращения в стране необходимо 600 млрд. д.е. денежной массы на год. Как изменится потребность в деньгах, если скорость обращения денег замедлится на 30%, а объем произведенных на продажу товаров вырастет на 40% при неизменных ценах? Какая зависимость существует между массой денег, объемом товаров и уровнем цен?


ТЕМА 4. Рыночный механизм

Рыночные отношения, их субъекты и объекты. Определение рынка. Рыночный механизм. Спрос и предложение, факторы, их определяющие. Кривые спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения, факторы, их определяющие. Коэффициент ценовой эластичности.

Рыночное равновесие. График рыночного равновесия. Равновесная цена. Конкуренция. Функции рынка. Ограничения и внутренние противоречия рынка.

План практического занятия

1. Рыночный механизм. Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.

2. Функции и противоречия рынка.

Контрольные вопросы, тесты, упражнения

4.1. Что такое рынок, рыночный механизм? Из каких элементов состоит рыночный механизм?

4.2.Что такое спрос? Какие факторы влияют на спрос?

4.3. Определите закон спроса и нарисуйте кривую рыночного спроса.

4.4. Как каждое из указанных событий повлияет на спрос на товар А и как изменится положение кривой спроса на графике.

а) увеличение доходов покупателей;

б) увеличение цены товаров-заменителей;

в) повышение налогов на доходы потребителей;

г) увеличение ассортимента товаров на рынке.

д) снижение цены товара А.

4.5. Что такое рыночное предложение? Каковы его детерминанты? Объясните закон предложения и постройте кривую рыночного предложения.

4.6. Как каждое из указанных событий повлияет на предложение товара В и как изменится положение кривой предложения на графике.

а) технический прогресс в производстве товара B;

б) уменьшение количества фирм в отрасли по производству B;

в) повышение цен на ресурсы для производства B;

г) увеличение цен на товар B на рынке.

4.7. Что такое ценовая эластичность спроса (предложения)? Как можно ее рассчитать?

4.8. Какие факторы определяют ценовую эластичность спроса (предложения)?

4.9. Основываясь на факторах, влияющих на эластичность спроса по цене, оцените эластичность спроса на следующие товары: а) апельсины; б) сигареты; в) сигареты "Winston"; г) бензин, д) масло, е) соль, ж) автомобили, з) билеты на футбольные матчи, и) браслеты с бриллиантами, к) электроэнергия.

4.10. Что такое рыночное равновесие? Нарисуйте график рыночного равновесия.

4.11. Что такое равновесная цена? Объясните, что означает эта цена для реального состояния экономики.

4.12. Что такое "избыточный спрос", "избыточное предложение"?

4.13. Определите основные функции рынка и объясните их.

4.14. Определите основные ограничения, противоречия рынка.

Тесты

4.15. Что такое "невидимая рука" в экономическом анализе А. Смита?

а) стремление к максимизации дохода;

б) незначительная роль государства в экономике;

в) промышленная революция;

г) рыночное саморегулирование.

4.17. Как спрос связан с потребностями?

а) все потребности отражаются в спросе;

б) первостепенные потребности отражаются в спросе;

с) потребности, соответствующие возможностям, отражаются в спросе;

г) спрос отражает потребности, но в некоторых случаях может превышать их.

4.18. Рыночный спрос - это:

а) потребности, которые потребитель хочет удовлетворить;

б) деньги, которые субъект способен заплатить за определенный товар;

в) планы покупателя по покупке определенного количества товаров;

г) количество товаров, которое может быть куплено по определенным ценам.

4.21. Кофе и чай - заменители. Увеличение цены кофе может привести к:

а) уменьшению цены чая, но увеличению его потребления;

б) сдвигу кривой спроса на чай вправо;

в) снижению количества проданного чая;

г) смещению кривой спроса на чай влево.

4.24. Правильно сформулируйте закон предложения:

а) количество предлагаемых товаров увеличивается с ростом их цены и уменьшается с ее уменьшением;

б) количество предлагаемых товаров уменьшается с увеличением их цены и увеличивается - с ее уменьшением;

в) цена предлагаемых товаров меняется с изменением количества товара.

4.25. Какие факторы не влияют на предложение определенного товара?

а) затраты на производство; б) изменение цен на другие товары;

в) количество продавцов; г) изменение ставки налога на доходы граждан;

д) нет правильного ответа.

4.26. Движение вверх по кривой предложения может быть вызвано:

а) увеличением цены этого товара; б) снижением затрат на его выпуск;

в) увеличением цены товара и сокращением издержек производства.

4.28. Как снижение цены стали повлияет на поставки грузовых автомобилей?

а) любая связь отсутствует;

б) может привести к росту предложения автомобилей;

в) это приведет к снижению цен на автомобили;

г) правильный ответ б) и в);

д) нет правильного ответа.

4.29. Если снижение цены товара на 3% приводит к росту спроса на 5%, спрос на него:

а) неэластичен; б) эластичен; в) единичная эластичность.

4.30. Неэластичный спрос означает, что:

а) рост цены на 1% приводит к снижению спроса меньше, чем на 1%;

б) рост цены на 1% приводит к снижению спроса больше, чем на 1%;

в) любое изменение цены не приводит к изменению общей выручки;

г) рост цен на 1% не влияет на объем спроса.

4.31. Кривая абсолютно неэластичного спроса представлена:

а) вертикальной линией; б) линия с отрицательным наклоном;

в) горизонтальной линией; г) линия с положительным наклоном.

4.34. Что исключает дефицит и излишек товаров в условиях рынка:

а) свободное движение цен;

б) точный учет производителями возможностей покупателей;

в) эффективная маркетинговая политика предприятий;

г) планирование государственных органов.

4.35. Что Вы выигрываете в качестве потребителя от рыночной конкуренции?

а) увеличивается выбор товаров и услуг;

б) сдерживается повышение цен;

в) производители более реагируют на требования потребителей;

г) правильный ответ в пунктах а), б), в).

4.36. Если рыночная цена ниже равновесной:

а) есть избыток товара; б) есть дефицит товара;

в) формируется рынок покупателя; г) цена ресурсов растет.

4.38. Что относится к функциям рынка?

а) поставка товаров потребителю; б) социальная защита населения;

в) регулирование экономических отношений;

г) правильные ответы б), в); д) правильные ответы а), б).

4.39. Что не относится к отрицательному влиянию монополизации на экономику?

а) нарушение равноправия в отношениях между производителями и потребителями;

б) ограничение возможности свободного выбора;

в) искусственное ограничение возможностей мелких производителей;

г) правильный ответ отсутствует.

Задачи

4.40. Постройте кривую спроса при следующих условиях: спрос на растворимый кофе при цене 20 д.е. составляет 1400 банок, при снижении цены на 5 д.е. спрос сокращается на 20%.

4.41. При равновесной цене 10 д.е. на рынке продается и покупается 50 т картофеля. Как изменится рыночная ситуация, если цена вырастет в 1,5 раза, предложение товаров увеличится в 1,3 раза, а спрос упадет на 40%. Ответ иллюстрируйте графически.

4.42. В таблице данные о различных ситуациях на рынке масла:

Цена (д.е. за пачку) Спрос (тыс. пачек) Предложение (тыс. пачек)
     
     
     
     
     

а) изобразите кривые спроса и предложения в соответствии с таблицей;

б) определите равновесную цену и равновесный объем производства;

в) если рыночная цена масла равна 16 д.е., что характерно для данного рынка - дефицит или избыток? Какой будет ситуация на рынке при цене 32 д.е. за пачку?

г) рост потребительских расходов повысил потребление масла на 15 тыс. пачек при каждом уровне цен. Какими станут равновесная цена и объем производства? Покажите графически.

4.43. Кривая спроса на товар описывается следующим уравнением Qd = 150 - 10p, кривая предложения Qs = 30 + 5P, где Qd – объем спроса, Qs - объем предложения, Р - цена товара. 1). Каковы равновесная цена и объем товаров? 2). Предположим, что правительство установило «потолок» цены товара в 5 д.е. Подсчитайте дефицит, который возникнет в этом случае.

4.44. Продавец гвоздик, решил увеличить объем продаж, снизив цену на цветок с $ 2,5 до $ 2. В результате объем продаж изменился с 30 до 50 штук в день. Определите коэффициент эластичности спроса, сделайте выводы о товаре. Было ли снижение цены оправдано экономически?

4.45. Рассчитайте коэффициент ценовой эластичности спроса на товары при условии, что цена товара снизилась с 40 до 36 долларов, а объем продаж вырос с 600 до 750 штук. Сделайте выводы о товаре, приведите примеры. От каких факторов зависит ценовая эластичность спроса?

4.46. Рассчитайте коэффициент ценовой эластичности предложения при условии, что цена товара на рынке выросла с $ 200 до $ 300, а предложение выросло с 8 до 10 штук. Сделайте выводы о данном товаре. Какие факторы влияют на эластичность предложения?


ТЕМА 5. Экономические функции государства

План практического занятия

1. Рынок и государство: "смешанная" экономика.

2. Основные экономические функции государства.

Контрольные вопросы, тесты, упражнения

5.1. Чем объясняется необходимость вмешательства государства в экономику?

5.2. Всегда ли государство регулировало экономическое развитие общества?

5.3. В чем состоит вклад Дж.М. Кейнса изменение роли государства в обществе?

5.4. Что принято понимать под «смешанной» экономикой?

5.5. В чем состоит единство и противоречивость «смешанной» экономики?

5.6. Каковы основные цели и функции государственного регулирования экономики?

5.7. Какие инструменты может использовать государство для регулирования экономического развития? Чем определяется их эффективность?

Тесты

5.8. Государственное регулирование экономики в условиях рынка:

а) вызвано интересами бюрократического аппарата;

б) служит экономическим целям национального финансового капитала;

в) необходимо для решения проблем, которые рыночный механизм не может решить или решает недостаточно быстро и эффективно;

г) обусловлено интересами военно-промышленного комплекса;

5.9. Каким вопросом должно заниматься государство в условиях рыночной экономики:

а) распределение денежных доходов в обществе;

б) предоставление помощи потребителям с низкими доходами;

в) определение, что и сколько нужно произвести из имеющихся ресурсов;

г) определение круга товаров, в которых общество испытывает потребность.

5.10. К функциям государства в экономическом кругообороте относится:

а) покупка ресурсов;

б) продажа ресурсов;

в) получение трансфертов;

г) предоставление трансфертов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: