Бог Саваоф

= Истинный Господь Бог Савао": Арх. г., Забыл., 333; Господь Савао" (Савао" Бог): Арх. г., Ефим. 2, 172; Майк., 577-580; Волог. г., Шерем., 51-53; Костр. г., Вин. 1, 53-56; ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 496; ркп. из Новгорода, Майк., 530-539; б. м., Забыл., 378; Майк., 568-569; Саваов Бог: Арх. г., Ефим. 2, 174, 208, 214; Оспод Бог Савао" ъ: Вин. 2, 10-11; всевышний Бог Савов: Вятск. о., Иван., 25; Савахов: Вятск. о., Иван., 27 (другая публикация того же текста с небольшими разночтениями: Лобан., 11). Встретилась также последовательность имен: Адонаи, Егова, Эллаг, Савао": Симб. г., Майк., 523.

( Свыше 15 упоминаний.

(Закрепляет слова замком.

Защищает: людей от нечистых духов (дьявола); людей от начальства; скот от всех несчастий, особенно от зверей (волков) (в приговоре на первый выгон скота на Георгия ®).

Исцеляет: людей от кочи (неясная болезнь, которую также выгоняет всадник на белом коне [см: Дмитриева 1982, 39]; возможно - корчи или порча); людей от усовей (воспаление внутренних органов, колотье, в том числе в ушах; ср. также злое мифологическое существо усов в сербских заговорах: Раденкови(1982, 396); скот от ногтя (затвердение века, возможно, судороги).

( В заговоре от ногтя скотины идет "на двенадцати конях с калеными стрелами. Бьет скотину или животину" по разным частям тела, выбивает болезни.

( Последовательность Адонай, Иегова (Яхве), Элогим (Элохим), Саваоф включает в себя табуизированное четырехбуквенное (тетраграмматон) имя Бога Яхве, имеющее особую мистическую силу, и его заменители, утратившие, впрочем, для русского сознания это назначение. По словам Н. Переферковича, христиане и гностики придавали преувеличенное значение имени Элохим как доказательству троичности Божества. Потому раввины талмудического периода решили исключить его из употребления. Затем и имя Яхве (Иегова) было запрещено произносить, его заменило нарицательное Адонай, т. е. 'господин мой', 'Господь' (Талмуд, т. 1, 38-39). В грекославянской письменной традиции сохранились, как мы видим, все эти имена. По словам А. И. Яцимирского, "в греческих текстах молитв-заклинаний самые обычные обращения - E"$"T2 "*T<"4 и т. п." (1913, ч. 1, 3). О последовательностях имен Божиих в православных молитвах см. там же, 4-6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: