Оноре Фрагонар

Обучается в мастерской Буше. Затем становиться учеником французской академии в Риме. Много копирует и изучает античность. Фрагонар развивается как камерный художник, лирик захватывающий внутренние стороны человеческой души. Поэзия наслаждения (гедонизм) играет в его творчестве большую роль.

«Похищение рубашки Амуром»

Мифологический сюжет приобретает конкретный жизненный характер, переносит зрителя в интимную сферу бытия. Картина полна чувственной неги; плавные композиционные ритмы, мягкие трепетные тени, светлые и теплые красочные оттенки создают эмоциональную среду. Любовное томление соединяется с живым лукавством и дерзкой насмешливостью. Эмоциональная насыщенность искусства Фрагонара определила темпераментность его приёмов, свободу легкого и динамичного мазка, тонкость световоздушных эффектов.

«Качели»

Картина выполнена по сюжету заказчика, пожелавшего, чтобы его возлюбленная была на качелях. Интимный уголок парка выглядит кокетливым будуаром. Идеалистичность, кулисность присутствуют, но природа изображена реалистично, и кулисы не замкнуты, а изображение выходит за рамки картины. Порхающие движения грациозной фигурки, очертания её одежды, напоминает силуэт мотылька, жеманная игра томных взглядов — всё это создаёт образ пряной изысканности.

Влечение Фрагонара к натуре предавало жизненность его бытовым сценам, обогащало пейзажный жанр, заставляло оценить индивидуальность в портрете. Но заботой художника было не точное сходство и не сложность внутреннего мира, а волнение души, декоративный размах, красочность костюмов. Его увлекает декоративность.

Психея показывает своим сестрам дары амура (1753) Сюжет этой картины Фрагонар почерпнул из красивого мифа о любви земной девушки Психеи и бога любви Амура (скорее всего, он познакомился с ним в пересказе Лафонтена). На полотне мы видим Психею, показывающую сестрам подарки своего бессмертного возлюбленного. Сестры отчаянно завидуют ей и думают о том, как бы разбить ее "незаслуженное" счастье.
Легкое дыхание
Уже в начале 70-х годов XVIII века в художественной среде Франции появилось выражение "написано а ля Фрагонар". Это значит, что почерк художника в это время стал уже не только узнаваем, но и пользовался успехом у подражателей. Копировать зримую манеру фрагонаровских галантных сцен было не так уж сложно - пышная, несколько декоративная растительность, фарфоровые куколки-персонажи, лукавые Купидоны на заднем плане. Однако внешние декорации - только малая часть того, что мы, называем стилем Фрагонара. И совсем не в них, по большому счету, дело, а в стремительности, одухотворенности, в том, что легче холста, красок и даже воздуха. И копировать это невозможно. Постоянный творческий поиск не давал Фрагонару остановиться на чем-нибудь одном - будь то галантная живопись, сентиментальные семейные сценки или портреты-фантазии. Неизменным оставалось только одно - его "легкое дыхание". Оно чувствуется во всех лучших работах Фрагонара.

Воспитание делает все (1780) Милая и забавная сценка - девочка показывает своим приятелям дрессированных собачек. Дети с восторгом смотрят на мохнатых артистов. Юная дрессировщица полностью увлечена происходящим и все же при этом немного кокетничает. Фрагонар написал "Воспитание" в поздний период своего творчества, расставшись с галантными сюжетами и обратившись к созданию картин из жизни "простых людей".

1752 Побеждает в конкурсе Академии с картиной "Иеровоам поклоняется идолам".

1761 Возвращается в Париж. Начинает работу над полотном "Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою".
1765 Становится кандидатом в члены Академии художеств. "Жрец Корез" производит сенсацию в Салоне, картину покупает король Людовик XV.

1788 В октябре умирает Генриетта Розали - по всей видимости, от чахотки. Тяжело переживает смерть дочери, сильно заболевает и уезжает в Грасс.
1789 Начало революции.
1792 Возвращается в Париж, но больше никогда не берется за кисти.
1793 При содействии Давида занимает пост хранителя Лувра.
1806 22 августа умирает в своем парижском доме.

Буше (Boucher) Франсуа (1703–1770), французский живописец. В 1755-1765 руководил Королевской мануфактурой гобеленов в Париже, с 1765 – директор Королевской академии живописи и скульптуры, “первый живописец короля”, один из ярких мастеров рококо. Сороковые годы XVIII века — период расцвета во французском искусстве стиля рококо, отразившего аристократические идеалы дворянского общества. Для стиля жизни этого времени характерно стремление к роскоши, изощренным, прихотливым формам. Особенность живописи рококо — ее тесная зависимость от архитектурно - декоративного окружения. Станковая картина создавалась в это время прежде всего как деталь украшения интерьера дворянского особняка, наряду с мебелью, фарфором, гобеленами и шелковыми тканями. Самым знаменитым художником рококо был Франсуа Буше, который, помимо живописи, работал во всех видах декоративного и прикладного искусства: он создавал картоны для шпалер, рисунки для севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и декоративные росписи. Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. Буше в начале творческого пути испытал влияние А.Ватто (гравировал его картины), в дальнейшем писал плафоны, панно, картины с мифологическими, пасторальными, жанровыми сценами, нарядно-кокетливые портреты, идиллические пейзажи, выдержанные в мягких серебристо-зеленых тонах (“Вид в окрестностях Бове", Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Одним из любимых жанров живописи рококо были пасторальные мотивы, сюжеты которых художники находили прежде всего в античной мифологии. В картине «Юпитер и Каллисто» Буше обратился к «Метаморфозам» римского писателя Овидия, пересказавшего миф о боге Юпитере, который, влюбившись в нимфу Каллисто и желая ее соблазнить, принял облик богини Дианы. Художник интерпретирует чувственный эпизод античной мифологии в характерном для рококо поверхностном, игривом духе.  
 
   
   
"Похищение Европы" 1734, Собрание Уоллес, Лондон "Портрет маркизы де Помпадур" 1756, Ст. пинакотека, Мюнхен
 
   
 
   
"Вулкан, вручающий Венере оружие для Энея" 1757, Лувр "Купание Дианы" 1742, Лувр, Париж
 
   
 
   
"Одалиска на синей софе" 1745, Лувр, Париж "Портрет мадемуазель О'Мерфи" 1752, Ст. пинакотека, Мюнхен
Грациозные, изящные фигурки его античных героинь похожи на фарфоровые статуэтки. Буше любил светлую живопись и отдавал предпочтение нарядным голубым, розовым и зеленым тонам. В некоторых картинах Буше 1720-1730-х годов, теплых и насыщенных по колориту (“Геркулес и Омфала”, Государственный музей изобразительных искусств, Москва), заметны отзвуки фламандского искусства. В более поздних работах (“Купание Дианы”, 1742, Лувр, Париж; портрет маркизы Помпадур, 1752, собрание Уоллес, Лондон) с обилием оттенков розового и голубого, извилистых сплетающихся линий и сложных ракурсов усиливаются свойственные рококо декоративность, чувственность, несколько жеманная грация, впечатление “фарфоровости” фигур.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: