Премьера балета

Чайковский П.И. Балет-феерия «Щелкунчик»

История создания

В основу балета легла сказка писателя Э. Гофмана с названием «Щелкунчик и мышиный король». Впервые сказка была опубликована в Берлине в 1816 году. По ее сюжету двенадцатилетняя девочка Марихен Штальбаум получает на Рождество подарок от крестного - куклу-щелкунчик для колки орехов. Щелкунчик оживает в рождественскую ночь и вступает в борьбу с мышиной армией. На утро крестный рассказывает Марихен историю своего племянника, которого заколдовал мышиный король. А следующей ночью девочка, ее кукла Клара и Щелкунчик снова подвергаются нападению мышиного воинства. Они вступают в бой с мышами и побеждают их, после чего отправляются в королевство кукол, где Марихен избирают принцессой.

Всеволожскому сказка понравилась, и он решил на ее основе создать балет. Иван Александрович был очень талантливым, высоко квалифицированным чиновником. Этот человек не боялся брать ответственность и проявлять инициативу. Именно благодаря ему русская сцена внесла глубокий вклад в театральное икусство. Признанное место среди шедевров занял и балет Щелкунчик.

Всеволожский постоянно искал материалы, которые сложили бы либретто для театральных постановок. В основу балета легла сказка про девочку и куклу-щелкунчика, устраивала директора императорских театров.

Но Иван Александрович планировал создать не просто балет. Он задумал организовать огромное сценическое действо, музыкальную феерию не только с балетом, но и с оперой. Основой для оперы стала драма в один акт в стихах «Дочь короля Рене», написанная датчанином Г. Герцем. В переводе Владимира Рафаиловича Зотова эта пьеса была поставлена в московском Малом театре в 1888 году.

Композитором стал Петр Ильич Чайковский. Либретто балета Щелкунчик и программа совместной постановки, включавшая балет и оперу, разрабатывались Мариусом Петипа - первым балетмейстером Петербургской императорской труппы. Однако Петипа заболел — и хореографом был назначен Лев Иванович Иванов. Текст для оперы стал создавать Модест Ильич Чайковский – брат композитора.

В советских постановках с середины 30-х годов в соответствии с идеологическими установками сюжет русифицировался, главную героиню стали называть Машей, а Фрица — Мишей. Рождество было заменено Новым годом.

Премьера балета

Разработку режиссуры проводил М. Петипа, а его помощник Л.И. Иванов стал постановщиком. Используя разработки Петипа, Иванов следовал их указаниям, но в некоторых сценах вводил и свои разработки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: