История создания. В 1870 году дирекция Петербургского отделения Русского музыкального общества заказала видному композитору А

В 1870 году дирекция Петербургского отделения Русского музыкального общества заказала видному композитору А. Н. Серову, автору опер «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила», новую оперу на сюжет гоголевской «Ночи перед рождеством». Либретто для нее написал поэт Я. П. Полонский. Но в начале следующего года, не успев приняться за этот труд, не закончив еще и «Вражьей силы», Серов скоропостижно скончался. Тогда РМО объявило конкурс имени покойного композитора на сочинение «Ночи перед рождеством». Узнав это, Чайковский решил принять участие в конкурсе. Он был уже автором трех опер — «Ундины», «Опричника» и «Воеводы», но пока с этим жанром ему не везло: «Воеводу» композитор уничтожил, разочаровавшись в первом оперном опыте. «Ундина» не увидела света рампы, да и в «Опричнике» он разочаровался сразу же после премьеры. Тем не менее Петр Ильич был уверен, что опера — его жанр, нужно только найти подходящий, удачный во всех отношениях сюжет. И за сочинение «Кузнеца Вакулы» — так была названа опера перцоначально — он взялся с увлечением. Гоголя любил и ценил, восхищался Украиной — ее природой, ее народными песнями, ее людьми, которых знал хорошо. Ведь не одно лето провел он в Каменке, украинском имении Давыдовых, семьи декабриста Василия Львовича Давыдова, за сына которого вышла замуж любимая сестра Чайковского Александра Ильинична.

На несколько лет композитор отложил работу над операми. Были написаны Фортепианный концерт, Меланхолическая серенада, Третья и Четвертая симфонии, «Лебединое озеро», «Франческа да Римини»… Лишь тогда вновь задумался Петр Ильич над оперными сюжетами. И вот наконец удачи: «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Мазепа». После этого, ободренный большими, всеми признанными успехами, вновь вернулся он к давнему «Кузнецу Вакуле». Теперь он решил назвать оперу по-другому: пусть его былая неудача уйдет вместе с названием. Это будут «Черевички».

В середине февраля 1885 года Чайковский переехал в Майданово. Это было барское имение недалеко от подмосковного городка Клина. Хозяйка Майданова, разорившаяся помещица, сдавала внаем и барский дом, и выстроенные вокруг дачи.

Через месяц с небольшим он полностью переинструментовал ее. Все окружающее воздействовало на композитора. Пусть не украинские пейзажи видел он из окна, но русский зимний пейзаж, снега, лунные ночи не могли не вдохновлять его. На этот раз опера ему удавалась. Однако с завершением партитуры не кончились сложности нелегкой судьбы произведения: оперу приняли к постановке в Большом театре. Главный дирижер И. К. Альтани начал было разучивать ее с певцами, как болезнь заставила его прервать работу. Это поставило под угрозу спектакль. Тут-то и решился Петр Ильич на отчаянный шаг: прежде панически боявшийся дирижерского пульта, теперь он решился предложить Большому театру свои услуги. Он брался сам разучивать «Черевички» с исполнителями, провести все оркестровые репетиции и, самое страшное для него, продирижировать первыми тремя спектаклями. Премьера прошла, по общему признанию, блестяще.

Января 1887 года. Москва. Большой театр. Сегодня здесь премьерой своей новой оперы «Черевички» дирижирует впервые сам композитор, Петр Ильич Чайковский. Таким образом, событие знаменательно вдвойне: не только новая премьера, но и дирижерский дебют. Публика в нетерпеливом ожидании. Кажется, очень медленно тянутся последние минуты перед началом спектакля. Но вот прозвенел третий звонок. Оркестранты заняли свои места. Прошло еще несколько мгновений — и за дирижерский пульт встал автор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: