Блок 22 вопрос

Клинико — психологическая характеристика детей с нарушениями функций ОДА.

ОДА -это система костей, мышц, сосудов и нервов, позволяющих организму двигаться и осуществлять жизненную

функцию.

Нарушения ОДА могут носить врожденный и приобретенный характер. В зависимости от причины и времени действия

вредного фактора, выделяют следующие виды патологии ОДА:

1.заболевания нервной системы: ДЦП, полиомелит;

2.патология костной системы: вывихи, кривошея, косолапость, недоразвитие и дефекты конечностей, аномалия развития

пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство)(это врожденные заболевания); аномалии развития позвоночника,

заболевание скелета, системное заболевание скелета (рахит), травматические повреждения конечностей, черепа и т.д.(это

приобретенные).

3.заболевания суставов: полиартрит.

Ведущим в клинической картине является двигательный дефект, но при ряде нарушений ОДА двигательное расстройство

сочетается с отклонением развития сенсорных функций, познавательной деятельности и речевыми нарушениями.

В этиологии аномалии двигательной сферы играют роль различные генетические факторы, чаще обусловливающие

негрубые варианты конституциональной недостаточности моторики, внутриутробные, катальные и ранние постнатальньк

поражения ЦНС. Особые формы нарушений моторной сферы наблюдаются при раннем детском аутизме. Тяжелые

двигательные нарушения возникают и при поражении спинного мозга (в детском возрасте - чаще инфекционного

происхождения -при заболевании полиомелитом). Своеобразные нарушения моторного развития могут иметь место и пр1

явлениях эмоциональной депривации.

Особенности клинике - патофизиологической структуры аномалий развития моторной сферы обусловлены недостаточностью различных отделов нервной системы. При недостаточности подкоркового уровня организации движет наблюдается наблюдается нарушение тонуса, ритмичности, выработки первичных автоматизмов и выразительных движений. При поражении кортикального уровня страдает сила, точность движений, формирование предметных действи! Наиболее изученным заболеванием среди нарушений ОДА является ДЦП.

У детей с ДЦП часто отмечается недостаточность целого ряда нервно — психических функций, в значительной степени связанных именно с поражением двигательной сферы.

Прежде всего стоит остановиться на нарушениях речи, которые в большей степени обусловлены дефектностью ее моторного компонента. Основными из них считаются дизартрия разного характера и разной степени выраженности. Наблюдаются более позднее формирование моторной стороны речи, правильности произношения, запаздывание в появлении первых слов и фразовой речи, замедленное расширение словаря. В более тяжелых случаях речевых расстройст являются проявления моторной алалии с общим недоразвитием всех сторон речи. Реже имеют место явления сенсорной алалии. Указанные виды речевых расстройств часто сочетаются друг с другом, однако каждый из них наиболее характере для того или иного вида двигательных нарушений.

В нарушении психического развития имеет значение и недостаточность пространственного гносиса, связанная как с поражением теменных отделов, так и в определенной мере обусловленная и нарушениями зрительного восприятия в связи с двигательными расстройствами (недостаточность фиксации взора, конвергенции и т.д.). У этих детей имеются трудности формировании восприятия формы, в соотнесении элементов в пространстве, в правильном восприятии пропорции и перспективы. Отмечается недоразвитие представлений о схеме собственного тела. Запаздывает формирование доминантности руки, понятий левого и правого. В связи с этим наблюдаются характерные особенности рисунка таких деп неумение правильно изобразить лицо и руки. Двигательная недостаточность обусловливает недоразвитие предметных действий. В дошкольном возрасте обращает внимание недоразвитие игровой деятельности. Позже страдает формировани школьных навыков: счета, письма и чтения. Трудности в освоении арифметикой в значительной мере обусловлены недостаточностью пространственных функций. Они проявляются в нечеткости распознования графического изображена цифр, смешении арифметических знаков. Наблюдаются явления дисграфии в виде зеркальности, смешения сходных по написанию букв.

Тяжелые двигательные расстройства, нарушение ряда высших корковых функций, сопутствующие им явления психической истощаемости являются причиной задержки интеллектуального развития у многих детей с ЦБ.

В их эмоциональной сфере описывается склонность к невротическим и неврозоподобным расстройствам, в первую очередь к страхам (высоты, темноты, новой обстановки), повышенной пугливости в отношении неожиданных раздражителей.

Помимо отдельных эмоциональных расстройств таким детям нередко свойственна и задержка эмоционального разви в целом, которая,как правило, сочетается с задержкой интеллектуального развития. Проявления «органического инфантилизма» выступают в недостаточной дифференцированности эмоций даже в игровой деятельности, ее монотонное слабости творчества, отсутствии инициативы и самостоятельности.

При ЦБ в результате дефицита двигательной сферы возможно формирование ряда отклонений в развитии лич-ности. Важное место в формировании у этих детей патологических свойств личности по дефицитарному типу, связанному преж всего с двигательной недостаточностью, принадлежит явлениям депривации и гиперопеки. В результате двигательных ограничений, накладываемых болезнью, ребенок живет и развивается в пространственно весьма ограниченном мире. Это препятствует формированию развития многих видов взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Ограниченность контактов нередко способствует аутизации, формированию эгоцентрических установок, пассивности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: