Основные направления коррекционной работы с клиентом

Классический психоанализ З. Фрейда выступает как помощь клиенту в выявлении неосознаваемых причин тягостных переживаний и болезненных проявлений. Аналитическая индивидуальная психокоррекция А. Адлера позволяет оказывать помощь клиенту в преодолении базисного чувства неполноценности и самореализации личности.

Клиент - центрированный подход К. Роджерса в качестве основной целевой установки опирается на оказании помощи клиенту в развитии способности предпринимать действия для приведения "Я" - реального в соответствие с личностным опытом и глубинными переживаниями. Данный подход служит источником стимулирования личностного роста и развития, разрешения внутриличностных проблем клиентов.

Логотерапия В. Франкла - это оказание помощи в обретении смысла жизни через творчество, эмоциональные переживания и сознательное принятие клиентом обстоятельств своей жизни.

Экзистенциальная коррекция (Д. Буженталь, С. Кьеркегор, А. Камю, А. Маслоу, Ж.П. Сартр) выступает как ориентация на осознание клиентом личностной свободы и ответственности.

Поведенческое направление в психокоррекционной работе (И.П. Павлов, Д. Вольпе, А. Лазарус, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Д. Уотсон) способствует выработке нового адаптивного поведения, формированию социальных умений. Овладение приемами саморегуляции, преодоление вредных привычек, снятие стресса, избегание эмоциональных травм.

Когнитивно-аналитическое направление (Д. Келли, Ж. Пиаже, А. Риле) используется для исправления ошибочной информации, помощи клиентам в изменении убеждений, поддерживающих неадаптивное поведение и неадаптивные эмоции.

Рационально - эмотивная коррекция А. Эллиса помогает в оказании помощи в пересмотре убеждений, норм и представлений (частной формой данного направления коррекции является освобождение от идеи самообвинения).

Когнитивный подход А. Бека важен для освобождения от неприятия себя и негативного взгляда на мир и свое будущее.

Реальностная терапия У. Глассера значима в развитии рассудительности, эмоциональной устойчивости, способности оценивать свои действия и планы в соответствии с ценностями личности.

Трансактный анализ Э. Берна выступает как освобождение от навязанных программ поведения, определение судьбы, помощь в налаживании отношений с окружающими, принятие ответственности за свои чувства.

Гештальттерапия и коррекция Ф. Перлза оказывает помощь в обнаружении психологических блоков, препятствий к росту личности и устранение их.

Индивидуальная и групповая психокоррекция как формы работы с клиентом.

Показаниями индивидуальной психокоррекционной работы являются проблемы индивидуального плана, категорический отказ от работы в группе, сильная тревожность, сильная заторможенность, неуверенность в себе, необоснованные страхи, несформированность социальной потребности в общении, асоциальное поведение. Основными способами воздействия на клиента в индивидуальной психокоррекции выступают убеждение и внушение. Психологические особенности индивидуальной психокоррекции – это заключение контракта между клиентом и психологом, исследование проблем клиента, поиск способов решения проблем, формирование психологом коррекционных программ и обсуждение ее с клиентом, реализация намеченной программы в соответствии с заключенным контрактом, оценка эффективности проведенной работы как основные стадии индивидуальной психологической коррекции.

Специфика групповой формы психокоррекции (термин введен Д.Морено) заключается в целенаправленном использовании групповой динамики. Показания к групповой психокоррекции: трудности коммуникации, отсутствие адекватных способов разрешения конфликтных ситуаций, необщительность, замкнутость (при условии сформированности потребности в общении), нарушения поведения, трудности эмоционального развития, трудности личностного развития, фобические реакции.

Психокоррекционная группа (тренинговая) – это искусственно созданная малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностно научения, самораскрытия. Особенности комплектования группы: возрастной и половой состав группы, профессиональный состав группы, размер группы – 25-30 человек – большие группы и 8-12 человек – малые группы, частота и длительность встреч – кратковременная – 1-6 месяцев и долговременная – несколько лет по 3-4 занятия в неделю по 60-90 мин (максимум – 30-70 встреч), подготовка к групповой коррекции. При этом психолог руководствуется принципами добровольности и информированности. Принципы работы группы – соблюдение строгого распорядка групповых занятий, открытость и искренность, конфиденциальность, активность, познание и изменение себя, умение слушать других и рефлексировать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: