Различные концепции жизненного цикла организации

Теории жизненного цикла организации

Вопросы

6.1. Различные концепции жизненного цикла организации.

6.2. Этапы и стадии развития организации в бизнесе.

Различные концепции жизненного цикла организации

Жизненный цикл организации – это историческая эволюция, которую претерпевает компания, взаимодействуя с внешней средой. Каждая стадия имеет определенные цели, признаки, стиль руководства и организацию труда.

Чендлер различает четыре главные стадии жизненного цикла организации:

1. фирма расширяет свои операции и накапливает ресурсы, строится по функциональному принципу, руководство автократично;

2. происходит рационализация ресурсов, дальнейший рост становится выборочным по мере того, как появляется необходимость в повышении эффективности;

3. начинается экспансия на новые рынки с целью оптимального использования ресурсов;

4. создаются новые структуры для оптимизации работы и рационального планирования, происходит децентрализация компании.

Гриббин выделяет пять основных фаз развития организации.

Фаза 1 – рождение организации. Для нее характерны определение главной цели, заключающейся в выживании; кризис стиля руководства (руководство одним лицом); основная задача – выход на рынок; организация труда заключается в стремлении к максимальному увеличению прибыли.

Фаза 2 – детство и юность. Главная цель – кратковременная прибыль и ускоренный рост; выживание за счет жесткого руководства; основная задача – укрепление и захват части рынка; организация труда – планирование прибыли, увеличение вознаграждения.

Фаза 3 – зрелость. Главная цель – систематический, сбалансированный рост и формирование индивидуального имиджа; эффект руководства за счет делегирования полномочий (децентрализованное руководство); основная задача – рост по разным направлениям, завоевание рынка, учет разнообразных интересов; организация труда – разделение и кооперация, премия за индивидуальный результат.

Фаза 4 – старение организации. По сути, это высшая ступень ее зрелости. Главная цель в развитии организации – сохранение достигнутых результатов; в области руководства эффект достигается за счет координации действий; основная задача – обеспечение стабильности, свободный режим организации труда, участие в прибылях.

Фаза 5 – возрождение организации. Главная цель состоит в обеспечении оживления по всем функциям; рост за счет коллективизма; главная задача – омоложение; в области организации труда – внедрение НОТ, коллективное премирование.

Развитие организации на различных этапах ее жизни аналогично другим подобным «кривым», например, жизненному циклу товара или технологии. Вся ее деятельность проходит ряд стадий: формирование, рост, стабилизация, стагнация, кризис. Кризис организационного развития может завершиться либо крахом компании, либо ее выходом на качественно иной уровень организации деятельности. Этот процесс можно изобразить с помощью S-образных (логистических) кривых (рис. 5.1.).

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: