Самооценка личности

В современном мире все большее значение приобретают проблемы становления регулятивных процессов, позволяющих человеку выступать подлинным субъектом собственного поведения и деятельности, самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. Центральное место среди факторов, которые обуславливают формирование механизмов саморегуляции, занимает самооценка, детерминирующая направление и уровень активности субъекта, становление его ценностных ориентации, личностных смыслов и в конечном итоге предел его достижений.

Вопросы социально-психологической природы и нравственной основы самооценки, ее структуры и роли в психической жизни личности в достаточной степени исследованы в трудах отечественных и зарубежных специалистов: Е.Т. Соколова, А.В. Петровский, Р. Бернс. Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам4 В психологии самооценка представлена как главное личностное образование и важнейший компонент «Я -концепции».Адекватная самооценка – необходимый психологический фактор формирования зрелой личности, который играет значимую роль в становлении ее индивидуальных особенностей и возрастных характеристик.

В последнее время вопросы, связанные с изучением направленности личности, ее самооценки, самоуважения, устойчивости личности занимают важное место в проблематике психологии личности. Подобные явления достаточно сложны и неоднозначны для научного познания, успех их изучения во многом зависит от степени совершенства применяемых методов исследования. Интерес человека к изучению особенностей своей личности – самооценке, темпераменту, интеллекту, эмоциональным состояниям и так далее – повлек за собой появление множества методик исследования личности, в частности методик исследования самооценки.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияет на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки заключается в определенном творческом отношении к собственной личности – в стремлении измениться, совершенствовать себя, и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта. Самооценка является сложным образованием человеческой психики, которое возникающим на основе обобщающей работы процессов самосознания, которое проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Именно по этой причине в течение жизни самооценка имеет свойство изменяться. Если личность находится в постоянном развитии, соответственно будут меняться и ее представления о себе и отношение к себе.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка несомненно оказывает влияние на эффективность деятельности человека и на развитие его личности. Это субъективное личностное образование нашей психики. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияет на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми, а также она непосредственно связана с уровнем притязаний личности.

Такой важнейший компонент целостного самосознания личности, как самооценка, выступает необходимым условием гармоничных отношений человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.

Существует множество методик, которые позволяют рассмотреть самооценку человека на основании различных показателей

Приложение

Приложение 1

Методика по выявлению уровня самооценки

Вопросы Варианты ответов
  Мне нравится создавать фантастические проекты    
  Могу представить себе то, чего не бывает на свете    
  Буду участвовать в том деле, которое для меня ново    
  Быстро нахожу решения в трудных ситуациях    
  В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение    
  Мне нравится находить причины своих неудач    
  Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений    
  Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится    
  Мне не трудно в любой задаче выделить главное и второстепенное    
  Убедительно могу доказать правоту    
  Умею сложную задачу разделить на несколько простых    
  У меня часто рождаются интересные идеи    
  Мне интереснее работать творчески, чем по-другому    
  Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество    
  Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела    
  Для меня важно как оценивают мой труд окружающие    

(по Р.В.Овчаровой)

Инструкция: 2-да; 1-трудно сказать; 0- нет.

Результат:

24-32 балла- высокий уровень;

12-24 балла- средний уровень;

0-12 балла- низкий уровень;

Результаты анкеты по выявлению уровня самооценки показали: 21 балл что означает средний уровень.

Приложение 2

БЛАНК методики «самооценка личности» (О.И. Мотков)

ФИО Касарим Виктория Николаевна Пол: женский

Возраст 18 лет

Место работы (учебы)…КИТ…………Дата обследования 01.06.2015

ИНСТРУКЦИЯ

Оцените, пожалуйста, степень проявления у вас личностных качеств, составляющих приводимый ниже список. Оценивайте ближайший год жизни. Выбирайте один ответ из пяти возможных, представленных в Шкале возможных ответов, ставя напротив оцениваемого качества соответствующую цифру в колонке с данным ответом. Отвечайте искренне.

Шкала возможных ответов:

1 – очень слабая выраженность качества.

2 – слабая выраженность качества.

3 – средняя выраженность качества.

4 – высокая выраженность качества.

5 – очень высокая выраженность качества.

СПИСОК ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

качество Возможные ответы
         
  Активность          
  Воспитанность (уважение к людям)          
  Доброжелательность          
  Жизнестойкость          
  Инициативность (выдвижение идей)          
  Искренность, правдивость          
  Настойчивость          
  Общительность          
  Отзывчивость (сочувствие, помощь другому)          
  Оптимизм, жизнерадостность (вера в лучшее)          
  Покладистый характер (легкий, гибкий, идущий на сотрудничество и компромисс)          
  Разумность (учет реальной ситуации)          
  Самокритичность (способность видеть у себя и плюсы, и минусы)          
  Самостоятельность (чаще - опора на себя)          
  Сдержанность          
  Собранность (неотвлекаемость)          
  Творческость (оригинальность)          
  Уверенность          
  Увлеченность чем-то интересным          
  Уравновешенность (спокойствие)          
  Чувство красоты          
  Чувство меры (в желаниях, в поведении)          
  Гармоничность (согласие с собой и с внешним миром)          
  Независимость суждений          
  СРЕДНЕЕ 3,96

Примечание: В варианте 1 методики было 22 пункта - без двух последних.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Подсчитываем среднее арифметическое всех ответов испытуемого: определяем общую сумму баллов и делим ее на число пунктов методики, т.е. на 24. Получаем показатель общей самооценки позитивности развития личности.

2. Определяем показатели выраженности самооценки отдельных факторов личности, т.е. специфических групп качеств с помощью Ключа. Суммируем баллы по данной категории и делим сумму на число пунктов – получаем среднее арифметическое (сохранять не менее двух знаков после запятой). Это число и выражает самооценку своих качеств по данной категории личности. Таким образом подсчитываем средние по каждому фактору №№ 1 - 6.

КЛЮЧ

ФАКТОРЫ (АСПЕКТЫ) ЛИЧНОСТИ № пунктов Число пунктов
  Нравственность 2, 3, 6, 9  
  Воля 4, 7, 15, 16  
  Самостоятельность и чувство реальности 12, 13, 14, 24  
  Креативность 5, 17, 19, 21  
  Гармоничность 11, 20, 22, 23  
  Экстраверсия 1, 8, 10, 18  
  Общая самооценка позитивных аспектов личности все пункты 1 - 24  

3. Соотносим получившиеся результаты с табличными уровнями самооценки (табл. 1) и определяем уровни выраженности Общей самооценки и ее отдельных факторов.

Наиболее оптимальным, гармоничным является высокий уровень их выраженности. При этом на высоком уровне обязательно должны быть выражены Нравственность, Воля, Самостоятельность и Гармоничность, а в юношеском возрасте – и Экстраверсия.

Псевдовысокий уровень Общей самооценки указывает на неадекватно завышенную самооценку, низкий уровень – на заниженную самооценку (может быть как неадекватным уровнем, так и адекватно низким).

Таблица 1. Примерные уровни выраженности Общей самооценки личности и отдельных ее факторов

Уровень Интервал в баллах
Высокий 3,71 - 4,50
Псевдовысокий 4,51 - 5,00
Средний 2,91 - 3,70
Низкий 1,00 - 2,90

Результаты методики «Самооценка личности» (О.И.Мотков)

показали:

ФАКТОРЫ (АСПЕКТЫ) ЛИЧНОСТИ Количество балов Уровень самооценки
  Нравственность 4,5 Высокий
  Воля   Высокий
  Самостоятельность и чувство реальности 3,25 Средний
  Креативность   Высокий
  Гармоничность 3,25 Средний
  Экстраверсия 4,75 Высокий
  Общая самооценка позитивных аспектов личности 3,96 Высокий

Приложение 3

Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости.

Инструкция. На каждый вопрос теста возможны три варианта ответа: «да», «нет», «не знаю». Не злоупотребляйте ответом «не знаю». Используйте его столько в том случае, если вас действительно затрудняет однозначный ответ «да» или «нет».

Опросник

1. Очень ли трудна и напряженна ваша работа?

2. Часто ли вы думаете о работе по вечерам и выходным дням?

3. Часто ли вам приходится домашними заниматься делами?

4. Чувствуете ли вы, что вам постоянно не хватает времени?

5. Часто ли вам приходится торопиться, чтобы справиться со своими делами?

6. Испытываете ли вы нетерпение, когда видите, что кто-то выполняет работу медленнее, чем вы сами могли бы сделать?

7. Часто ли вы заканчиваете мысль собеседника до того, как он кончит говорить?

8. Если вам приходится ждать кого-нибудь, испытываете ли вы нетерпение?

9. Если вы испытываете напряжение или раздражение, трудно ли вам скрыть это?

10. Часто ли вас выводит из терпения ожидание в очередях?

11. Часто ли у вас возникает чувство, что время течет слишком быстро?

12. Предпочитаете ли вы делать менее важные дела как можно быстрее, чтобы заняться более важными?

13. Вы почти всегда ходите и делаете все быстро?

14. Стараетесь ли вы быть во всем первым и лучшим?

15. Считаете ли вы себя человеком очень энергичным, напористым?

16. Считают ли вас энергичным и напористым ваши близкие?

17. Считают ли ваши знакомые, хорошо знающие вас люди, что вы относитесь ко всему слишком серьезно?

18. Часто ли бывает, что, читая или слушая собеседника, вы продолжаете думать о своих делах?

19. Часто ли ваши близкие просят вас меньше заниматься своими делами и больше времени уделять семье?

20. Прилагаете ли вы усилия, чтобы победить в играх?

Обработка результатов и интерпретация

На каждый вопрос ответу «да» приписывается 2 балла, ответу «нет» – 0 баллов;

ответу «не знаю» – 1 балл. Подсчитайте общее количество баллов, набранных вами в тесте.

Если вы набрали от 0 до 10 баллов, то вы принадлежите к типу Б, Люди такого типа четко определяют цели своей деятельности и выбирают оптимальные пути их достижения. Они стремятся справиться с трудностями сами, трудности и их возникновение подвергают анализу, делают правильные выводы. Могут долгое время работать с большим напряжением сил. Умеют и стремятся рационально распределять время. Неожиданности, как правило, не выбивают их из колеи. Люди типа.

Если вы набрали от 10 до 20 баллов, то у вас проявляется склонность к типу Б, но умеренно выраженная. Часто проявляете стрессоустойчивость, но не всегда.

Если вы набрали от 30 до 40 баллов, то вы принадлежите к типу А. Люди такого типа характеризуются стремлением к конкуренции, достижению цели, обычно бывают не удовлетворены собой и обстоятельствами и начинают рваться к новой цели. Часто они проявляют агрессивность, нетерпеливость, гиперактивность, у них быстрая речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры.

Если вы набрали от 20 до 30 баллов, то у вас проявляется склонность к типу А, но умеренно выраженная. Неустойчивость к стрессам проявляется нередко.

«Да» «Нет» «Не знаю»
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

По результатом данной методики количество баллов 8 это означает что я принадлежу к типу Б, Люди такого типа четко определают цели своей деятельности и выбирают оптимальные пути их достижения. Я стремлюсь справится с трудностями сама, трудности и их возникновение подвергаю анализу и делаю правильные выводы. Умею рационально распределять свое время. Люди такого типа стрессоустойчивые.

2 Индивидуальные- психологические свойство личности.

Темперамент – это сочетание индивидуально-психологических свойств, которые определяют общую активность и динамику деятельности субъекта. Согласно классификации Гиппократа–Павлова выделяются 4 основных типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. По классификации К.Г.Юнга – Г.Айзенка выделяются также 4 соответствующих типа: эктраверты высокотревожный и малотревожный, интраверты малотревожный и высокотревожный. Каждый темперамент, по данным И.П.Павлова, имеет свой основной определенный тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношениями в коре головного мозга характеристик двух нервных процессов: возбуждения и торможения. В соответствии с этим выделяются 4 типа нервной системы – основы определенных темпераментов: сильный неуравновешенный (холерик), сильный уравновешенный лабильный (сангвиник), сильный уравновешенный инертный (флегматик) и слабый тип (меланхолик).

Учет свойств темперамента очень важен для профессионального отбора людей к тем видам деятельности, где требуется скоростная переработка информации, распределенность внимания, самоконтроль, стрессоустойчивость и другие свойства. Следует помнить, что определяя энергетические и динамические аспекты деятельности человека, темперамент не определяет ее конкретное содержание и социальную направленность.

Характер – это сочетание устойчивых свойств поведения, проявляющихся в отношении субъекта к окружающей социальной действительности. Структура характера рассматривается прежде всего по сложившимся у человека типам отношений:

– к другим людям, коллективу (например, доверчивость – недоверчивость, сопереживание – безразличие, щедрость – скупость, общительность – замкнутость и др.);

– к самому себе (самооценка и уровень притязаний, самокритичность, скромность, гордость и др.);

– к своей деятельности (трудолюбие – лень, ответственность – безответственность, старательность и др.);

– к обществу, социальным институтам, моральным ценностям (целенаправленность, принципиальность, убежденность и др.).

В условиях профотбора людей на различные должности, большую роль играет психодиагностика черт характера, так как именно характер определяет пригодность человека к нормальному общению, добросовестному отношению к выполняемой работе, его нравственную надежность и др.

Приложение 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: