Ситуационные воззрения

В классическом менеджменте господствовала идея универсальности: предполага­лось, что эффективная в какой-то организации концепция управления (будь то стиль лидерства или бюрократическая структура) будет не менее действенна и в другой. Развивая данный принцип, мы должны признать существование единственного, «наи­лучшего» метода управления для всех организаций. В деловом мире, однако, широ­кое распространение получили альтернативные воззрения, или принцип конкретных обстоятельств, когда возникшие в определенный момент времени в организации факторы рассматриваются как уникальные (в учебниках такие ситуации рассматри­ваются как «случаи из практики», «практикумы»). Но универсальных принципов не существует, а обучение менеджменту предполагает анализ большого числа всевоз­можных ситуаций. В каждом новом случае менеджер должен принять решение о применении наиболее эффективных воздействий.

Ситуационные воззрения объединяют эти две идеи и дополняют принципы гума­нистического менеджмента. Ее приверженцы придерживаются мнения о том, что успешное решение возникающих в организациях проблем зависит от способное?! менеджеров идентифицировать основные характеристики сложившейся ситуаций (см. рис. 2.2). Практическое применение идеи универсальности чревато, к примеру! тем, что предложенная консультантом система управления по целям, прекрасно заре'


Рис. 2.2. Менеджмент и ситуационные воззрения

комендовавшая себя в сфере образования, оказывается неэффективной в производ­ственной фирме. Руководствуясь теми же соображениями, государство может ус­тановить одни и те же «правила игры» и для благотворительных фондов, и для профсо­юзов. А как бы вы оценили действия крупной корпорации, которая приобрела сеть ресторанов и внедряет в ней новую систему учета только потому, что она доказала свою эффективность в принадлежащих той же компании финансовых институтах? В соответствии же с ситуационными воззрениями действенные в определенных об­стоятельствах методы отнюдь не обязательно демонстрируют столь же высокие результаты в других условиях. Таким образом, в соответствии с рассматриваемой нами концепцией задача менеджеров состоит в идентификации определяющих конкретную ситуацию факторов. Знание менеджерами наиболее важных элементов своих органи­заций позволяет им выработать наиболее адекватные обстоятельствам решения.

Одним из важнейших ситуационных факторов является отрасль, в которой опери­рует организация. Управление предприятиями в находящихся на стадии роста от­раслях существенно отличается от управления компаниями в отраслях стабильных. Можно выделить и иные ситуационные факторы: новые производственные техноло­гии, культуры разных стран.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: