Цивилизация и культура

Цивилизация - это преобразованный человеком мир вне положенных ему материальных объектов, а культура - это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности.

Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами. Культура и цивилизация в общем антонимичные понятия. Общего в них то, что они являютс следствием прогресса.

Культура Цивилизация
Носит ценностный характер Прагматична (ориентируется на критерий полезности)
Культура органична, функционирует как живое целое. Механична (каждый достигнутый уровень цивилизации самодостаточен.)
Культура аристократична (шедевры - творения гения) Цивилизация Демократична (Культуру присвоить нельзя, ее надо понять, а цивилизацией может овладеть каждый, независимо от личностных качеств.)
Культура существует в вечности, (юность культурных произведений не уменьшается) Критерий прогресса: последнее по времени наиболее ценно.
Культура иногда враждебна жизни (содержит свой параллельный мир, она конкукир. с жизнью.) Цивилизация способствует продлению и усовершенствованию жизни.

Ж.Леви-Строса (Франция): человеческая жизнь с развитием цивилизации не улучшается, а осложняется, принося с собой массу негативных последствий для человека (искусство сделало человека пленником символических структур, => счастливыми были только первобытные люди, т.к. была тесная связь с породнившей их природой).

Философская антропология. Вопрос о сущности человека.

Философская антропология - это философское учение о человеке. В философии сложились три подхода к определению природы и сущности человека: 1.

Субъективистский подход: человек - это, прежде всего, его внутренний, субъективный мир. Наиболее полно этот подход представлен в философии экзистенциализма.

2.

Объективистский подход: человек - это продукт и носитель внешних, объективных условий существования. Этот подход характерен для материалистических философских учений. 3.

Синтезирующий подход: человек - это единство внутренней субъективности и внешней объективности.

Этот подход представлен, например, в философском учении Э. Фрома (ХХ вв.): сущность человека в противоречии между конфликтующими в нем мирами - животным (природа) и духовным (собственно человеческим).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: