Кризис института образования

Социальный институт - механизм или совокупность учреждений, связанных выполнением одной функции. Школы, лицеи, университеты и регулирующие их деятельность департаменты и министерства связаны между собой нацеленностью на одну и ту же функцию - образование. Они создают единый социальный институт.

Институт образования призван удовлетворить потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, в подготовке кадров. Когда же он не справляется с ней, говорят о дисфункции института. Если, скажем, средняя школа не способна дать такие знания подросткам, которые будут достаточными для успешного поступления в вуз, то, стало быть, она не выполняет одну из своих важнейших функций. Длительное невыполнение или длительная дисфункция называется институциональным кризисом.

Наличие посредников - репетиторов и подготовительных отделений - яркое свидетельство того, что средняя школа не способна сократить разрыв между современной наукой, интересы которой представляет вуз, и уровнем подготовки абитуриента. Поскольку отставание школы от вуза продолжается в нашей стране не одно десятилетие, впору говорить о серьезном кризисе, который назревает на институциональном уровне.

Институциональный кризис - процесс, характеризующий падение авторитета данного института, например семьи, снижение доверия к нему. Причиной кризиса служит неспособность данного института эффективно исполнять свои главные функции, например, образования - учить детей, медицины - лечить людей, семьи - укреплять узы брака. Институциональные нормы существуют, они провозглашены, но никем не соблюдаются.

Следствие такого кризиса - перекладывание функций одного института на плечи других. Например, в середине 80-х в стране наметился кризис средней школы, она стала плохо готовить выпускников к вузу, сразу же появились репетиторы - институт посредников.

Кризис может переживать не только среднее, но и высшее образование. К примеру, к концу 60-х годов СССР готовил специалистов с высшим образованием на душу населения больше, чем любая страна в мире. Уровень подготовки и система образования были, возможно, самыми высокими на планете. В сенате США дискутировался вопрос о вызове, брошенном миру советской системой образования. Американцы срочно разработали систему практических мероприятий для того, чтобы догнать и перегнать нас. Шли годы. И сегодня наши школьники и студенты - одни из самых образованных. Но в целом система образования в период 70-х по 90-е годы изменялась слишком медленно. Возник серьезный разрыв между теоретической подготовкой и практическими навыками студентов. Производство явно недоиспользовало выпускников; на предприятиях с передовой технологией вузовских знаний не хватало, а там, где трудились на устаревшем оборудовании, знаний было излишне много.

В конце 80-х началась перестройка, переход к рыночным отношениям. Открылся новый недостаток: марксистское обществоведение не могло вооружить молодежь знаниями в области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать западные технологии обучения. Народное хозяйство недополучило сотни тысяч грамотных специалистов, знающих современную науку. Экономический ущерб колоссальный. К нему надо добавить ущерб социальный и нравственный. Ведь поколение людей, воспитанных на старых традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет страну не всегда так, как требуют обстоятельства. Урон же от неправильной внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений вообще не поддается исчислению.

В системе высшего образования сегодня наблюдаются следующие кризисные процессы:

* коммерциализация - расширение платной основы обучения, которое имеет не только несомненные плюсы, но и явные минусы, принимая такие уродливые формы, как взятки за поступление в вуз или сдачу сессий (основные источники и формы финансирования вузов: собственная хозяйственная деятельность вузов - 47%, финансовая поддержка со стороны заказчиков проектов - 31%, региональный бюджет - 22%, отраслевое финансирование - 17%, иностранные фонды развития образования - 9%, пожертвования местных предпринимателей - 5%) (Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. - М.: Юристь, 1997. С. 62-63.);

* элитизация - сокращение среди студентов доли выходцев из рабочих и крестьян и увеличение (с 50 до 70%) доли выходцев из семей гуманитарной и технической интеллигенции;

* регионализация - замыкание абитуриентов на своих региональных вузах и связанная с этим;

* децентрализация системы высшего образования - расширение самостоятельности вузов в части создания собственных программ обучения, поиска источников финансирования и т.д.

В середине 90-х годов в вузовской науке наблюдались следующие негативные тенденции: физическая и моральная деградация научной инфраструктуры; отток научных кадров (прежде всего молодого и среднего возраста) в другие, преимущественно коммерческие сферы; ухудшение качественного состава оставшихся в вузах научных сотрудников (в определенной мере это относится и к профессорско-преподавательскому составу), ослабление желания молодежи связывать свою судьбу с наукой. Опасаясь безработицы, более половины вузовских ученых оценивают свои возможности трудоустройства как средние или даже «безысходные». Престиж науки в глазах общества, в том числе самих ученых, падает, о чем свидетельствует тот факт, что лишь 20% ученых посоветовали бы своим детям заниматься наукой.

Не получая от государства своевременных дотаций на питание, материальную помощь, компенсации на отдых, лечение, учебные принадлежности, проезд, студенты вынуждены ограничивать не только свои первичные потребности (в питании, одежде), но и потребности духовного порядка (в учебной, методической и художественной литературе, содержательных формах досуга). Возросла доля средств, затрачиваемых студентами на питание, одежду и обувь, снизилась доля средств, затрачиваемых на учебники и досуг. Чтобы удовлетворить основные жизненные потребности студентов только за счет стипендии, последняя должна быть повышена в 4-5 раз, что нереально при современном состоянии государственного бюджета.

Кризисы происходят постоянно, они представляют естественное состояние института образования. Ученые считают, что временные кризисы необходимы обществу как своего рода встряски: они не убивают организм, но заставляют его мобилизоваться, собраться с силами, перестроиться. Кризис обнажает какие-то неполадки в механизме функционирования института и помогает избавиться от них, а в результате - лучше приспособиться к изменяющейся реальности. Без кризисов нет развития института, как без болезни нет человеческой жизни. Институт образования в США трижды испытывал серьезные кризисы - в 60-х, 70-х и 80-х годах, когда стране в погоне за ушедшими вперед странами (сначала СССР, а позже Японией) пыталась повысить уровень академических знаний школьников. США и сейчас не достигли поставленной цели, тем не менее многого добились на этом пути, поскольку со всех стран молодые люди едут получать американское образование, считающееся очень престижным.
Общеизвестно, что конкретная организация, формы и методы управления образованием

в решающей степени зависят от специфики политических и культурных традиций той или иной

страны. Все разнообразие национальных моделей организации образования на Западе в обла-

сти управления может быть сведено к двум исторически сложившимся системам – централизо-

ванной и децентрализованной.

Централизованная система упр.способствует созданию национальных образовательных

стандартов, сохранению и упрочению чувства культурной общности всего населения страны.

В то же время такая система усиливает авторитарные тенденции в руководстве образованием,

сковывает инициативу работников школ и местной администрации, затрудняет поиски новых

путей, навязывает излишнее однообразие форм и методов педагогической работы, игнорирует

или, во всяком случае, недооценивает значение региональной специфики [1, с. 110−114].

На протяжении двух последних веков классическим образцом страны со строго централи-

зованной и административно единообразной системой образования являлась Франция.

Децентрализованная системауправления. Система управления вторичной сетью связи, в которой управляющее устройство сети связивзаимодействует с другими управляющими устройствами сети связи, анализирует состояние участкасети связи, вырабатывает решения о перераспределении потоков информации, об ограничении ивведении запретов на связь на коммутационном узле, об изменении структуры ближайшего к данномуузлу участка сети связи
№16СОЦ.ОРГАНИЗАЦИЯ
Социальная организация общества (от позднелат. organizio — «формирую», «сообщаю стройный вид» < лат. organum — «орудие, инструмент») — установленный в обществе нормативный социальный порядок, а также деятельность, направленная на его поддержание или приведение к нему.
Термин «организация» (от лат. organiso - сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях:

  • как элемент социальной структуры общества;
  • как вид деятельности какой-либо группы;
  • как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы.

В социологии ключевым понятием является элемент социальной структуры и дается такое определение: социальная организация — большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей (Н. Смелзер).
Социальная организация это целевая группа (вторичная и практическая группа), возникающая из социальной потребности и представляющая собой упорядоченный, регулируемый и скоординированный способ совместной деятельности, применяющий определенный алгоритм к действиям людей, группирующихся вокруг набора целевых установок: социальных предписаний и ожиданий (социальных ролей).

Признаки социальной организации [править | править вики-текст]

Социальные организации являются необходимыми элементами социальной структуры общества, наряду с социальными общностями, социальными группами и социальными институтами и не сводимы ни к одним из них.

Три специфические черты отличают социальные организации от них:

во-первых, организации — это, прежде всего практически действующие группы, а не социальные, ориентированные на достижение рациональных, функциональных, ближайших целей;

во-вторых, организации — это такие сообщества людей, которым свойственна высокая степень формализации. В отличие от социальных общностей их внутренняя структура высоко формализована, нормативна и стандартизована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов.

в-третьих, организации, в отличие от социальных институтов, очень зависимы от качественного состава участников, личных качеств своих членов, организаторов, их групповых свойств (организованности, сплоченности, солидарности, мобильности, управляемости и т.п), меняется состав — меняется «лицо» организации.

Структура формальной социальной организации характеризуется следующими чертами:

а) рациональность, то есть в основе ее формирования и дея­тельности находится принцип целесообразности, полезности, сознательного движения к определенной цели;

б) безличность, то есть она (организация) безразлична к индивидуальным лич­ностным особенностям своих членов, поскольку рассчита­на на взаимоотношения, устанавливаемые по заданной функции;

в) служебные отношения, то есть предусматривает и регулирует только служебные отношения;

г) функциональность, подчинена в своей деятельности и в коммуникациях функциональным (необходимым, нужным) целям;

д) наличие организаторов, лиц, систематически занимающейся ее управлением, то есть обладает (в большинстве случаев) управленческим звеном («ядром»), административным персоналом, постоянно ответственным за поддер­жание устойчивости организации, координацию взаимо­действий ее членов и эффективность ее деятельности как целого.

Типы социальных организаций [править | править вики-текст]

В зависимости от оформления организационной структуры социальные организации подразделяются на формальные и неформальные.

  • Неформальная — это система межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функ­циональными нуждами, то есть непосредственная, стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т. п.).

Можно выде­лить три основные черты данного явления:

а) спонтанность, то есть незапланированность возникнове­ния;

б) существование и функционирование наряду (параллельно) с организацией формальной;

в) главная особенность — неслужебное, «неделовое» содержа­ние межличностных отношений.

  • Формальная — это форма отношений внутри официально сформированного коллектива, зафиксированных должностными инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями. Она предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках такого коллектива.

    №17СОЦ.НОРМЫ
    Социа́льные но́рмы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены[1]

Типы социальных норм[править | править вики-текст]

Групповые привычки — нормы малых групп. Появляются и продолжают существовать только в малых группах (семьях, спортивных командах, дружеских компаниях).

Общие правила — нормы больших групп (общества в целом). Это манеры поведения, традиции, этикет. Каждая социальная группа обладает своими обычаями, правилами поведения, традициями. Существуют манеры поведения пожилых людей, национальные обычаи.

Нормативность социального поведения напрямую связана с ролевыми функциями человека в обществе в целом, социальной группе. Эти функции определены его статусом в такой группе. Социальная норма, прививаемая человеку, группе и обществу, диктует поведение, которое будет ожидаемо. Формируются стереотипы, виденье человеком своего должного поведения.
*** Функции социальных норм [

  • интегрирование индивидов в группы, а группы в общество;
  • регулирование общего хода социализации;
  • контролирование девиантного поведения;
  • формирование моделей, эталонов поведения.

Достижение этого при помощи социальных норм происходит следующим образом:

Социальные нормы — это обязанности одного человека по отношению к другому или другим людям. Ограничение учеников общаться с директором школы чаще, чем со своими учителями, обязывает каждого ученика выполнять требуемые нормы поведения, определённые обязательства с другими учениками, учителями и директором школы. Следовательно, социальные нормы определяют формирование сети социальных отношений группы, общества.

Социальные нормы — это ожидания малой группы, большой группы, общества в целом. От каждого человека, соблюдающего социальные нормы, окружающие ждут определенного поведения. Когда пассажиры общественного транспорта сначала выходят из него, а лишь затем другие входят, появляется организованное взаимодействие. При нарушении нормы возникают столкновения и беспорядок. Следовательно, социальные нормы определяют формирование системы социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, действие, ожидание, оценку и средства.

Социальные нормы выполняют собственные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

  • как стандарты поведения (правила, требования, обязанности);
  • как ожидания поведения (стереотипы, реакция других людей).

Социальные нормы имеют всеобщий характер[2]. Социальная норма, фиксируя какое-либо правило поведения, влияет не на конкретного индивида, а на всех людей, находящихся в аналогичных ситуациях. Для социальных норм характерны:

  • неопределённость адресата (тому, кто находится в конкретном качестве, в конкретных условиях, предусмотренных социальными нормами);
  • универсальность применения (в актах общественных отношений, производства, обмена, взаимодействия индивидов);
  • многократная повторяемость (критерий исторического процесса, обозначающий закономерность развития).

Социальная норма фиксирует акт деятельности, который на практике утвердился в жизни. Следовательно, совершённые поступки становятся негласным правилом. Социальная норма, определяет формирование целенаправленной деятельности каждого индивида, которая определена объективными факторами. Эти факторы придают социальным нормам, так называемую, «объективную властность».

Социальные нормы предполагают и относительную свободу человеческого поведения, которую каждый человек ощущает, когда поступает в соответствии с социальными правилами, хотя мог бы и пренебречь ими. В то же время, когда человек нарушает правила поведения, он должен быть готов подвергнуться определенного рода санкциям, применяя которые общество обеспечивает уважительное отношение индивидов к общественным правилам.

При помощи социальных норм общество стремится обеспечить осуществление определённых общественных функций. Осуществление этих функций представляет общественный интерес. Этот общественный интерес не обязательно является, в полном смысле слова, интересом преобладающей части общества. Однако он является общественным в том смысле, что при помощи социальных норм обеспечивает координацию и согласование действий индивидов для того, чтобы успешно разворачивался, прежде всего, процесс общественного производства, обеспечивающий существование общества на данной ступени его развития.

№18ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕНДЕНИЕ

Девиа́нтное поведе́ние (также социальная девиация) — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя)[1].

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Французский социолог Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современной девиантологии. Он ввел понятиеаномии, — это состояние запутанности и дезориентации в обществе во время кризисов или радикальных социальных перемен. Дюркгейм объяснил это на примере увеличения количества самоубийств во время неожиданных экономических спадов и подъемов. Последователь Дюркгейма, американский социолог Роберт Кинг Мертон в рамках своей теории структурного функционализма создал одну из первых социологических классификаций поведенческих реакций человека.

  • Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит.

Признаки девиантного поведения [Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: