Высшее образование: основные модели и стратегические задачи реформирования

Высшее образование представляет собой уровень образования, достигнутый личностью в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса освоения содержания обучения, который основывается на полном общем среднем образовании и завершается присвоением определённой квалификации по итогам государственной аттестации. Высшее образование нацелено на обеспечение фундаментальной научной, общекультурной, практической подготовки специалистов, определяющей уровень научно-технического, экономического и социально-культурного прогресса, на формирование интеллектуального потенциала нации, на всестороннее развитие личности как наивысшей ценности общества.

Высшим образованием называются все виды учебных курсов, подготовки или переподготовки на последипломном уровне, которая осуществляется университетами или другими учебными заведениями, признанными компетентными государственными органами в качестве учебных заведений высшего образования.

Система высшего образования включает:

‒ высшие учебные заведения всех форм собственности;

‒ другие юридические лица, предоставляющие услуги в сфере образования;

‒ органы, осуществляющие управление в сфере высшего образования.

Основные цели, смыслы, ориентации, подходы к системе образования с учетом конкретных потребностей личности и общества находят свое воплощение в парадигмах, на основе которых вырабатываются основные модели образования. Парадигма представляет собой совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которыми руководствуются в качестве образца в научной практике на данном этапе.

В современной педагогике можно выделить четыре ведущие парадигмы образования:

1. Когнитивная парадигма («знаниевая», императивная, традиционная):

‒ образование рассматривается только как познание на основе мышления;

‒ целью обучения выступают знания умения и навыки (ЗУН), которые отражают социальный заказ;

‒ основным источником знаний выступает обучающий (учитель, преподаватель);

‒ обучаемый рассматривается главным образом как объект, который нужно наполнить знаниями;

‒ задача всестороннего развития личности не ставится; личностные аспекты обучения сводятся к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей;

‒ учебный материал воспринимается как дидактически интерпретированные научные знания;

‒ вся организация учебного процесса направлена на отражение в программах и учебниках состояния научного знания и способов его освоения;

‒ характеристика личностного развития не учитывается; основным критерием эффективности обучения служат знания, умения и навыки;

‒ развитие рассматривается как «побочный продукт» учебной деятельности; основное внимание уделяется информационному обеспечению личности;

‒ главной задачей считается развитие памяти, а не умение логически мыслить.

2. Личностно-ориентированная парадигма:

‒ системообразующим фактором методов личностно-ориентированной педагогики выступает уникальная и неповторимая личность учащегося;

‒ интеграция различных дидактических концепций: развивающего обучения, проблемного обучения, программированного обучения, оптимизации обучения и т. п.;

‒ хорошее инструментальное обеспечение практико-ориентированных систем, их определенность и целостность;

‒ отношение педагога к воспитаннику как к личности, самостоятельному и творческому субъекту собственного развития и в то же время как к субъекту воспитательного воздействия;

‒ субъект-субъектные отношения педагога и студента;

‒ непосредственное взаимодействие между учителем и учеником, которое направлено на овладение материалом с помощью форм, методов и средств;

‒ каждый обучающийся имеет свой вектор развития, который строится от ученика к учителю.

3. Функционалистская парадигма:

‒ образование воспринимается как социокультурная технология; оно должно готовить нужные обществу кадры;

‒ личность должна принять на себя часть некоторых функций общества; функционалистская парадигма нашла более полное отражение в системе негосударственного образования;

‒ формирование определенных компетенций личности, связанных с умением приобретать знания, творчески их использовать и создавать новое знание;

‒ четкая профессиональная направленность – подготовка личности к труду.

4. Культурологическая парадигма:

‒ объект и цель образования – человек культуры;

‒ человек как субъект культуры, собственной жизни и индивидуального развития;

‒ образование как культурно развивающая среда;

‒ творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурно-образовательном пространстве;

‒ воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни, опережающих современное состояние общества; необходимым условием для этого является интеграция образования в культуру;

‒ переход от идеологии к культуре, в том числе – к педагогической;

‒ образование воспринимается как духовный облик человека, который складывается в процессе освоения духовных и моральных ценностей культуры;

‒ гуманизация содержания образования, осуществление гуманистических технологий обучения и воспитания;

‒ создание в образовательных учреждениях среды, формирующей личность, способную к творческой самореализации в современной социокультурной ситуации;

‒ основным принципом образования в контексте культуры является принцип креативности; создание атмосферы сотрудничества и сотворчества;

‒ отношение к образованию как к культурному процессу, движущими силами которого является личный смысл, диалог и сотрудничество его участников;

‒ отношение к педагогу как посреднику между обучаемым и культурой;

‒ отношение к школе как к целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются культурные образцы жизни и осуществляется воспитание человека культуры.

В рамках образовательных парадигм возникают различные модели образования. В мировом образовательном процессе в настоящее время действуют четыре основные модели образования.

1. Традиционная модель образования – это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого и настоящего. Обучающийся как объект образовательной деятельности осваивает знания умения и навыки, благодаря воздействию на механизмы памяти, а не на мышление обучающихся.

Целью такого образования является личность с заранее заданными свойствами. Система образования рассматривается как государственно-ведомственная организация, с жестким централизованным определением целей, содержания образования, номенклатуры образовательных учреждений и учебных дисциплин.

2. Рационалистическая модель образования во главу угла ставит не содержание образования, а эффективные способы усвоения обучающимися знаний. При этом студентам отводится пассивная роль, не ставится задача развития творчества, самостоятельности, ответственности. На основе полученных знаний, умений и навыков студенты нарабатывают адаптивный «поведенческий репертуар» в соответствии с социальными нормами, требованиями и ожиданиями общества.

Поведенческие модели вносят в образование дух узкого утилитаризма и навязывают учителю механический, нетворческий образ действий. Деятельность педагога нередко превращается в натаскивание обучающихся на решение задач, выполнение тестов и т. д. Основными методами такого обучения выступают научение, тренинг, тестовый контроль, коррекция, индивидуальные занятия.

В целом, рационалистическая модель образования обеспечивает практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу и производству.

3. Гуманистическая (феноменологическая) модель образования ориентирована на развитие внутреннего мира студента, межличностное общение. В рамках этой модели существуют многие концепции образования: гуманитарно-образовательная, личностно-ориентированная, аксиологическая, проективная, педагогической поддержки, культурологическая и др. Но их объединяет то, что все они признают приоритет развития личности над обучением, а знания, умения и навыки считают не целью обучения, а средством развития обучающихся.

В центр образовательного процесса ставится личность обучающегося и его развитие как субъекта жизнедеятельности. Считается, что образование должно в наибольшей степени соответствовать подлинной природе человека, оказывать психолого-педагогическую поддержку в личностном росте. Необходимо создавать условия для самопознания и саморазвития, а не формировать личность с заранее заданными свойствами.

Гуманистическое направление предполагает свободу и творчество как педагога, так и студента, а также право индивида на автономию развития и собственную траекторию образования.

4. Неинституциональная модель образования ориентируется на его организацию вне социальных институтов, в частности образовательных. Это образование «на природе», в условиях параллельных школ (радио, телевидение, пресса, которые систематически готовят специальные воспитательно-образовательные программы), с помощью системы Интернет, «открытые университеты», дистанционное обучение и т. п. Риски таких форм обучения заключаются, во-первых, в вытеснении ничем не заменимых в воспитании человеческих контактов, живого общения, и во-вторых, в возможности с помощью сомнительных ценностей массовой культуры разрушать личность, а не развивать ее.

Широкие возможности предоставляет для реформирования образования универсальная информационная система Интернет. Интернет-образование означает обучение людей с помощью программных электронных устройств, когда работа осуществляется либо в диалоговом, либо в автономном режиме (электронная почта, интернет-фестивали, телеконференции и т. п.) Однако, есть опасность, что механическая «перекачка» информации может привести к снижению роли активной познавательной деятельности субъектов обучения.

В современной Украине должно обеспечиваться ускоренное, опережающее инновационное развитие образования, а также создаваться условия для развития самоутверждения и самореализации личности на протяжении жизни. Поэтому основными приоритетами образования в государственной политике являются:

√ предоставление возможности каждому человеку повышать свой образовательный уровень в течение всей жизни;

√ правовая поддержка и социальная защита образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере образования;

√ интеграция образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с производством;

√ поддержка различных форм самоорганизации обучающихся как неотъемлемой части всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи;

√ интеграция национальной системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта, достижений и традиций.

Образование является сферой накопления человеческого капитала, выраженного в духовности, способностях, трудолюбии, знаниях, умениях и нравственности граждан, сфере занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестициях. Развитие личности у современной молодежи, безусловно, следует рассматривать как стратегический приоритет государства, который предусматривает непрерывность образования, формирование способностей к саморазвитию, самоутверждению, творчеству в течение всей жизни. Оно должно стать и финансовым приоритетом. Тогда духовность подрастающего поколения станет историческим показателем социального развития государства.

Эффективная гуманитарная политика предусматривает наличие качественного и доступного образования, всестороннее развитие науки. Для развития образования и науки в Украине необходимо обеспечивать:

▪ доступность высококачественного среднего и высшего образования; внедрение системы государственной поддержки для получения высшего и среднего специального образования;

▪ создание и развитие национальной научно-исследовательской и образовательной сети, которая обеспечивает взаимодействие научно-образовательных учреждений Украины и Европы, корпоративных компьютерных сетей для научных и образовательных целей с последовательным формированием единого виртуального научно-образовательного пространства, содействие расширению научных связей, обеспечение доступа к мировым электронным библиотекам и интеграции в мировое научно-образовательное пространство;

▪ содействие установлению принципов автономии и самоуправления в высших учебных заведениях всех форм собственности;

▪ разработку и внедрение нового поколения отечественных, в том числе электронных, учебников, учебных пособий и средств обучения в соответствии с современным уровнем развития высоких технологий, создание условий для использования в школах и высших учебных заведениях Интернета;

▪ внедрение единой системы тестирования при поступлении в высшие учебные заведения;

▪ создание общенациональной системы поиска, отбора и государственной поддержки одаренной молодежи, в том числе детей – членов Малой академии наук;

▪ возобновление в обществе уважения к учителю, преподавателю, ученому, гарантирование работникам образования достойной заработной платы;

▪ содействие научным исследованиям в сфере высоких технологий;

▪ оптимизацию деятельности Национальной академии наук с ориентацией на сближение академической науки с образованием и промышленностью.

Непрерывное образование в Украине реализуется через координацию образовательной деятельности на различных уровнях и подготовку к возможному переходу на более высокие образовательные ступени, формирование потребности и способности к самообразованию, оптимизацию системы переподготовки кадров, создание интегрированных учебных планов и программ, связь между учебными заведениями среднего, профессионально-технического, высшего и последипломного образования.

В последние десятилетия во всем мире дают о себе знать проблемы, которые не удается разрешить в рамках традиционных методических подходов, все чаще говорят о всемирном кризисе образования. Сложившиеся образовательные системы не могут выполнить своей основной функции – формировать созидательные силы общества. В зависимости от условий, сложившихся в странах (развитых и развивающихся, богатых и бедных, издавна славящихся своими учебными заведениями или с трудом создающих их сейчас), этот кризис проявляется в разных формах.

Кризис сопровождается поверхностным характером реформ высшего образования, потерей преподавательских кадров, снижением качества образования, разрывом информационных связей, разрушением материально-технической базы высшей школы и резкой девальвацией самого статуса преподавательской деятельности.

В начале XXІ в. ситуация стала еще тревожнее. Констатация кризиса образования из научной литературы перешла в официальные государственные документы. Даже США, обеспокоенные слабой подготовкой учащихся в области науки и техники, определили ситуацию как «безумное образовательное разоружение».

Кризис образования в Украине развернулся на фоне глобального кризиса образования и под мощным воздействием общего кризиса нашего государства, всей его социально-экономической и общественно-политической системы.

За годы независимости Украины все еще, к сожалению, не удалось преодолеть социально-экономический кризис, который ярко проявляется и в системе высшего образования. Реформы образования оказываются поверхностными и не скоординированными, они отнюдь не решают насущных проблем, таких как снижение качества образования, разрыв информационных связей, резкая девальвация статуса преподавательской и научной деятельности, остаточный принцип финансирования образования, отсталость материально-технической базы высшей школы, существование учебных заведений разных форм собственности, неадекватные пенсионное обеспечение и социальная защита преподавателей и студентов, потеря преподавательских кадров.

В итоге, высшее образование в Украине становится неликвидным и неконкурентоспособным, уступает уровню образования развитых стран и не признается европейским сообществом. Такая неблагоприятная ситуация требует продуманных и системных реформ, чтобы дать возможность реализоваться огромному интеллектуальному потенциалу, который есть в нашем обществе. Наиболее приемлемым способом реформирования украинской высшей школы на сегодняшний день представляется модернизация ее по европейскому образцу. Большим подспорьем в этом плане может стать Болонский процесс, задача которого – приведение высшего образования в европейских странах к единым стандартам и критериям.

Кризис в нашей стране в немалой степени является следствием недостатков в учебно-воспитательном процессе недавнего прошлого, когда ставка делалась на узкого специалиста, а личность растворялась в корпоративных структурах. Длительное время доминировал постулат о преобладании общих интересов над ценностью конкретного человека. Поэтому неудивительно, что гуманитарной системе образования держаться было не на чем. В результате страна и общество недополучили сознательных граждан, специалистов, творческих личностей – лидеров и носителей культуры. Поэтому образование и воспитание должны быть личностно ориентированными. Это определяет необходимость поиска новых, нетрадиционных моделей обучения и воспитания. Прежде всего, студента необходимо освободить от неоправданно длительного аудиторного обучения, которое нередко составляет 34–36 часов в неделю. Для самостоятельной работы ему остается всего 18–20 часов, то есть 3 часа ежедневно. Даже до революции недельная аудиторная нагрузка составляла
12–22 часа, а в европейских государствах этот показатель сейчас составляет
12–20 часов. В настоящее время практика научного обеспечения образования не отвечает новым требованиям. Необходимо руководствоваться личностно-ориентированной парадигмой обучения и воспитания, что предполагает, прежде всего, становление неповторимой творческой индивидуальности, субъекта культуры, который обучается и воспитывается.

За последние десятилетия практически все развитые страны проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в это огромные финансовые средства. Реформы образования получили статус государственной политики, так как государства начали осознавать, что уровень образования в стране определяет ее будущее. Развитие науки и связанных с ней технологий производства потребовало реформирования как структуры, так и содержания образования. В качестве основных направлений реформ в конце XX – начале XXI в. были определены следующие:

– демократизация системы обучения и воспитания;

– гуманитаризация и гуманизация процесса образования;

– компьютеризация;

– интернационализация процесса образования.

Стратегическими задачами реформирования высшего образования являются:√ переход к гибкой, динамичной ступенчатой системе подготовки специалистов, которая даст возможность удовлетворить потребности и способности личности в получении определенного образовательного и квалификационного уровней по избранному направлению в соответствии с ее способностями;√ формирование сети высших учебных заведений, которая по образовательным уровням, типам учебных заведений, формам и срокам обучения, источникам финансирования удовлетворяла бы интересы личности и потребности каждого региона и государства в целом;

√ развитие высшего образования в Украине до уровня достижений развитых стран мира и его интеграция в международное научно-образовательное сообщество.

Модернизация высшего образования предусматривает изменения в технологии реализации управленческих функций, смену форм и методов контроля, усовершенствование процедур лицензирования и мониторинга образовательных услуг. Новая система управления образованием утверждается как государственно-гражданская. Она должна учитывать региональные особенности, тенденции к автономности вузов, конкурентности образовательных услуг, их ориентации не на воспроизведение, а на развитие.

В современный период для развития личности необходима разработка и внедрение инновационных технологий обучения на основе методического совершенствования и модернизации учебного процесса, эффективной организации обучения и управления им, активизации и интенсификации деятельности студентов.

Важным направлением государственной политики в отношении молодежи должна быть ее нацеленность на адаптацию специалистов к будущей трудовой деятельности. Необходимо дать возможность молодым людям самостоятельно, за счет своей трудовой деятельности, обеспечить уровень доходов, достаточный для проживания и содержания семьи. Это один из основных принципов социальной защиты, на базе которого должна осуществляться политика в условиях становления рынка. Целесообразно также создать условия для вторичной занятости и самозанятости молодежи и ее социальной мобильности.

1.3. Принципы государственной политики в сфере высшего образования Законодательство Украины о высшем образовании – совокупность законов, базирующихся на Конституции Украины, состоит из законов «О высшем образовании» от 17.01.2002 г., «Об образовании» от 23.05.1991 г. и «О научной и научно-технической деятельности» и других нормативно-правовых актах, принятых на их основе. Законодательство регулирует общественные отношения в сфере образования, воспитания, профессиональной, научной, общекультурной подготовки граждан. Если международными договорами Украины, согласие на которые дано Верховной Радой, установлены иные правила, нежели те, которые предусмотрены законодательством Украины, то применяются правила международных договоров.

Статья 35 Конституции гласит, что каждый имеет право на образование, и государство предоставляет право бесплатно получить высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях на конкурсной основе. Государство также обеспечивает различные формы обучения, предоставляет стипендии и льготы.

В законе «Об образовании» статьи 42–48 посвящены высшему образованию:

▪ определены цели высшего образования (фундаментальная, научно-профессиональная и практическая подготовка на основе полного среднего образования);

▪ регулируются вопросы лицензий и аккредитации (вуз осуществляет свою деятельность на основе лицензии, выдаваемой в результате экспертизы исполнительным государственным органом, аккредитуется по одному из 4-х уровней);

▪ характеризуются формы обучения (очная, заочная, вечерняя, экстерн);

▪ описываются источники финансирования (осуществляется государством, либо физическими и юридическими лицами);

▪ регламентируются вопросы поступления (конкурсная основа, независимо от формы собственности и оплаты);

▪ описываются возможности осуществления научной деятельности (осуществляется научными коллективами и учеными на основании договоров, контрактов, проектов, заказов);

▪ намечаются перспективы последипломного образования (специализация, переподготовка, повышение квалификации, стажировка);

▪ определяются образовательно-квалификационные уровни (младший специалист, бакалавр, специалист, магистр);

▪ описываются направления деятельности вузов (подготовка специалистов, аттестация научных кадров, научная работа, специализация, переподготовка, культурно-образовательная деятельность);

▪ определяются возможности достижения автономии (в содержании образования, выработке планов).

В законе Украины «О высшем образовании» определены:

уровень образования, достигаемый личностью в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, который базируется на полном общем среднем образовании и завершается присуждением определённой квалификации по результатам государственной аттестации;

содержание высшего образования, то есть обусловленная целями и потребностями общества система знаний, умений и навыков, профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств, которые должны быть сформированы в процессе обучения с учётом перспектив развития общества, науки, техники, технологий, культуры и искусства;

содержание обучения – структура, содержание и объём учебной информации, усвоение которой обеспечивает личности возможность получения высшего образования и определённой квалификации.

Закон «О высшем образовании» более детализировано регулирует основные аспекты закона «Об образовании», дополняя их другими существенными положениями в сфере образования, касающимися:

государственной политики (доступность, непрерывность, интеграция в мировое пространство);

структуры и документов о высшем образовании (неполное, базовое, полное высшее образование; диплом младшего специалиста, бакалавра, специалиста, магистра);

стандартов высшего образования (система государственных, отраслевых и вузовских стандартов являются основой оценки качества высшего образования; научно-методическое обеспечение);

управления (система высшего образования; распределение прав и полномочий между государственными исполнительными органами, собственниками и администрацией, структурными подразделениями вузов; органы гражданского и студенческого самоуправления, полномочия высшей аттестационной комиссии);

правового статуса (вуз является юридическим лицом и может выступать основателем других юридических лиц, осуществляющих образовательную деятельность; право создания научно-методических комплексов);

создания, реорганизации и ликвидации (осуществляются Кабинетом Министров, центральными исполнительными органами, органами местного самоуправления, собственниками, органами Автономной Республики Крым);

типов высших учебных заведений (университет, академия, институт, консерватория, колледж, техникум);

организации учебно-воспитательной работы (формы обучения и организации учебного процесса, условия приема и отчисления);

участников научно-воспитательного процесса (должности, ученые звания, права, рабочее время, повышение квалификации научно-педагогических сотрудников, права и обязанности лиц, которые обучаются в вузе, трудоустройство);

финансово-экономических вопросов (финансирование, правовой статус имущества вузов, оплата образовательных услуг);

международного сотрудничества (государственная политика, направления международного сотрудничества, внешнеэкономическая деятельность в области образования).

Закон направлен на урегулирование общественных отношений в сфере высшего образования, воспитания, профессиональной подготовки граждан Украины (в вузах ІІІ и ІV уровней аккредитации), определяет правовые, организационные, финансовые и другие основания функционирования системы высшего образования. Государственная политика в сфере высшего образования определяется Верховной Радой Украины и согласно закону «О высшем образовании» базируется на принципах: ▪ доступности и конкурсности получения образования каждым гражданином Украины; ▪ независимости высшего образования от влияния политических партий, гражданских и религиозных организаций; ▪ интеграции системы высшего образования в мировую образовательную систему при сохранении и развитии достижений и традиций украинской высшей школы; ▪ государственной поддержки подготовки специалистов для приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований;▪ поступательности образования, гласности при формировании структуры и объемов образовательной и профессиональной подготовки специалистов.Реализация государственной политики в сфере высшего образования обеспечивается путем:√ развития системы высшего образования, повышения его качества;√ повышения уровня образованности граждан Украины, расширения равных возможностей получения высшего образования;√ предоставления льготных, целевых государственных кредитов;√ обеспечения сбалансированной структуры и объемов подготовки специалистов в учреждениях государственной и коммунальной собственности за счет государственного бюджета, физических и юридических лиц, с учетом потребностей личности, интересов государства и территориальных общин;√ поддержки подготовки специалистов из числа инвалидов на основе специальных образовательных технологий.Закон состоит из 14 разделов, в которых определяются принципы государственной политики в сфере образования, он дает представление о структуре высшего образования и государственных стандартах, образовательных и квалификационных уровнях, последипломном образовании, правовом статусе вузов, их создании, реорганизации и ликвидации, лицензировании и аккредитации, управлении вузами, организации учебно-воспитательной и научной работы, подготовке преподавательского состава, международном сотрудничестве. Раздел 1 содержит определения базовых понятий, права граждан, законодательство об образовании, направления государственной политики.Раздел 2 посвящен образовательным, образовательно-квалификационным уровням, документам о высшем образовании, последипломному образованию. Далее дана подробная информация о стандартах высшего образования (раздел 3), управлении в сфере высшего образования (раздел 4), управлении вузами (раздел 6). Раздел 5 «Высшие учебные заведения» рассматривает цели и задания деятельности вузов, их правовой статус, уровни аккредитации и типы, порядок создания, реорганизации и ликвидации, управления, лицензирования и аккредитации, структурные подразделения, государственное обеспечение. Далее следуют разделы «Организация учебно-воспитательной работы», «Участники образовательного процесса», «Подготовка научных и научно-педагогических работников» (рабочая нагрузка, права и обязанности, гарантии трудоустройства лиц, обучающихся в вузе), «Научно-техническая деятельность», «Финансово-экономические отношения в сфере высшего образования» (правовой статус имущества, финансирование, оплата за обучение), «Международное сотрудничество» (образовательные программы, научные исследования, обмен студентами, зарубежные стажировки, совместные лаборатории). Два последних раздела устанавливают меры ответственности за нарушение законодательства и сроки действия закона. Согласно этому закону, систему высшего образования составляют вузы, юридические лица и государственные органы. Образование состоит из неполного высшего, базового высшего и полного высшего. Систему стандартов высшего образования составляют: государственный стандарт, отраслевые стандарты и стандарты вузов. Вузы ведут образовательную, научную деятельность, готовят преподавательские кадры, выполняют государственный заказ на подготовку специалистов по отраслям. Вуз является юридическим лицом, проходит аккредитационную и лицензионную экспертизу. Управление вузом осуществляет ректор, деканы, ученый совет, рабочие органы, органы гражданского самоуправления, студенческое самоуправление. Подготовка проводится по образовательно-квалификационным уровням: младший специалист, бакалавр, специалист/магистр. Существуют различные формы обучения: очная, заочная, вечерняя, экстернат. Государственная аттестация проводится государственной экзаменационной комиссией с присуждением уровнем квалификации и выдачей диплома. Научно-методическое руководство обеспечивают центральные органы исполнительной власти в сфере образования. Государство в лице соответствующих органов определяет перспективы и направления развития образования, разрабатывает нормативную базу, устанавливает оклады для работников и объем финансирования, проводит лицензирование, вырабатывает стандарты. Аспирантура и докторантура являются основными формами подготовки кадров, а ученый совет является звеном в системе аттестации кадрового состава. Последипломное образование – это расширение и углубление профессиональных знаний и включает: переподготовку, специализацию, расширение профиля, стажировку.

Правовые, организационные и финансовые основания деятельности высших учебных заведений первого и второго уровня аккредитации (техникум, колледж, училище) регламентируются законом «О научной и научно-технической деятельности».

ХХІ век выдвигает новые требования к образованию. Приоритетные задания государственной политики по развитию образования определены «Национальной доктриной развития образования Украины», которая является государственным документом, определяющим стратегию и основные направления его развития. «Национальная доктрина развития образования» (Указ Президента Украины от 17.04.2002 г.) – это система концептуальных идей и взглядов на стратегию и основные направления развития образования в первой четверти ХХІ столетия, основными из которых являются следующие:

– цель и приоритетные направления развития образования;

– национальный характер образования и национальное воспитание;

– стратегия языкового образования;

– образование – двигатель развития гражданского общества;

– образование и физическое воспитание – основа для обеспечения здоровья граждан;

– равный доступ к получению качественного образования;

– непрерывность образования, обучение на протяжении всей жизни;

– информационные технологии в образовании;

– управление образованием;

– экономика образования;

– образование и наука;

– подготовка педагогических и научно-педагогических сотрудников;

– социальные гарантии участников учебного процесса;

– международное сотрудничество и интеграция в сфере образования.

Цель государственной политики состоит в создании условий для развития личности и творческой самореализации каждого гражданина Украины, воспитании поколения людей, способных эффективно работать и обучаться на протяжении жизни. Приоритетными направлениями государственной политики в развитии образования являются: ▪ Личностная ориентация образования (создание условий для творческой самореализации).▪ Развитие системы непрерывного образования (путем координации образовательной деятельности на различных уровнях образования, формирование интегрированных учебных планов, учебно-производственных комплексов поэтапного обучения, обеспечение связи среднего, высшего и последипломного образования).▪ Внедрение современных информационных технологий. ▪ Интеграции науки и образования (интенсификация научных исследований, увеличение их финансирования, формирование содержания образования на основе новейших научных достижений).▪ Расширение рынка образовательных услуг (система переподготовки, повышения квалификации, последипломное образование, дистанционное образование).Именно такая направленность высшего образования позволяет обеспечить личностную ориентацию образования, формирование общечеловеческих ценностей, единство образования и науки, повышение качества образования, внедрение инноваций, образовательных технологий, объединение науки и техники, развитие дистанционного образования, интеграция отечественного образования в мировое образовательное пространство. В области высшего образования в Украине планируется расширение возможностей его получения через внедрение индивидуального кредитования, бесплатность на конкурсной основе, создание учебных заведений для обучения взрослых согласно с запросами рынка труда, обеспечение качества образования и мобильности выпускников высших учебных заведений за счет интеграции вузов, внедрение гибких образовательных программ, модернизация учебной базы.Преобразование качества и законодательства украинского образования является залогом вхождения Украины в европейское образовательное пространство. В контексте Болонской системы в рамках высшей школы предусмотрены следующие задачи: введение кредитно-модульной системы организации учебного процесса и шкалы оценивания ECTS, перераспределение учебной и педагогической нагрузки, разработка критериев сертификации, приведение реестра специальностей и ученых степеней к требованиям европейской системы. Однако отсутствие мотивации граждан, недостаточное реформирование средней и высшей школы, недостаточное обеспечение учебными материалами, отсутствие свободного выбора у студентов тормозят этот процесс.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: