Понятие о психометрических и экспертных методах исследования.
Шкалирование как метод количественного оценивания качеств личности. Виды и структура оценочных шкал. Ранжирование. Использование шкалирования в исследованиях в области социальной работы.
Экспертные методы исследования. Рейтинг и экспертная оценка. Метод независимых судей и обобщения независимых характеристик. Критерии отбора экспертов. Сбор и обработка экспертной информации. Проблема надежности информации и субъективность экспертных методов.
Измерения при изучении социальных отношений. Понятие о социометрии и референтометрии. Тест социометрического выбора. Учет возрастных особенностей при определении технологии социометрического исследования. Обработка результатов социометрического исследования. Составление социометрических матриц и социограмм. Возможности и ограничения использования социометрии для исследования в области социальной работы.
Тема 13 Эксперимент как метод исследования в социальной работе
|
|
Понятие о научном эксперименте. Экспериментальный и аксиоматический пути построения науки.
Виды эксперимента: по условиям проведения (лабораторный, естественный, камерный), по продолжительности (длительный, кратковременный), моделирующий.
Эксперимент в структуре исследования в области социальной работы. Понятие об опытно-экспериментальной работе.
Этапы подготовки и проведения эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный; диагностический, прогностический, организационный, практический, обобщающий, внедренческий; теоретический, методический, собственно эксперимент, аналитический.
Критерии эффективности опытно-экспериментальной работы.
Методические подходы, обеспечивающие эффективность экспериментальных исследований.
Сущность и основные характеристики социального эксперимента. Мысленный эксперимент. Моделирующий эксперимент. Методика разработки социальных проектов. Социодрама.
Достоинства и преимущества экспериментальных методов. Возможные ошибки, допускаемые исследователем. Основные требования к эксперименту в социальной работе.