Два крыла Великого поста

- Владыка, давайте сегодня поговорим о том, что такое пост. У меня к вам сразу несколько вопросов, часто встречающихся в нашей почте: «Обязательно ли поститься? Как соблюдать пост беременным женщинам, кормящим матерям, больным? И вообще, зачем нам нужен пост?»

- Однажды, как сказано, в день субботний, Христос вместе со Своими учениками проходил «засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают то, чего не должно де­лать в субботу». (Мф. 12. 1-2). Они хотели уличить Христа в нарушении богоданной Заповеди о том, что в субботу нельзя совершать никакой работы, в том числе и приготовление пищи. А Христос на это ответил: «...суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2. 27). Не человек существует для исполнения Закона, а Закон дан Богом человеку для его совершенствования.

В Евангелии много эпизодов, когда Хрис­тос обличал фарисейское, рабское следование Закону, называя фарисеев лицемерами и даже «гробами окрашенными», подчеркивая этим, что главное — не слепое следование форме, а обращение к Богу, живая связь с Ним. Так вот, пост — это не диета, цель которой изменение определенных физических качеств человека. И не свод каких-то кулинарных, пищевых, физиологических огра­ничений человека. Это вообще ни в коем случае не совокупность каких-то жестких, непонятных предписаний, которые превосходят всякие человеческие возможности. Пост — не обряд и не форма. Пост — это средство стяжания любви к Богу, к людям, к природе. Человек постится для того, чтобы заново ощутить любовь Божью, для того, чтобы почувствовать, что этот мир состоит не только из наших желаний, вожделений, животных инстинктов, нет. У Фейербаха бы­ла такая фраза: «Человек есть то, что он ест». Так вот, пост доказывает, что человек много больше, что он существо духовное, что он способен преодолеть те желания, страсти, инстинкты, которые часто владеют им.

И пост для того и возник, чтобы восстановить эту правду о человеке. Правду о том, что человек — высшее творение Создателя, соединяющее в себе не только физический мир, но и духовный. И это восстановление истинной, духовной природы человека происходит путем преодоления им своих физических потребностей.

Мы уже не раз говорили с вами о том, что грех стал той пропастью, которая отделила человека от Бога, и цель поста — восстанов­ление тех утраченных связей, которые были между Богом и человеком, восстановление той Божественной любви, которая была из­начально открыта человеку.

- Спасительная сила поста давно известна человечеству. Люди постились во время испытаний, для того, чтобы испросить исцеление или прощения своей вины, для того, чтобы оплакать всенародное несчастье, вымолить прекращение какого-либо бедствия. Пост совершался перед тем, как приступить к какому-ли­бо важному делу, для того, чтобы испросить необходимую для этого благодать.

- Ветхий Завет изобилует примерами того, как спасали посты. Например, сорока­дневный пост спас город Ниневию, который был за свои грехи обречен на гнев Божий и уничтожение. В «Книге пророка Ионы» рассказывается, как Господь послал в город Иону пророка с тем, чтобы тот призвал жителей покаяться. Они услышали Иону, объявили пост, покаялись, и город был спасен — Господь принял их жертву.

Христос Сам преподал нам пример, когда Он «сорок дней и сорок ночей» постился в пустыне перед тем, как выйти к людям на проповедь.

Что касается вопросов «Обязательно ли поститься?», то тут изначально неверный взгляд на проблему. Пост — это призыв Бога к человеку и добровольный ответ человека — но ни в коем случае не насилие. Так как пост — это дело духовное, то перед тем, как приступить к нему, надо взять на него благословение. Вот это надо сделать обязательно, потому что есть большая разница между тем, когда делаешь что-то от себя, по своему решению, или же совершаешь это же действие по послушанию.

Посты нельзя рассматривать как некие отрезки времени, не связанные с Евангельскими событиями. Центром всех наших усилий, поступков в посту является Сам Христос, поэтому пост нельзя рассматривать отдельно от событий Его жизни, изложенной в Священном Писании. Поэтому весь ход церковных богослужений во время постов направлен на погружение верующего в события спасительной истории человечества.

- И все же как выдержать эти долгие семь недель больному или беременной? Можно ли оставлять в рационе постящегося больного мясо или творог? Есть ли тут какие-то послабления?

- Знаете, когда разговор о посте идет в плоскости гастрономической, когда люди начинают высчитывать, какие скоромные компоненты входят в постную пищу (например, молоко и яйца в хлебе и т. д.), то они при этом рассуждают о букве, но теряют Дух. Видеть суть поста в этом неверно. И вообще, рассуждение о том, что входит в тот или иной рацион, — это вопрос кулинарии или диеты, но не поста.

Пост — это средство для достижения выс­шего блага, блага любви, поэтому он пред­писывает снисходительно относиться и к больным, и к беременным, и к кормящим. Пост устанавливается для того, чтобы каж­дый мог в меру своего духовного и физического состояния отдать Богу то, что он может. Если человек чувствует, что он не может че­го-то выполнить, то он должен взять благо­словение на то, чтобы, например, вкушать скоромное, но тогда он должен ограничить себя в чем-то другом, например не смотреть развлекательных программ и т. д. «...не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» (Мф. 15. 11) — эти Евангельские слова были сказаны Христом, когда фарисеи в очередной раз пытались изобличить Его. И дальше Христос поясняет своим ученикам: «...еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст - из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека...» (Мф. 15. 17-20).

Пост — это свидетельство готовности человека всего себя пожертвовать Богу. Но только помни, что твоя жертва к тебе же и возвраща­ется: насколько ты отдал из любви к Богу, на­столько к тебе и вернется. И потом очень важно, как ты это делаешь, для кого? «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лице­меры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящими­ся», - учил Христос. Надо явиться постя­щимся «не пред людьми, но пред Отцом тво­им, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6. 16—18).

- Часто люди не постятся, оправдывая се­бя тем, что пост истощает.

- Это заблуждение. Пост не забирает си­лы, он их придает. Потому что когда чело­век, имея перед собой ясную цель - соеди­нение со Христом, в подражание Ему постится, когда он участвует в богослужениях, он эти силы получает. Пост без участия в богослужениях теряет смысл. Если сравнить человека с сосудом, то когда мы посредством поста что-то вычищаем в себе, убираем, то сосуд становится на время пустым, чело­веку становится полегче, но жизнь не терпит пустоты, и все, от чего мы желали избавиться, может вернуться назад. Но если мы уча­ствуем в богослужениях, в Таинствах, то мы наполняемся благодатью Христовой, и она дает нам силы и обновление.

- Владыка, еще один вопрос. Наша читательница из М., верующая, пишет, что ее муж не желает придерживаться поста в плане воздержания от супружеских отношений и что это часто приводит к конфликтам. Что тут можно посоветовать?

- Мы, священники, в своей практике ча­сто сталкиваемся с такими жалобами. Более того, давно замечено, что во время постов часто вдруг у неверующих мужей или жен появляется какая-то особая сексуальная агрессивность. Это порождает в семье непони­мание, конфликты и даже может привести к разрушению семьи. Что тут можно посовето­вать? Во-первых, и мы уже об этом говори­ли, надо вспомнить слова апостола Павла о том, что «неверующий муж освящается же­ною верующею» (1 Кор. 7.14). Во-вторых, мне кажется уместным здесь вспомнить высказывание Василия Великого о том, что За­кон не должен быть палкой в руках слепого, который размахивает ею направо и налево и бьет всех... Нельзя ни в коем случае обострять отношения, быть непримиримой. Пост нельзя навязывать. Пост ни в коем случае не должен довлеть над человеком и не должен быть прессом. Обратите внимание, мы не случайно говорим не об изменении человека под воздействием поста, а о преображении. Это разные вещи. Для преображения должен быть свободный выбор самого человека, тут нельзя заставить. И раз уж мы говорим о том, что суть поста — стяжание любви, то единственно возможный совет нашей читательнице — проявить терпимость, терпение, понимание и снисхождение к близкому человеку.

Для нее в этой ситуации пост будет за­ключаться в том, чтобы она сама не провоцировала мужа и ограничивала себя. Думаю, можно говорить о том, что женщина в такой ситуации должна проявить жертвенность ради целостности семьи.

Общий совет дать невозможно, надо по­нимать главное: там, где Закон начинает до­влеть над жизнью, там, где жизнь начинает уничтожаться, там уже нет Христа, потому что Он и есть Жизнь.

- Владыка, для человека невоцерковленного, пост — это трудно, с чего можно начать этот путь, путь к Богу?

- Да, пост — это трудно, и трудности эти чаще всего не внешние, а внутренние. Я бы даже сравнил пост с гражданской войной, которая происходит в человеке, когда каждый раз решается, с кем ты? Со Христом или нет. Есть масса искушений, которые подстерегают вставшего на этот путь, они тянут его за собой вниз. Но у поста есть два крыла: мо­литва и милосердие, добрые дела. Без них пост слепой обряд, мертвая форма. Они возносят человека к Господу и дают ему силы. Откройте в молитвослове молитву Ефрема Сирина...

- Это ту самую, которая поразила молодого Пушкина, которую он незадолго до смерти изложил в стихах и о которой сказал: «Во дни печальные Великого поста, / Все чаще мне приходит на уста. И падшего крепит неведомою силой...»

- Да, эту. Молитву которая читается на всех, кроме субботы и воскресенья, богослужениях Великого поста. Вчитайтесь в нее, она небольшая, в ней нет ничего чрезвычайного, непонятного, незнакомого. Сначала в молитве изложено то, от чего бы человек хотел освободиться, затем в ней перечислено то, чего он хочет достичь, — те духовные дары, о которых человек просит у Бога. И кончается молитва призывом: «Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего...» Все очень просто, почти обыденно, предельно знакомо. Вот с этой молитвы, написанной сирианским монахом Маар-Афремом в IV веке, и начните свой Великий пост.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: