Социальная коммуникация

Сам термин «коммуникация» (от лат. communicatio — делать об-щим, связывать, сообщать, беседовать) в энциклопедической литературе трактуется многопланово, как: 1) средства связи любых объектов материального и духовного мира; 2) общение, передача информации от человека к человеку; 3) общение и обмен информацией в обществе.

В контексте социологического анализа социальную коммуникацию необходимо рассматривать как «многомерный, сложноорганизованный процесс передачи и обмена социально значимой информацией между различными социальными субъектами, который способствует созданию, функционированию и поддержанию социальной целостности (социального порядка)».

Проблемы социальной коммуникации в социологии развиваются в двух методологических традициях — 1. объективистской (макросоциологии) и 2. субъективистской (микросоциологии).

1. Объективистская социология рассматривает социальную ком-муникацию как совокупность практик социального взаимодействия, складывающихся под воздействием объективных (не зависящих от сознания отдельного человека) факторов. Вместе с тем предметом социологического анализа является и обратный процесс влияния сложившихся коммуникативных практик на формирование и развитие социальных структур, институтов, систем социальных ценностей и норм.

Особое место в современной социокоммуникативной проблематике занимает проблема технологического развития средств коммуникации и влияния порожденных ими социокультурных моделей (образцов) на различные аспекты социальной жизни.

По Р. Парку. Коммуникация - фактор социальной эволюции и наиболее эффективная и зрелая форма социального контроля. Несмотря на то, что коммуникация признается изначально присущей человеческой природе, однако только в зрелой социальной форме (на этапе возникновения «культурного порядка») возникает реальная способность индивидов действовать рационально и корпоративно. Согласие и согласованные действия как результат коммуникации, закрепленные (институционализированные) в традиции, моральном законе, традициях и т.д., начинают контролировать естественные проявления конкуренции, усложняют социальный процесс и коллективное поведение, приобретают качество «взаимодействия». Таким образом, формула Парка «общество как взаимодействие» непосредственно связана с осмыслением роли коммуникации в социальной эволюции человечества.

По Парсонсу (структурно-функциональный подход). Т. Парсонс фиксирует конструктивную роль коммуникации в становлении и развитии человеческой деятельности, в функционировании социальных систем. Разнообразие и сложность систем человеческой деятельности невозможны без «относительно стабильных символических систем», которые существуют и действуют только благодаря процессам коммуникации. Акторы осуществляют свое взаимодействие в рамках символических систем культуры, включающих обобщенные нормы, значения, абстрактные символы.

Особую роль играет коммуникация во взаимообмене между социетальными подсистемами. Отношения между системами и под-системами, а также внутри них рассматриваются Парсонсом как обмен информацией — совокупностью символов, сообщений, вызывающих структурные изменения в принимающих и передающих системах. Символическими средствами взаимообмена и коммуникации в социальной системе выступают деньги, власть, влияние, ценностные обязательства. Посредством коммуникативного обмена символьной информацией обеспечивается интеграция системы и поддерживается независимость ее границ.

По теориям информационного общества, технологического детерминизма, компьютерной футурологии, сетевого общества, существующих в традиции социологического неоэволюционизма.

Д. Белл в своей трактовке постиндустриального общества фиксирует, в частности, эволюцию способов и доминирующих институтов коммуникации под воздействием «индустрии знания». А. Тоффлер описывает трансформацию основных характеристик общества в ин-формационную эпоху «третьей волны». Продолжением этой традиции является концепция информационального (синтез тенденций информатизации и глобализации) общества М. Кастельса.

Глобальная компьютеризация, по Кастельсу, ведет к замене традиционных институтов и социальных связей новыми сетевыми организациями и структурами.

В экономической сфере такая трансформация связана с появлением «сетевого предприятия» и «сетевого работника», в политической сфере —с кризисом национальных государств как суверенных единиц политических отношений и возникновением сложных сетевых конфигураций властных структур, в сфере культуры — с разрушением традиционных патриархальных институтов в повседневной коммуникации и формированием новых, альтернативных сетевых отношений.

Наряду с сетевой коммуникацией предметом социологического анализа выступают и другие новые коммуникативные практики, в том числе и интернет-коммуникация. С позиций макросоциоло- гического подхода интернет-коммуникация исследуется в контексте таких процессов, как социальная стратификация и возникновение «нового неравенства», формирование социальной и культурной идентичности, трансформация системы социальных ролей и др.

В зоне внимания социологов данного направления находится и еще одна из наиболее актуальных проблем современности — роль массовой коммуникации, влияние СМИ на общество. Именно этой проблеме посвящена большая часть эмпирических исследований в социологии коммуникаций.

2. Субъективистская социология понимает коммуникацию как результат взаимодействия (интеракции) различных социальных субъектов, в ходе которого конструируется система норм, правил, социальных институтов, обеспечивающих целостность социума и служащая основой для взаимопонимания коммуницирующих субъектов. Доминантой данного подхода выступает анализ не социальных институтов и структур, складывающихся объективно, а субъективные смыслы, которыми оперируют люди в процессе коммуникации.

По теории символического интеракционизма (Г. Блумер, Дж. Мид и др.). Одним из исходных социологических понятий в рамках данной теории является понятие кооперации. Кооперация предполагает, что мы понимаем намерения других, а они, в свою очередь, — наши намерения. Это достигается путем коммуникации на основе разделяемых всеми значений, которые Мид назвал «значимыми символами». Способность видеть ситуацию с позиций другого человека называется «принятием роли другого». Это позволяет знать и предвидеть ответную реакцию другого и корректировать свое поведение. Поэтому участники символической интеракции постоянно интерпретируют слова и действия друг друга, что является предпосылкой социального взаимодействия как обмена символами.

По драматургическому подходу Гофмана. Теоретические положения символического интеракционизма были использованы И. Гофманом для анализа повседневной коммуникации, в которой он обнаруживает «порядок взаимодействия» — систему определенных правил, образцов и типичных способов действия (фреймов), которые используются отдельным человеком или группой людей («командой») для создания определенного впечатления о себе и управления этим впечатлением. Использование театральных метафор для объяснения этих правил (роли, театральное воплощение, исполнение, сценические разговоры, закулисье и др.) позволило назвать гофмановскую трактовку повседневной коммуникации «драматургическим подходом». Драматургический метод в настоящее время активно используется для социологического анализа современных коммуникативных практик.

По феноменологической социологии А. Щюца. Целью которой можно считать исследование путей и способов, которыми мы структурируем образ социального мира в нашем сознании. Ключевым механизмом здесь выступает коммуникация, в ходе которой осуществляется обмен субъективными образами мира и типизация сходного опыта. Именно такие «каркасные» для социума типы опыта становятся «само-собой разумеющимися» понятиями, которые выполняют функцию социализации и обеспечивают «нормальность» повседневной коммуникации.

По этнометодологии Гарфинкеля. Эмпирическое подтверждение идей Щюца представлено в этнометодологии Г. Гарфинкеля, который в ходе анализа повседневных разговоров обнаружил некие коммуникативные константы, общекультурные допущения, делающие общение осмысленным, соответствующим норме (фоновые ожидания, контекст и др.). Нарушение подобных условностей, которые специально конструировались в рамках так называемых кризисных экспериментов, вело к разрыву коммуникации и сопровождалось вспышкой негативных эмоций.

Помимо социологии социальные коммуникации, как уже отмечалось, изучались и другими науками, на пересечении методов которых сложились основные исследовательские социокоммуникативные традиции — информационная, системно-кибернетическая, семиотическая, феноменологическая, критическая. Наработки каждой из них могут быть использованы в социологии коммуникаций.

Информационный подход к изучению социальной коммуникации. Информационная модель коммуникации возникла в 1940-е годы на волне роста информационных наук и технологий и была изложена в работе математиков К. Шеннона и У. Уивера. Позднее эта модель была универсализирована и применялась к любым коммуникативным процессам, в том числе и социальным. В современной литературе она получила название трансмиссионной (передающей).

Коммуникация понимается здесь как процесс обработки и передачи информации. Составляющими элементами этого процесса являются: коммуникатор-источник, сообщение (сигнал), ком- муникатор-реципиент, код, канал, шум.

Коммуникатор-источник — это тот, кто посылает сообщение под влиянием стимула, выбирая код и канал. Код предполагает опре-деленные правила организации сообщения (сигнала) — порядок со-четания знаков, выражающих содержание сообщения. Канал означает выбранный способ передачи сообщения, каналы могут быть естественными, искусственными, техническими. Коммуникатор- реципиент — это тот, кто получает сообщение, он находится в конце канала и должен знать правила раскодирования сообщения. Шумы — это внутренние и внешние помехи, искажающие информацию, они могут быть техническими, семантическими, организационными и др.

Информационная (трансмиссионная) модель в настоящее время подвергается существенной критике: во-первых, она акцентирует внимание на линейном, однонаправленном характере коммуникации, не придавая должного значения обратной связи, во-вторых, в ней подчеркивается манипулятивная природа коммуникации. Однако несмотря на это, данная модель до сих пор является наиболее используемой в теории и практике социальной коммуникации. Это связано с тем, что она: 1) позволяет исследователю четко вычленить первичный коммуникативный акт, различив коммуникативный источник и получателя информации; 2) рассматривает социальную коммуникацию как намеренное, осознанное действие с целью достижения ожидаемого результата («социальное действие»); 3) акцентирует внимание на эффективности коммуникации с точки зрения достижения понимания (аутентичности).

В современных социологических исследованиях эта модель используется прежде всего в тех случаях, когда необходимо проанализировать эффективность коммуникативного воздействия на аудиторию (деятельность СМИ, властных и политических структур, маркетинговые исследования и др.).

Предмет социологии по Веберу - социальное действие.

С.д.- действие, соотносящееся с действием других лиц или ориентирующееся на него.

4 типа с.д.:

1. целерациональное - связано с определенным ожиданием в поведении других людей + использование этих ожиданий для выстраивания рационально направленных и регулируемых целей (ориентация на соц.успех);

2. ценностнорациональное - связано с сознательной верой в определенные ценности (ориентация на ценность деятельности как таковой);

3. аффективное - связано с чувствами и аффектами, когда человек не просчитывает последствия своих действий;

4. традиционное - поведение людей основано на привычках, традициях, обычаях.

По В. Объектом социологии может быть только 1 и 2, т.к они контролируются разумом, а 3 и 4 – психология.

Идеальные типы – теоретическая конструкция, выражающая наиболее характерные черты изучаемого явления и служащая средством упорядочения эмпирического материала. И.т. (капитализм, христианство и т.д.) есть абстрактные модели, представляющие целостную и логически непротиворечивую картину, раскрывающие культурный смысл феномена. Сопоставляя и.т. с реальностью, можно свидетельствовать об отклонении и развитии этих феноменов.

И.т. – важное методологическое средство. Социальное поведение представляет собой а) унифицированное поведение, б) поведение детерминированное окружающими людьми. Это действие, которое не может быть вызвано паникой или массовым внушением, а только собственно соц. средой, ее стабильными терминами и нормами.

В работе «Протестантская этика и дух капитализма» анализируя развитие капитализма, приходит к выводу, что на экономическую ситуацию оказывают влияние ценности протестантизма. Ведь в мире ценностей протестантизма доминирует трудолюбие, предприимчивость, экономическая деятельность - рациональность. Испытав безусловное влияние работ Маркса, Вебер отвергал материалистическую концепцию истории и полагал классовые конфликты имеющими меньшее значение, чем считал Маркс. С точки зрения Вебера, для социальных изменений идеи и ценности имеют не меньшее значение, чем экономические условия. У Маркса производительные силы и отношения определяют все, даже религию, у В.- нет. Вебер утверждал стремление к рационализации как общемировой тренд.

Одной из наиболее постоянных тем в работах Вебера - исследование бюрократии. Вебер считал, что расцвет бюрократии — неизбежная черта нашей эпохи. Бюрократия делает возможной эффективную работу крупномасштабных организаций, но создает проблемы эффективному демократическому участию масс в жизни современных обществ. Концепция рациональной бюрократии Вебера:

1. Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности.

2. Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.

3. Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.

4. Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности

5. Осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями.

6.Защищенность служащих от произвольных увольнений.

По В. бюрократизация общества – результат рационализации социальной деятельности. Власть или "Господство" - возможность встречать повиновение определенных групп людей cпецифическим (или всем) приказам. Каждое господство старается возбудить веру в свою "легитимность" и позаботиться о ней.

Существует три типа легитимного господства:

• рационального(легального) характера, т.е. основывается на вере в легальность установленного порядка и законность осуществления господства на основе этой легальности (легальное господство);

• традиционного характера, т.е. основывается на обыденной вере в святость традиций и вере в легитимность авторитета, основанного на этих традициях; или,

• харизматического характера, т.е. основывается на незаурядных проявлениях святости или геройской силы, или образцовости личности и созданном этими проявлениями порядке (харизматическое господство).

4. Понятие социального статуса и социальной роли. Ролевой конфликт.

Под социальным статусом обычно понимается положение индивида в какой-либо группе, а под социальной ролью – поведение, которое ожидается от индивида, обладающего определенным социальным статусом. Социальная роль - модель поведения, ориентированная на Данный статус.

Таким образом, социальный статус и социальная роль представляют собой две стороны одного и того же явления. Если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности, т. е. если индивид играет ту или иную роль, то окружающие в праве ожидать от него соответствующих этой роли действий. Поэтому социальную роль иногда называют динамической характеристикой социального статуса.

Различия между статусом и ролью можно выразить иначе: статус описывает общество в неподвижности, то есть раскрывает статистическую картину мира. Роль описывает общество в движении, то есть раскрывает динамическую картину мира. Исходя из этого можно утверждать, что социальные роли относятся к социальному взаимодействию, а социальные статусы к социальным отношениям.

Термин «роль» подчеркивает различие между актером и персонажем, которого тот играет. Во время театральной постановки зрителя интересует не актер с его индивидуальными качествами или недостатками, но персонаж, поскольку одну и ту же роль могут играть разные актеры, вне зависимости от их личностных особенностей.

С другой стороны актер иногда не обязательно воспринимает свою роль так же, как зритель, и здесь вступает в силу индивидуальная интерпретация: каждый может представлять себе персонажа по-своему.

Индивид, учитывая специфику окружающих его социальных общностей, по-разному преподносит себя, когда находится в той или иной аудитории, действует в роли так, что дает драматическую картину своего "Я".

Социальный статус перетекает в роль, когда этот статус занимает индивид с его конкретными качествами.

Роли реализуются конкретными людьми и становятся частью их самих, их биографии. Последовательное выполнение ряда ролей – «послушного ребенка», «успешного школьника», «студента» – условие перехода во взрослый мир, освоения профессий, достижения успехов в жизни.

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа:

· Предписанные (определяются такими категориями как пол, возраст, раса, иногда – религиозные и культурные особенности)

· Достигаемые (социальная позиция, которые закрепляются через индивидуальный выбор с учетом способностей и особенностей)

Предписанные и достигаемые статусы принципиально различны, но, несмотря на это, они могут взаимодействовать и перекрещиваться.

В обществе, где большинство статусов предписываются, индивид реже ожидает улучшения своего положения. Каждый считает свою роль и свой статус правильными, а сложившееся положение вещей справедливым.

Достигаемый статус максимально обеспечивает исполнение ролей на базе индивидуальных способностей. Роли, его сопровождающие, как правило, трудны для обучения и часто конфликтны.

Ролевое напряжение - трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствия внутренних установок личности требованиям роли. Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими при исполнении данной роли.

Можно выделить два типа ролевых конфликтов: между несколькими ролями и в пределах одной роли. Часто две роли заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности. Индивид может под давлением обстоятельств исполнять роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам. Другой пример - положение руководителя, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной.

Во многих исполняемых индивидами ролях существуют конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием "делать деньги".

Межролевой конфликт проявляется при столкновении двух противоречащих ролей как моделей поведения в социальном взаимодействии.

Очень немногие роли свободны от внутренних напряжения и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, внутреннему стрессу.

Существует несколько видов действий, с помощью которых может быть снижена ролевая напряженность

Рационализация ролей - скрывает реальность ролевого конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли.

Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и исключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли: строгий преподаватель – мягкий муж и отец. (Униформа и профессиональные титулы помогают людям в разделении своих ролей. Многие не могут полностью отойти от роли до тех пор, пока не снимут с себя униформу). Если индивид не защитил себя путем разделения ролей, эти противоречия становятся психологическими конфликтами.

Каждая личность в современном обществе в силу испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.

5. Социализация: понятие, виды, агенты.

Стратификация – это не просто дифференциация, перечисление различий между отдельными слоями, стратами в обществе. Задачей стратификации является выявление вертикальной последовательности положений социальных слоев, их иерархии. Социальное неравенство – специфическая форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии, обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей

Теория социальной стратификации представляет собой одну из наиболее развитых частей социальной теории. Основы ее были заложены М. Вебером, К. Марксом, П. Сорокиным, Т. Парсонсом. Основой стратификационной структуры является естественное и социальное неравенство людей.

Все критерии социального расслоения должны соответствовать следующим принципам (по М. Веберу и Э. Дюркгейму):

1) следует изучать все без исключения социальные слои данного общества;

2) необходимо соизмерять и сравнивать группы с помощью одних и тех же критериев;

3) критериев должно быть не меньше, чем требуется для достаточно полного описания каждого слоя.

П.Сорокин определял социальную стратификацию как «дифференциацию некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества»

Существуют два основных способа стратификации общества в зависимости от количества лежащих в ее основе признаков:

1. Одномерная стратификация. В ее основе лежат одномерные страты, т. е. страты, выделяемые по какому-либо одному социальному признаку. Этот подход предполагает расслоение общества по следующим группам признаков: половозрастные; национально-языковые; профессиональные; образовательные; религиозные; по поселению.

2. Многомерная стратификация. При этом в основе стратификации лежат несколько признаков.

Ко второму способу стратификации относится деление общества на: социально-территориальные общности (население города, села, региона); этнические общности (племя, народность, нация); система рабства (экономическая, социальная и юридическая форма закрепления людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства); касты (социальные группы, членством в которых человек обязан рождением); сословия (социальные группы, поддерживающиеся сложившимися обычаями или законами, и в которых права и обязанности передаются по наследству); общественные классы.

Современный английский исследователь Э. Гидденс предлагает ряд отличий классовой системы от рабской, кастовой и сословной:

1. Классы не образуются на основе религиозных убеждений. Принадлежность к классу не определяется приверженностью к тем или иным обычаям, традициям и нравам. Классовая система более подвижна, чем другие типы стратификации. Основой классового деления выступает труд.

2. Принадлежность человека к тому или иному классу достигается зачастую им самим, а не дается от рождения.

3. Экономический признак является основой для отнесения индивида к тому или иному классу.

4. В других типах социальной структуры неравенство выражает, главным образом, личную зависимость одного индивида от другого. Классовая структура общества, наоборот, характеризуется личной независимостью индивидов друг от друга [6].

В социологии существует несколько основных подходов к стратификационной структуре.

1. Экономический подход, сторонники которого (К. Маркс, Э. Дюркгейм и др.) рассматривали разделение труда в качестве главной причины социальной дифференциации. К. Маркс первым разработал теорию экономической основы классов. Он связывал существование классов лишь с определенными историческими формами развития производства, где собственность на средства производства распределена равномерно между различными слоями населения, в результате чего одни эксплуатируют других, и между ними неизбежна борьба.

2. Политический подход к стратификации. Его основателями являются Л. Гумплович, Г. Моска, В. Парето, М. Вебер. Политическая стратификация – это различия между политически господствующими группами и массами, при которых сама вертикаль политической иерархии выстраивается сквозь призму принадлежности к определенным политическим силам, а основным критерием выделения той или иной политической страты служит уровень обладания политической властью. Л. Гумплович считал, что характер классовых различий является отражением различий во власти, которые также определяют последующее разделение труда и распределение социальных обязанностей. Г. Моска и В. Парето рассматривали неравенство и мобильность как связанные аспекты одного и того же явления, перемещения людей между правящим классом, элитой и низшим классом - пассивными подчиненными.

3. Функционалистская концепция социальной стратификации, которая основывается на идеях Т. Парсонса, К. Дэвиса, У. Мура. Т. Парсонс считает стратификацию аспектом любой социальной системы. Он исходит из того, что любое действие неизбежно связано с выбором и оценкой. Общепринятые стандарты оценок позволяют ранжировать позиции как выше- и нижерасположенные. Так как желаемых позиций недостаточно, то для сохранения системы необходима институализация неравенства, позволяющая взаимодействиям протекать без конфликтов. Обобщенность и общепринятость оценочной шкалы предполагает охват всех типов вознаграждений, из которых самым важным считается «уважение».

Понятие социальной мобильности ввел в социологию П. Сорокин.

Социальной мобильностью называется совокупность социальных перемещений людей в обществе.

Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа – вертикальная и горизонтальная.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители: сын шахтера становится инженером.

Внутрипоколенная мобильность означает, что один и тот же индивид, вне сравнения с родителями, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую, т.е. перемещение, приводящее к повышению или к понижению социального статуса.

В зависимости от направления перемещения вертикальная мобильность бывает восходящая (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая (социальный спуск, движение вниз). Как правило, восхождение — явление добровольное, а нисхождение — принудительное.

Горизонтальная мобильность подразумевает перемещение индивида из одной социальной группы в другую без повышения или понижения социального статуса: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность, подразумевающая не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.

Различают индивидуальную мобильность — перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других, и групповую мобильность — перемещения происходят коллективно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: