Джордж Герберд Мид и его последователи - Герберт Блумер и Ирвин Гофман

Мид "Разум, человеческое "Я" и общество", утверждал, что поведение человека - это реакции не столько на стимулы (внешние воздействия и внутренние побуждения), сколько на символы (значение вещей и действий). Социальным поведения является потому, что он \ она своим действиям и действиям окружающих людей придаёт те же значения, что и другие участники взаимодействия. Индивид умеет ориентировать свои действия на определённое их истолкование партнёрами по взаимодействию, т.к. по мере накопления опыта взаимодействия с разными людьми в разных ситуациях в сознании индивида формируется особая установка мышления, названная "обобщенный другой". обобщенный другой - это часть собственного Я индивида, но одновременно абстрактный образ партнёра по взаимодействию, роль которого индивид внутренне принимает, когда интерпретирует чужие поступки и совершает собственные.

«обобщенный другой»- это усвоенная схема интерпретации и мотивации действий, но она изменчива и ситуативна.

Блумер сформулировал 3 постулата на основе которых строится описание и объяснение социальных явлений как процессов интеракции: 1- люди действуют в отношении объектов на основе значений, придаваемых этим объектам....2- значения объектов для индивида возникает в социальном взаимодействии, в котором он учавствует. 3- значения используются в видоизменяются индивидом в процессе интерпретации объектов, с которыми он имеет дело.

Структурность, т. е. упорядоченность и повторяемость, социальных взаимодействий возникает на основе общности значений, вырабатываемых и разделяемых участвующими в этих взаимодействиях людьми. Если, например, участники взаимодействия одинаково истолковывают поднятую вверх руку как знак приветствия, то использование одним из них такого жеста приводит к взаимному определению ситуации как начала общения. При всяком повторении такой ситуации взаимодействие будет развиваться в том же направлении. Но если общность значений отсутствует и партнер по взаимодействию истолковывает поднятую вверх руку иначе, например, как знак агрессии, то он определяет ситуацию как начало конфликта и ответным действием демонстрирует свое отношение к ситуации именно как к конфликту. Бесконфликтное развитие начавшегося таким образом взаимодействия возможно, только если первый участник взаимодействия, используя иные действия, вызовет у второго участника впечатление, что первоначальный жест имел значение именно приветствия.

Зависимость процесса взаимодействия от интерпретации значений поступков приводит к тому, что действия индивидов приобретают характер управления впечатлениями других людей. Этот аспект социального взаимодействия выделил Гоффман в знаменитой книге «Презентация себя в повседневной жизни» (1959). Определив свою версию символического интеракционизма как драматургический анализ, Гоффман показал, что индивиды даже в самых обычных случаях целенаправленно добиваются желательной интерпретации, выстраивают серию действий — «пьесу», выбирают и подготавливают ситуацию взаимодействия — «сцену», используют особенности места—«декорации» и вещи—«реквизит».

Цель презентации — создание устойчивого впечатления, определяющего в сознании людей, кем является, какое социальное положение занимает индивид, т. е. создание или поддержание идентичности (от англ. identify — отождествлять, опознавать). Интеракционистская схема «определение ситуации — презентация значений» может использоваться как универсальный инструмент анализа социальных явлений. Например, профессиональное образование можно рассматривать как взаимодействие преподавателей и учащихся с использованием вещей и поступков, символизирующих профессиональную идентичность. Лекция —это интеракция, в ходе которой преподаватель презентирует себя как специалиста — члена профессионального сообщества. Лектор занимает такое место в аудитории, придерживается такой манеры одеваться, использует такой тон и такую терминологию, которые символизируют его положение преподавателя и ориентируют присутствующих на интерпретацию ситуации именно как лекции, а не как дружеской беседы, митинга, заседания клуба, вечеринки и т.д. Экзамен по окончании лекционного курса —это иного рода интеракция. Теперь уже учащиеся презентируют себя таким образом, чтобы вызвать благоприятное впечатление у преподавателя и поддержать свою идентичность как начинающих профессионалов или людей, заинтересованных в том, чтобы стать специалистами в избранной области деятельности.

Символический интеракционизм позволяет хорошо описывать и объяснять межиндивидуальные взаимодействия и массовое поведение в ситуациях, предполагающих возможность различных интерпретаций. Однако сторонники этой парадигмы переоценивают рефлексивность, сознательное отношение индивидов к своим и чужим действиям и недооценивают устойчивость и стереотипность значений, которые структурируют восприятие и поступки индивидов. В повседневной жизни люди часто воспринимают ситуации взаимодействия не как открытые для различных интерпретаций, а как однозначные — «само собой разумеющиеся».

12. Социальный конфликт: понятие, основные теории, структура, динамика и функции

Социальный конфликт (от лат.conflictus - столкновение, столкновение) - это любые виды борьбы между сообществами или индивидами с целью достижения или удержания каких объектов ценностей (средств производства, экономической позиции, статуса, власти и т.д.), покорение, нейтрализации или устранение действительного или мнимого соперника, сопротивления существующим в обществе отношениям господства и подчинения и т.д


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: