Программа соц. исс включает разделы: 1. Методологический 2. Методический

План исследования определяет порядок исследования, сроки, распределение людских и финансовых ресурсов и т.д.д) Программа социологического исследования нужна, для того чтобы: ясно представить цели и задачи исследования; определить объект исследования; найти методику и методы решения практических задач.

Методологическая часть:

· анализирует проблему соц. исс. Проблема - есть противоречие в общественных отношениях, противоречие между ожидаемым и реальностью. Прикладное социологическое исследование чаще всего преследуют практическую цель, ибо призваны дать информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить эффективность работы институциональных структур общества. Проблема исследования всегда предполагает своего носителя - ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана.

· Объектом социологического исследования выступает носитель той или иной проблемы.

· Четкое выделение объекта способствует определению предмета исследования. Предмет означает границы, в пределах которых конкретный объект изучается в конкретном случае. Это область социальной жизни, содержащая противоречия.

· определяет цель и задачу. Цель исследования – это общая направленность - ожидаемый конечный результат. Задачами исследования является конкретизация цели

· формирует гипотезу. Гипотеза - это обоснованное предположение о структуре социального объекта, о характере связей между элементами, о факторах, которые определяют связи. Правила, предъявляемое к гипотезам: 1.Гипотеза не должна содержать не проверенных понятий. 2. Гипотеза не должна противоречить известным научным фактам. 3. Гипотеза не должна быть излишне сложной.

· дает основные понятия, приводит их интерпретацию и операционализацию.

Методическая часть определяет методы сбора информации, инструменты, методы логической обработки данных и их анализа. Она определяет методику и технику проведения соц. исс. Определяет генеральную совокупность исс — объекты, которые территориально и во времени локализованы и на которые будут распространяться выводы, тип и способы выборки. Выборочная совокупность — это часть генеральной выборки по строго заданным правилам. Элементы выборки — единицы анализа (могут быть и индивиды и группы). Описание методов сбора информации предполагает обоснование избранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов. Описание способов обработки и анализа информации предполагает указание каким образом это будет производиться (с использованием каких программ для ЭВМ)

План. Процедура любого наблюдения складывается из ответа на вопросы: "Что наблюдать?", "Как наблюдать?" и "Как вести записи?". На первый вопрос отвечает методологическая часть программы исследования. На остальные — методическая. План определяет кто и в какие сроки выполняет соц. исс.

16. Концепция социального пространства П.Бурдье.

Бурдье (1930-2002) «Очерк теории практики»(1972), «Практическое чувство» (1979) – конструктивистский структурализм. Понятие поле, диспозиции, капитал, габитусы

В своих работах «Различение» (1979), «Практическое чувство» (1979) и др. стремился преодолеть односторонность объективизма и суб-ма. Б.: инд-ды своими действиями конструируют соц стр-ры. Но это конструир-е не рассм-ся как произвольное, оно предопределено теми соц стр-рами, кот в пр-ссе накопления жизненного опыта, воспитания, образ-я формируют габитус, т.е. систему мыслительных и поведенческих установок инд-дов

Габитус – набор усвоенных, но неосознаваемых схем восприятия и производства практик.

Соц пространство – сов-ть позиций, фиксирующих объективные различия, и деспозиций, опрделяющих субъективные оценки. Внутри соц пр-ва – поля как арена борьбы за ресурсы и символическое признание. В полях – специф капитал. (экономич. культур, социальный) Капитал- это власть над полем.

Соц реальность нужно описывать как набор полей(полит, символич, экон.).

17. Политическая система современного общества: понятие, элементы и функции.

Политическая система – это совокупность взаимодействующих различных элементов (подсистем) в рамках, через или посредством которых протекают политические властные отношения.

подсистемы:

1. Институциональный компонент – это государство, политические партии, общественные организации, органы местного самоуправления и другие виды политических объединений, политические лидеры, должностные лица и т. д. Данный компонент от того и носит такое название, что является главным, так как именно перечисленные субъекты вступают во властные политические отношения и без них вообще невозможно существования политической системы.

2. Субстанциональный компонент. Обозначает сущность политической системы и заключается в политических общественных отношениях, складывающихся по поводу захвата, удержания или осуществления государственной власти. Именно любое политическое явление имеет своей целью захватить, удержать или осуществлять власть в государстве, поэтому государственно-властные отношения и составляют сущность любого политического отношения, а стало быть, и политической системы в целом.

3. Нормативный компонент. Включает в себя политические нормы, в том числе и позитивного права, политические традиции, обычаи и другие социальные нормы, регулирующие политические отношения государства. Данный компонент регламентирует политические процессы, протекающие в обществе. В большинстве случаев регулирование осуществляется по средствам правовых норм, но политика это такая сложная система, которая только нормативно-правовыми актами обойтись не может, и поэтому здесь сохраняют большое значение устоявшиеся в обществе правила поведения в виде обычаев, традиций и т. д.

4. Субъективный элемент. Отражает отношение людей к политической действительности в государстве. Состоит названный компонент из политического сознания, представляющего идеологические и психологические элементы системы. Политическое сознание представляет собой единую, целостную систему идей, взглядов, оценок, чувств, эмоций, отношений представляющих собой субъективное отношение индивидов, социальных групп и общностей к действующему или желаемому государственному руководству, другим явлениям политической действительности, к поведению людей в сфере политических отношений. На политическое сознание граждан могут влиять различные факторы, в том числе харизма политических лидеров, поведения политических деятелей и другие элементы которые казалось бы не имеют существенного значения.

5. Объективный элемент. Состоит из объективных экономических, социальных, национальных, исторических и других детерминантов, которые оказывают влияния на политические процессы в стране. Носят они объективный характер, поскольку не зависят от воли и сознания людей. Все элементы политической системы имеют большое значение и оказывают взаимопроникающее воздействие, а соответственно неотделимы друг от друга.

Функции политической системы общества – это детерминированные социальными, экономическими, национальными и другими условиями существования политической системы, ее основные направления воздействия на общество.

1. Функция политического руководства обществом. в рамках политической системы происходит руководство обществом и государством. В этом и заключается главное предназначение политической системы общества.

2. Ориентирующая функция. определяют дальнейшие пути общественно-государственного развития, определяют цели к которым необходимо стремиться, а соответственно ориентируют общество к тому или иному варианту поведения, выступая, в каком то смысле, идеологическим маяком к которому необходимо стремиться. Например, в СССР таким маяком было коммунистическое государство, в Российской Федерации – это правовое государство.

3. Функция политизации общества. Данная функция заключается в вовлечении как можно большего количества людей и их объединений в политические процессы страны, участии в политической жизни государства, посредствам политического воспитания граждан, повышении политической культуры общества, приобщении индивида к политическим ценностям, привития чувства уважения к государственной власти, приобретении знаний в области политики и т. д.

4. Регулятивная функция. Заключается в выработке и установлении социальных норм в политической сфере общества. Тем самым устанавливаются правил (должного, возможного и запрещенного) поведения для субъектов политических отношений.

5. Охранительная функция. Любое установленное правило поведения нуждается в закреплении, а если потребуется и в немедленном исполнении мер ответственности в той или иной сфере (в данном случае в политической сфере общества). Таким аппаратом в политической системе выступают органы государства (например, принудительная ликвидация политической партии, деятельность которой направлена на насильственное изменение основ конституционного строя), политические партии (например, правящая партия имеющая большинство голосов в Государственной Думе может выразить не доверие правительству) или само общество (например, отзыв депутата представительного органа власти).

6. Функция эволюционного отбора. Предполагается, что в процессе политической борьбы на законных основаниях или наоборот революционным путем, во властные структуры попадают лучшие представители общества.

Недостатком политической системы России является ее слабая реактивная способность. Она не всегда своевременно и адекватно реагирует на: существующие и вновь возникающие интересы и потребности населения.

1. Политическая безграмотность граждан, а в связи с этим и их политическая пассивность, крайнее не желание принимать участие в политической жизни государства.

2. Несовершенство политического законодательства, отражение правовыми нормами преимущественно классовых интересов. Законодательство России построено таким образом, что бы народ как можно меньше влиял на политическую конъюнктуру страны.

3. Отсутствие как таковых институтов непосредственной демократии. Это подтверждает тот факт, что за всю историю после распада СССР (более 18 лет) было проведено всего лишь два общероссийских референдума. А ведь глобальных изменений в политической обстановке в стране было не мало (например, передача части островов Японии, изменении порядка выборов депутатов Государственной Думы, изменение порядка назначения глав субъектов Российской Федерации, монетизация льгот и т. д.) и при этом мнения народа посредствам референдума никто не спросил, все было решено политической элитой самостоятельно, в угоду их собственных интересов.

18. Качественные методы в социологии

Соц метод – способ построения и обосн социолог знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпир и теорет познания соц действительности. Выделяют количественные и качественные методы В самом общем виде качеств подход можно определить как такую методологию СИ, целью которой является изучение соц явлений и процессов прежде всего с точки зрения действующего индивида, интерпрет мир совместно с другими людьми, а также действ в нем в соотв со своими интерпретациями.

Особенности кач методов: не предполагают статист обработки, исследователь стремится взглянуть на мир глазами изучаемых людей; среди задач исследования не последнее место занимает описание изуч явлений; подход исследователя, как правило, отлич. открытостью и слабой структурированностью. К таким методам относят:

1. Кейс-стади (case study) - это эмп иссл-е, изуч уник объект в совок-ти его взаимосвязей: замкнутая общность, труднодоступная для изучения др методами: «дно» общества (преступные группировки, бомжи, нищие), соц элиты, религ секты. Длит «погружение» в поле иссл-я дает возм-ть всесторонне рассмотреть «случай» в единстве его взаимосвязей и динамике разв-я, понять групповые нормы и ценности, стр-ру ролей, систему властных отношений в процессе повседневного функц-я конкретного соц организма.

2. Этнографическое исслед., как пр, имеет описат хар-р и предст собой всесторонний анализ каждодневной коллективной практики опр общности с т зр ее культуры (нормы, традиции, ценности, язык, мифы), отличающейся по стилю и образцам поведения от основной массы насел-я. В наст время понимание этнограф исслед-я существенно расширилось и включает в себя изучение культ образцов и символов не только нац, но и любого соц сооб-ва. Цель - представить публике нормы и образцы поведения данной общности «глазами чужого», так, чтобы любому незнакомому с данной средой стали понятны «правила игры» и традиции, принятые в данной культуре.

3. Историческое исслед., или устная история (oral history) - это исследоват стратегия, исп метод интервью для получения устных свидетельств отн-но событий, в недавнем прошлом имевших истор значимость. Истор исследование может быть предпринято и в случаях, если отсут-ет достаточ инф об ист событии общенац масштаба. Источники инф - письменные мемуары, дневники, письма, и устные - интервью. Особ-ть дан напр-я – отн-е к информанту как очевидцу истор событий. Поэтому с т.зр. тактики важно, что иссл-ль изучает, прежде вс, воспомин-я индивида о событиях прошлого, рассм их как субъективное свидетельство о прошлом.. Необх дополнение - тщат анализ соц-ист контекста события по офиц документальным источникам.

4. История жизни или биографический метод - изучение индивид пути и жизн опыта на разных стадиях (детство взросление и старение). Одна из самых распростр тактик кач иссл-я. По объекту интереса: история жизни великого или выдающегося ч-ка, индивида, достигшего большого жизн успеха, или история жизни обычного человека. Осн метод получения инф - биогр интервью, или длит диалоговые беседы с ч-ком. Исп также разнообр докум источники: от школьного сочинения, написанного на конкурс, до мемуаров.

5. Групповая дискуссия, или метод фокус-групп. Позволяет выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни опред группами людей. Используется в прикладных маркетинговых исследованиях, при изучении покупательского спроса, реакций на рекламу, отношения к политическим деятелям и т.п. Фокус-группа – это по существу групповое полуструктурир и фокусированное интервью в форме, близкой к дискуссии. Включает ведущего, его помощника и от пяти до двенадцати участников. Первая фокус-группа - пилотажная. Фокус-группа должна состоять из незнакомых людей. Продолжительность проведения - в среднем около 2 часов. При выборе участников делают ставку либо на «компетентных» (имеют опыт взаимодействия с обсуждаемым объектом), либо на «заинтересованных» (проявляют заинтересованность в вопросе) людей. Для отсеивания неподходящих респондентов - фильтрующая анкета, разраб исследователем на основе критериев, обесп гомогенность групп.. Достоинств а: получение большого кол-ва новой информации, сконцентрированный вид этой информации, повышается уровень рефлексии респондентов. Недостатки: высокие требования к модератору, проблематичность раскрытия темы с большой глубиной. Метод принято считать эффективным для изучения реакций, установок, мотивов, потребностей определенной социальной общности.

К качественным методам относят также неформализованное (или полуфомализованное интервью) и, качественный (не контент-анализ) анализ документов, неформализованное наблюдение.( прямое наблюдение действий, высказываний, жестикуля­ции и иных форм межличностной коммуникации с расшифровкой их личностного и группового смысла).

19. Количественные методы в социологии

К этой группе методов эмпирических социологических исследований относят способы получения информации об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его количественные характеристики. Речь идет, прежде всего, о контент-анализе, наблюдении, социометрии, совокупности опросных методов, а также социологическом эксперименте. Последний занимает промежуточное положение между количественными и качественными методами.

Контент-анализ – анализ содержания коммуникации, предполагающий такую классификацию исследуемого содержания, которая позволяла бы выявить его основную структуру. Чаще всего применяется к анализу печатного или визуального материала, а также используется при обработке ответов на открытые вопросы, задаваемые при проведении опроса (в этносоциальном исследовании).

Основные операции контент-анализа были разработаны американскими социологами Лассуэлом и Берельсоном. Для перевода качественной информации в количественную выделяются два типа единиц: смысловые (качественные) единицы анализа и единицы счета (количественные). Основной единицей анализа может быть символ или понятие. Процедура подсчета при контент-анализе аналогична стандартным приемам классификации по выделенным группировкам. Мы выбираем ряд категорий, характеризующих исследуемые вопросы, затем классифицируем анализируемое содержание в соответствии с этими предзаданными категориями. Важно, чтобы категории были определены как можно четче, чтобы свести к минимуму смещение, возникающее в результате субъективных суждений исследователя (за это критикуют контент-анализ).

Опросные методы

Основное предназначение социологических опросов – получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации, если оно не доступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких ситуациях опрос может стать главным методом сбора информации, но обязательно дополняемым другими исследовательскими методиками. К сожалению, в отечественной социологии нередко встречаются попытки использовать опросы в качестве главного метода получения эмпирических данных тогда, когда изучаемое явление лучше изучать другими способами. Такие попытки объясняются тем, что начинающим исследователям опросные методы кажутся наиболее легкими и удобными, применимыми во всех случаях. Не стоит думать, что исследовательские возможность опросов безграничны. Данные, полученные опросными методами выражают субъективные мнения опрошенных (респондентов).. Наибольший исследовательский эффект опросы дают лишь в сочетании либо с контент-анализом, либо с наблюдением, либо с экспериментом, либо с другими методами.

Опросные методы весьма разнообразны. Наряду с общеизвестным анкетированием они выражаются в виде интервьюирования, почтовых, телефонных, прессовых, факсовых, экспертных и иных опросов. Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Любой опрос есть специфический акт коммуникации между интервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом (опрашиваемым).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: