Тема 3. Воспитание и школа в античном мире Средиземноморья

Самобытная культура со своей письменностью (от пиктографии к клинописи до слогового письма), возникшая в III–II тысячелетии до н.э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря. Центры и традиции обучения писцов при дворцах и храмах в Критомикенской (Эгейской) культуре. Образ воспитания в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссей» (архаическая культура). Культура городов-полисов и роль государства в организации школьного дела. Афинская и Спартанская системы образования. Философы Древней Греции (Пифагор, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель) о воспитании.

Воспитание и образование в эпоху эллинизма (III – I вв. до н.э.). Распространение греческого образования по Средиземноморью, в Причерноморье, на Кавказ, в Среднюю Азию и Индию. Изменения в мусическом и гимнастическом образовании, в эфетиях. Философские школы стоиков и эпикурейцев.

Воспитание и школа в Древнем Риме и его педагогические мыслители (Катон, Сториций, Цицерон, Плутарх, Квинтиклион).

Воспитание и обучение у ранних христиан. Библия как источник педагогических идей и практики. Типы школ в христианских общинах (школы катекуменов, кафедральные и епископальные школы). Идеологи раннего христианства (II – V вв. – Григорий Незнанский, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Блаженный Августин и др.) об особости христианского образования и необходимости учета образовательных традиций языческого Греко-римского мира.

Распространение Греко-римского образования на периферии Античного мира.

Тема 4. Воспитание и образование в эпоху Средневековья

Педагогическая мысль и образование на Ближнем Востоке (VII – XVII вв.). Организация и развитие разнообразных типов школ. Педагогические идеи Фараби, Бируни, Авиценны, Газали и др. Коран о воспитании и образовании. Воспитание и обучение в Средневековой Индии и Китае.

Школа и педагогика в странах Западной Европы раннего Средневековья. Роль религии, церкви, схоластики в развитии педагогической мысли. Возрождение как «Осень Средневековья». Воспитание и педагогические идеи в эпоху Возрождения и Реформации. Гуманизм как сущностная черта нового мировоззрения. Идеи гражданского воспитания. Педагогическая мысль Л. Альберти, В. да Фельтре, Т. Кампанеллы, Ф. Рабле, М. Монтеня, Э. Роттердамского, Т. Мора и др.

Педагогические теории Реформации: Ж. Кальвин, М. Лютер и др. Организация обучения и воспитания в протестантских, иезуитских школах. Развитие университетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: