Понятие «культура» как философская категория. Факторы, обуславливающие необходимость культурологической составляющей в подготовке учителя. Духовность как характеристика сознания и самосознания личности учителя. Интеллигентность как характерная черта культурного человека.
Общая культура как условие профессионализма педагога. Педагогическая культура. Взаимосвязь общей и педагогической культуры. Базовая культура учителя и её направления: экологическая, технологическая, правовая, политическая, коммуникативная, гносеологическая, методологическая, мировоззренческая, информационная, культура педагогического мышления, культура семейных отношений, культура педагогического общения.
Компоненты педагогической культуры: аксиологический, эфристический, личностный, технологический. Структура педагогической культуры по Т.Ф. Белоусовой и Е.В. Бондаревской. Уровни педагогической культуры. Условия становления педагогической культуры
Тема 4. Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога
|
|
ГОС ВПО (государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования): структура, образовательные блоки. Нормативные документы, регулирующие деятельность учителя. Квалификационная характеристика.
Понятие о профессиональной компетентности учителя. Структура профессиональной компетентности. Содержание теоретической готовности: аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные умения. Содержание практической готовности учителя: организаторские – мобилизационные, развивающие, ориентационные умения; коммуникативные – перцептивные, умения педагогического общения.
Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство.