Тема 6. Воспитание как социокультурный и педагогический процесс. Педагогическое сопровождение процессов социализации и самоопределения обучающихся

1. Сравните два определения воспитания. Чем они отличаются? А в чем их сходство? Какое из них вам ближе? Почему? Аргументируйте свой выбор.

а) Воспитание предстает перед нами как организованное воспитателем целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение в индивидуально-свободной форме культурных достижений человечества.

б) Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

2. Какой из подходов к социализации отражает гуманистическая концепция воспитания? Почему? Обоснуйте свою точку зрения. Попробуйте представить обе трактовки понятия социализация в виде схемы (рисунка).

А. Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

Б. Социализация есть, скорее, не «включение в заданное», а приобретение собственного опыта развития этого данного через его анализ и реконструкцию. Социализация есть, в конечном счете, способ самоорганизации ребенка и подростка в социальном бытии, в культурной жизни.

3. Социологи отмечают три главных обстоятельства, которые обусловливают трудности социализации в подростковом возрасте:

1) несовпадение высокого уровня притязаний и низкого социального статуса подростков, который определяется возрастом;

2) несовпадение стиля родительства (для родителей дети всегда остаются маленькими) и новых потенциальных возможностей повзрослевших детей;

3) противоречие между усиливающейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мышления сверстников.

Приведите конкретные примеры, характеризующие эти трудности социализации.

Какие еще трудности социализации вы можете назвать, используя свой жизненный опыт?

Какие противоречия выступают в качестве движущей силы воспитания?

4. Существуют различные мнения учителей относительно про­блемы воспитания в школе. Познакомитьтесь с ними. С каким из приведенных мнений о воспитании Вы солидарны и почему? Сформулируйте педагогическую проблему, которую ставит автор:

Первое. Школа заниматься воспитанием не должна. Долг школы - хорошее обучение, образование в традиционном смысле этого слова.

Второе. Школа заниматься воспитанием должна, но в со­временных условиях (неопределенность ценностей, слабое финан­сирование образования) это всерьез невозможно.

Третье. Школа заниматься воспитанием должна, и основная, опорная его форма - массовое прямое влияние через умное слово, концерты, проповеди, слушание музыки, театр, посещение выста­вок и т.п.

Четвертое. Школа воспитанием должна заниматься, преж­де всего, через организацию разнообразной совместной деятель­ности школьников.

Пятое. Воспитанием школа должна заниматься, причем его базовой линией должны быть организация группового общения, обучение общению школьников.

Шестое. Воспитание в школе должно быть, прежде всего, как общение педагога с отдельным школьником, помощь кон­кретному школьнику в его делах и проблемах.

Седьмое. Воспитание в школе должно происходить, в пер­вую очередь, на уроке, внутри процесса обучения».

Поляков С. Портреты на фоне классного руководства. Первое сентября. - 1998. - № 16. - С. 2.

5. Проанализируйте следующую ситуацию. Можно ли согласиться с таким утверждением учителя? Проанализируйте воспитательные возможности такого урока:

В одной из школ проходил семинар заместителей директоров школ. Группа педагогов посетила уроки физического воспитания в спортзале. При обсуждении этих уроков один из присутствующих увидел недостатки в работе учителя в следующем:

– Вы не обеспечиваете в полной мере целостного подхода к учебно-воспитательному процессу. Это видно из уроков. Вы заботитесь в основном о выполнении упражнений, о соблюдении техники безопасности. А ведь необходимо в комплексе решать воспитательные и учебные задачи. В спортивном зале как-то неуютно, полы грязные, ученики одеты кто как. Везде в беспорядке набросаны мячи, обручи... Спортзал не проветривается как следует, свет тоже тусклый...

– Что касается света и чистоты – это я понимаю,– оправдывался учитель.– Никак не приобретем форму. Но все это не имеет, как мне кажется, отношения к физическому воспитанию. У нас есть учителя музыки, литературы, истории. Вот пусть они и занимаются эстетикой. А моя задача – научить ребят, как правильно бегать и прыгать.

6. Прочитайте то, что писал о воспитанных людях А.П. Чехов. Какие характеристики для вас являются определяющими? Что Вы могли бы добавить?

«Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…

2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…

3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4. Они чистосердечны и боятся лжи как огня.

5. Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь…

6. Они не суетны…

7. Если они имеют в себе талант, то уважают его.

8. Они воспитывают в себе эстетику.»

7. К. Д. Ушинский в юности наметил для себя следующие правила. Внимательно их прочитайте и попробуйте объяснить, что, на ваш взгляд, вкладывал педагог в эти формулировки:

1) Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.

2) Прямота в словах и поступках.

3) Обдуманность действия.

4) Решительность.

5) Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6) Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочется, а не то, что случится.

7) Издерживаться только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживаться.

8) Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.

9) Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

10) Никому не показывать этого журнала.

Попробуйте «реконструировать» психологический портрет молодого К. Д. Ушинского, исходя из выдвинутых им правил.

8. Приведите примеры, раскрывающие следующие закономерности воспитания:

– эффективность воспитания обусловлена активностью воспитанника, включенностью его в самовоспитание;

– воспитание обусловлено культурой общества.

9. Объясните, почему противоречие между реальными возможностями воспитанника и требованиями, предъявляемыми к нему обществом, родителями, школой, является движущей силой воспитания.

10. Прокомментируйте высказывания Э. Эриксона. Согласны ли вы с его позицией?

Подросток созревает физиологически и психически, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях подростка занимает его интерес к мыслям других людей. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества. Подросток – это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.

11.Социальная адаптация – это зло или благо для человека? Сформулируйте свою позицию, используя следующую информацию.

Общество ставит перед человеком социальную адаптацию как цель идеологически оправданную, освященную, как смысл жизни человека (служение классу, церкви и т. д.), а отдельный человек, даже если он не разделяет или не полностью разделяет эту идеологию, ставит перед собой ту же цель как цель реалистическую, оправданную прагматическими интересами, иначе говоря, как цель социального выживания и, по возможности, преуспевания.

Милитарев В. Ю. и др. Мифы педагогического сознания // Культура и традиции образования: Ежегодник.– М., 1993.– С. 74–75.

12. К традиционным источникам авторитарно-подавляющего поведения педагогов относятся:

– иерархическая организация большинства государственных и общественных структур;

– собственный опыт воспитателя, в процессе которого от родителей и педагогов посредством имитации был усвоен определенный репертуар авторитарных поведенческих актов;

– кратковременный успех при использовании авторитарно-подавляющих средств в педагогическом процессе;

– попытки компенсации чувства неполноценности и неуверенности педагога;

– охотное подчинение некоторых учащихся из страха перед учителем;

– существующие предрассудки о более высокой успеваемости учащихся у педагогов с авторитарным стилем поведения;

– ожидания авторитарного ролевого поведения педагога со стороны коллег, школьной администрации, родителей;

– естественное превосходство педагога над учащимися в «знаниях, опыте, физической силе».

Левитан К. М. Основы педагогической деонтологии.– М., 1994.– С. 72.

Как вы думаете, в чем причины «живучести» авторитарной модели воспитания?

13. Как можно преодолеть в воспитании иерархичность, несимметричность общения ребенка и взрослого?

Общение в группе равных (прежде всего – сверстников) дает детям то, чего в принципе не может дать общение со взрослыми – иерархическое, несимметричное (снизу вверх), во многом неравноправное,– критичность к мнениям, словам и поступкам людей. А за этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, а главное – иметь собственную точку зрения, отличать ее от чужой, уметь ее отстаивать.

…Мы привыкли считать, что дети, общаясь с детьми, ребячатся, дурачатся, ведут себя несерьезно. А оказывается, что, ребячась, они обретают большую самостоятельность и независимость, чем в «серьезном» общении со взрослыми.

Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе?– М., 1985.– С. 27.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: