Тема 8. Методы, средства, формы воспитания

1. Проанализируйте педагогическую ситуацию. Что помогло классному руководителю выявить воришку? Почему Г. В. применил такой прием возвращения украденной вещи? Будет ли это способствовать формированию у ребят честности и предостерегать их от воровства? А может быть, было бы лучше сразу назвать Толю Л. и развернуть вокруг этого случая «процесс»?

Ученица 6 класса Вера Т. пришла в школу и показывала ребятам набор разноцветных фломастеров, которые ей подарил старший брат, студент. Но после третьего урока обнаружилось, что фломастеры пропали. Вера со слезами побежала к классному руководителю Г. В. Г. В. спокойно зашел в класс, снял очки и внимательно посмотрел на всех учеников, задерживая внимание на каждом из них.

И вдруг весело обратился к классу:

- Ребята, а ведь никто и не воровал у Верочки фломастеры. Здесь я вижу просто шутку. Считаю до тридцати. Внимательно смотрите на доску.

И Г. В. ходил по классу, как фокусник, размахивал руками и медленно считал до 30. При этом не забывал приговаривать: «Смотрите на доску». Когда учитель обошел весь класс, закончил счет и возвратился к доске, ребята увидели в его руке злополучные фломастеры. Он вручил их с подчеркнутой торжественностью Вере. Ребята широко открытыми глазами смотрели на учителя и вдруг зааплодировали, как иллюзионисту в цирке.

- А как вы? Как, Геннадий Васильевич? Где?

- Ловкость рук, ребята,— пошутил Г. В.— А теперь на перерыв. Отдыхать.

Ученики с веселым настроением побежали на перемену. Только тихоня Толя Л. с покрасневшим лицом несколько задержался, но и он побрел за товарищами, посматривая на учителя. Однако этого ребята не заметили.

2. Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения применения методов воспитания:

В 5 классе пришел новый учитель русского языка и литературы — А.П. Он внимательно присматривался к ученикам. Бросилось в глаза, что ученица Нина Г. чувствует себя как-то неуверенно. На уроках отвечает боязливо, сбивчиво. Дети посмеиваются над ней.

Нина Г. имела слабое зрение, еле вытягивала на тройку. Однажды она хорошо выучила стихотворение, и учитель поставил ей пятерку да еще похвалил. Ученики как-то настороженно загудели.

Учитель, поинтересовавшись прошлым Нины Г., узнал, что ей учиться трудно. В этот коллектив она пришла только в прошлом году. Ее уличили в мелком воровстве в начале прошлого учебного года. В свой коллектив «не принимали».

А.П. не упускал случая отметить любое достижение ученицы. Нина Г. прилагала много усилий, чтобы хорошо учить материал по языку и литературе. Учитель замечал это и обращал внимание других учеников. Постепенно начал укрепляться авторитет Нины в коллективе. Ее «приняли» к себе. Уже вместе играли, помогали ей в учебе.

3. Попробуйте «перевести» данный текст на «педагогический язык». Кратко запишите основную идею текста.

…К дяде Коле приходил штабс-капитан Иванов – чистенький, белокурый, с тщательно заостренной светлой бородкой и тонким голосом. Я был благодарен Иванову за то, что он отучил меня от привычки стесняться простых вещей. Как-то я встретил Иванова на базаре. Он покупал картошку и капусту.

– Помоги мне дотащить все это до извозчика,– попросил он меня.– Мой Петр (Петр был денщиком Иванова) захворал, приходится все делать самому.

Когда я тащил вместе с ним к извозчику тяжелую кошелку с капустой, нам встретилась молоденькая учительница немецкого языка из брянской гимназии. В ответ на мой поклон она фыркнула и отвернулась. Я покраснел.

– Напрасно смущаетесь,– сказал Иванов.– Вы же не делаете ничего дурного. Чтобы избавиться от насмешливых взглядов, у меня есть верный способ – смотреть людям прямо в глаза. Очень хорошо действует.

Мы сели на извозчика, заваленного овощами, и поехали по главной, Болховской улице. Нам встречалось много знакомых. …Завидев нас, знакомые усмехались, но Иванов прямо смотрел им в глаза. Под этим взглядом они смущались, переставали усмехаться и в конце концов даже приветливо нам кивали. <…>

Когда извозчик подымался на гору к дому Иванова, капуста рассыпалась. Кочаны, подпрыгивая и перегоняя друг друга, покатились по мостовой. Засвистели мальчишки. Извозчик остановился. Мы слезли и начали подбирать кочаны.

Я был, должно быть, совершенно красный от стыда, потому что Иванов, взглянув на меня, предложил:

– Давайте я подберу сам. А вы уж идите лучше домой.

Если раньше мне было стыдно подбирать кочаны на глазах у прохожих, то после этих слов я покраснел до слез от стыда за себя. <…>

Я был уверен, судя по хитрым глазам Иванова, что он рассыпал капусту нарочно. С этого времени я начал даже бравировать своими новыми привычками.

Паустовский К. Г. Далекие годы // Паустовский К. Г. Собр. соч.: В 8 т.– Т. 4.– М., 1968.– С. 148–149.

4. Проанализируйте педагогическую ситуацию. Какой (какие) метод воспитания надо выбрать учителю в этих условиях?

Учитель вспоминает:

У меня произошло ЧП на уроке в шестом «А» классе. В учебнике есть упражнение по развитию речи с заданием описать внешность знакомого человека. Еще когда ребята писали, я обратил внимание на какой-то ажиотаж вокруг Аристова. Смешки, переглядки. Особого значения этому не придал. Это упражнение уже выполнял другой шестой класс, и почти все писали друг о друге — повеселились.

С шестым «А» я дружу. Это мой любимый класс. Са­мый умный, самый бойкий. Кому же, как не им, на таком упражнении веселиться.

Наконец написали. Объявляю, что две работы обсудим. Кричат: «Спросите Аристова». «Ну, давай, Толик, — гово­рю,— читай, публика требует».

Аристов, живой, черненький, кучерявый — цыганистого вида, весь как на шарнирах, встает, счастливо улыбается в предвкушении, очевидно, предстоящего эффекта, читает.

По мере того как он читает, я чувствую, как внутри у меня холодеет. Я знаю — это первый симптом накаты­вающего гнева. Аристов читает про меня. Он дает мой портрет. Но такой портрет... Одно ухо у меня с детства оттопырено. У Аристова звучит фраза: «Лопоухая дворня­га». Еще у меня небольшой шрам на правой брови. В че­тыре года я упал и ударился о выхлопную трубу стоявшей во дворе машины. Мама рассказывала, как меня, с зали­тым кровью лицом... Впрочем, это не важно. Аристов лепит какую-то совершенно дурацкую историю. «Человек, которого я описываю, был бандитом. В смертельной схват­ке его волосатая рука тянулась к пистолету...» Вот такой бред. Класс, мальчики, в полном восторге. Еще худший бред: «откляченная спина», «слюнявые губы» — не буду повторять. Тогда я...

5. Под руководством преподавателя посмотрите видеофрагменты из художественных фильмов. При просмотре обращайте внимание на методы воспитания, используемые педагогами. Во всех ли случаях выбранный арсенал средств и методов воспитания адекватен ситуации? Как бы Вы поступили на месте педагога?

6. Ознакомьтесь с перечнем видов поощрений и наказаний. Что Вы можете в него дополнить? Какие из перечисленных видов поощрений и наказаний чаще всего используют в своей деятельности учителя современной школы? С чем это связано?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: