Дидактические характеристики Темы 4

Понятие основной тенденции и динамики развития социально-экономических явлений.

Основные принципы построения моделей тенденции.

Статистические модели тенденции. Графический метод и метод укрупнения интервалов как методы выявления тенденции временного ряда. Метод скользящих средних. Метод аналитического выравнивания на основе кривых роста. Проверка гипотезы о существовании тренда.

Статистические модели тенденции среднего уровня, дисперсии, автокорреляции.

Методы выявления тенденции в целом во временном ряду: кумулятивный критерий, фазочастотный критерий знаков разностей Валлиса и Мура.

Методы выявления тенденции по видам: метод сравнения средних уровней временного ряда, метод Фостера-Стюарта.

Методы определения типа тенденции: критерий Кокса-Стюарта.

Кривые роста: характеристика основных моделей, методы выбора наилучшей кривой роста, оценивание параметров моделей.

Абсолютные и относительные показатели временных рядов и выбор формы тренда. Метод разностного исчисления в анализе тенденции временных рядов и выборе формы тренда.

Дисперсионный метод анализа. Критерий серий, основанный на медиане выборки. Кумулятивный Т-критерий.

Критерии адекватности и значимости моделей тренда.

Изучив данную тему, студент должен:

Знать:

· основные понятия и определения темы;

· сущность и назначение основной тенденции временного ряда при построении прогноза;

· классификацию и содержание основных составляющих тенденции временного ряда;

· сущность, возможности применения, содержание основных гипотез, алгоритм расчета и интерпретацию основных гипотез метода сравнения средних уровней временного ряда;

· сущность, возможности применения, содержание основных гипотез, алгоритм расчета и интерпретацию основных гипотез метода Фостера-Стюарта;

· сущность, возможности применения, содержание основной гипотезы, алгоритм расчета и интерпретацию основной гипотезы кумулятивного Т-критерия;

· сущность, возможности применения, cодержание основной гипотезы, алгоритм расчета и интерпретацию основной гипотезы фазочастотного критерия знаков разностей Валлиса и Мура;

· сущность, возможности применения, содержание основной гипотезы, алгоритм расчета и интерпретацию выходных характеристик метода Кокса-Стюарта;

· алгоритм расчета различных модификаций метода скользящих средних и анализ основной тенденции на его основе;

· алгоритм расчета, интерпретацию и возможности применения метода аналитического выравнивания в анализе основного направления развития социально-экономических явлений;

· сущность и алгоритм реализации гипотезы методом дисперсионного анализа;

· сущность и возможности применения критерия серий, основанного на медиане выборки, в анализе выбора формы трендовой модели.

Уметь применять вышеперечисленные методы в анализе наличия тенденции, выявления и характеристики видов и типов тенденции во временных рядах конкретных социально-экономических явлений и процессов с учетом их специфики.

Приобрести и развить навыки выявления, анализа и моделирования основной тенденции во временных рядах конкретных объектов исследования.

При изучении Темы 4 необходимо:

Читать:

· учебное пособие под ред Садовниковой Н.А. и Шмойловой Р.А., М.: МЭСИ, 2004. – РАЗДЕЛ II, п. 2.3;

· учебное пособие «Статистическое моделирование и прогнозирование» под ред. Королев Ю.Г., Рабинович П.М., Шмойлова Р.А. – М.: МЭСИ, 1985, стр. 52–59;

· Четыркин Е.М., Статистические методы прогнозирования. – М.: Статистика, 1977, стр. 17–23.

Выполнить задание практикума по курсу «Анализ временных рядов и прогнозирование».

Акцентировать внимание на следующих понятиях: тенденция, тренд, тенденция среднего уровня, тенденция дисперсии, автокорреляция, тенденция автокорреляции, основная гипотеза, критерии значимости.

Для выполнения заданий необходимо:

1. Определить наличие основной тенденции развития в исследуемом временном ряду;

2. Определить тип основной тенденции;

3. Определить вид тенденции;

4. Выявить основное направление тенденции;

5. Определить аналитическую форму выражения основной тенденции;

6. Обосновать модель тренда для описания тенденции;

7. Определить параметры выбранной модели;

8. Проверить правильность и значимость выбранного уравнения тренда.

Необходимо подробно ознакомиться с заданием практикума по курсу «Анализ временных рядов и прогнозирование» и выполнить задание в соответствии с изложенными в них последовательностями.

Для самооценки темы 4

Необходимо выполнить следующее задание: по данным любого статистического ежегодника или данных, отобранных в теме 1 данного руководства проанализировать одномерный ряд динамики на предмет наличия, вида и типа тенденции в последовательности, изложенной в задании практикума по курсу «Анализ временных рядов и прогнозирование».

Ответить на вопросы 13, 14, 15, 16, 20 вопросов для самопроверки.

План семинарских и практических занятий по теме 4

Занятие 1. Выявление тенденции во временном ряду. Кумулятивный Т- критерий, Критерий знаков разностей Валлиса и Мура.

Занятие 2, 3. Анализ типа тенденции временных рядов. Метод скользящих средних (четночленных, нечетночленных, простых и взвешенных). Критерий Кокса-Стюарта.

Занятие 4. Анализ тенденции временных рядов по видам. Метод сравнения Средних уровней временного ряда. Метод Фостера-Стюарта.

Занятие 5. Аналитическое выравнивание как метод описания основной Тенденции временных рядов.

Занятие 6. Методы и критерии выбора формы тренда.

Занятие 7. Аудиторная контрольная работа по теме «Моделирование основной тенденции временного ряда».

Выполнить задание практикума по курсу «Анализ временных рядов и прогнозирование».


Тема 5. Моделирование случайной компоненты
временного ряда

Цель изучения: рассмотреть методику статистического анализа и моделирования случайной компоненты временного ряда и определить ее роль при построении моделей динамики и прогнозирования.

Дидактические характеристики Темы 5:

Понятие случайной компоненты и основные этапы ее анализа.

Автокорреляция и методы ее устранения. Модели авторегрессии, скользящего среднего и модели с распределенными запаздываниями.

Применение обобщенного метода наименьших квадратов и авторегрессионных преобразований.

Спектральный анализ.

Изучив данную тему, студент должен:

Знать:

· основные понятия и определения темы;

· сущность, возможности применения и алгоритм реализации метода выявления автокорреляции в уровнях временного ряда;

· сущность, возможности применения и алгоритм реализации метода выявления автокорреляции в остатках временного ряда;

· сущность, предпосылки применения и алгоритм построения моделей авторегрессионных преобразований методом последовательных или конечных разностей;

· сущность, предпосылки применения и алгоритм построения моделей авторегрессионных преобразований методом Фриша-Воу;

· сущность, предпосылки применения и алгоритм построения моделей авторегрессионных преобразований по отклонениям эмпирических значений признака от теоретических, полученных по модели тренда;

· сущность, возможности применения и алгоритм расчета критерия серий, основанного на медиане выборки;

· сущность, возможности применения и алгоритм реализации критерия минимумов и максимумов;

· сущность, возможности применения и алгоритм реализации критерия восходящих и нисходящих серий;

· сущность и условия применения методов проверки случайности распределения случайной компоненты;

· сущность и условия применения методов проверки подчиненности или близости нормальному закону распределения распределение случайной компоненты.

Уметь применять вышеперечисленные методы в анализе конкретных социально-экономических явлений и процессов с учетом их особенностей развития и предпосылок реализации методов.

Приобрести навыки практического применения методики анализа случайной компоненты при решении практических задач разных уровней.

При изучении Темы 5 необходимо:

Читать:

· учебное пособие под ред Садовниковой Н.А. и Шмойловой Р.А., М.: МЭСИ, 2007. – РАЗДЕЛ II, п. 2.5;

· учебное пособие «Статистическое моделирование и прогнозирование» под ред. Гранберга А.Г. – М.: Финансы и статистика, 1990, стр. 181–184;

· учебное пособие «Статистическое моделирование и прогнозирование» под ред. Королева Ю.Г., Рабиновича П.М., Шмойловой Р.А. – М.: МЭСИ, 1985, стр. 77–78.

Выполнить задание практикума по курсу «Анализ временных рядов и прогнозирование».

Акцентировать внимание на следующих понятиях: случайнаякомпонента, автокорреляция, тенденция автокорреляции, связный временной ряд, временной лаг, модель авторегрессионных преобразований, нормальный закон распределения, асимметрия, эксцесс, стационарный случайный процесс.

Для выполнения заданий необходимо:

1. Уяснить смысловое значение поставленной темы изучения.

2. Определить отклонения эмпирических от теоретических значений признака.

3. Определить наличие случайной компоненты во временном ряду.

4. Проверить гипотезу о нормальности распределения случайной компоненты различными методами.

5. Проверить гипотезу о стационарности случайной компоненты.

Для самооценки Темы 5

Необходимо выполнить задание практикума по курсу «Анализ временных рядов и прогнозирование» по данным, рассмотренным в теме 1 данного руководства, либо по данным любого статистического ежегодника.

Ответить на вопросы 17, 18 вопросов для самопроверки.

План семинарских и практических занятий по теме 5

Занятие 1,2. Методы выявления и анализа случайной компоненты. Решение задач с применением критерия серий, критерия минимумов и максимумов, критерия восходящих и нисходящих серий.

Занятие 2. Статистический анализ нормальности распределения случайной компоненты: этапы, алгоритм и интерпретация результатов на конкретных примерах.

Занятие 3,4. Рассмотрение проблем автокорреляции и методов ее выявления.

Занятие 4,5. Разработка и апробация методики построения моделей авторегрессионных преобразований различными методами. Оценка преимуществ и недостатков каждого из них.

Занятие 6. Аудиторная контрольная работа по теме «Моделирование случайной компоненты временного ряда».

Выполнение задания практикума по курсу «Анализ временных рядов и прогнозирование».

Тема 6. Моделирование периодической
компоненты временного ряда

Цель изучения: рассмотрение комплексной методики анализа и моделирования периодической компоненты как одной из составляющих компонент уровней временного ряда.

Дидактические характеристики Темы 6:

Понятие периодической компоненты временного ряда. Классификация моделей временных рядов с периодическими колебаниями. Методы выявления периодической составляющей во временных рядах. Дисперсионный метод анализа.

Фильтрация периодической компоненты. Фильтрация сезонной компоненты. Итеративные методы фильтрации периодической компоненты: метод Четверикова, метод Ферстера, метод Шискина-Эйзенпресса.

Аналитическое выравнивание периодической составляющей. Методы анализа сезонной волны. Статистические модели сезонной волны. Гармоники Фурье. Спектральный анализ временных рядов.

Изучив данную тему, студент должен:

Знать:

· определение и сущность периодической компоненты;

· классификацию моделей периодических колебаний;

· критерий минимумов и максимумов;

· дисперсионный метод анализа;

· метод Четверикова;

· метод Ферстера;

· метод Шискина-Эйзенпресса;

· метод аналитического выравнивания;

· гармонический метод анализа;

· метод спектрального анализа временных рядов.

Уметь применять в практических исследованиях вышеперечисленные методы выявления и анализа периодической компоненты с учетом специфики предложенных методов и особенностей изучения и поведения объекта исследования.

Приобрести навыки практического использования рассмотренной в данной теме методологии анализа периодической и сезонной компонент.

При изучении Темы 6 необходимо:

Читать:

· учебное пособие под ред Садовниковой Н.А. и Шмойловой Р.А., М.: МЭСИ, 2007. – РАЗДЕЛ II, п. 2.6;

· учебное пособие «Статистическое изучение сезонности в сельском хозяйстве» под ред. Литвиновой Л.В., Шмойловой Р.А. – М.: МЭСИ, 1989, стр. 36–65;

· учебное пособие «Статистическое моделирование и прогнозирование» под ред. Гранберга А.Г. – М.: Финансы и статистика, 1980, стр. 108–114;

· учебник «Теория статистики» под ред. Шмойловой Р.А. – М.: Финансы и статистика, 2008, стр. 375–389.

Выполнить задание практикума по курсу «Анализ временных рядов и прогнозирование».

Акцентировать внимание на следующих понятиях: сезонная компонента, периодическая компонента, сезонная волна, гармоники Фурье, спектральный анализ.


Для выполнения заданий необходимо:

1. Изобразить графически исходные данные.

2. Проверить исходный временной ряд на наличие тенденции.

3. Выбрать и обосновать модель тренда.

4. Определить абсолютные отклонения эмпирических значений уровней временного ряда от теоретических, полученных по тренду.

5. Проверить временной ряд на наличие сезонной компоненты.

6. Определить связь между трендом и сезонными колебаниями.

7. Проверить остатки на наличие автокорреляции.

8. Построить модель сезонной волны по отклонениям.

9. Определить порядок гармоники Фурье и определить ее параметры.

Задание выполнить в соответствии с условиями задания практикума по курсу «Анализ временных рядов и прогнозирование» и в аналогичной последовательности.

Для самооценки Темы 6

Необходимо выполнить по условиям задания практикума по курсу «Анализ временных рядов и прогнозирование», по данным, изложенным в статистических ежегодниках и периодической печати в соответствии с последовательностью выполнения задания к теме.

План семинарских и практических занятий по Теме 6

1. Рассмотрение сущности перечисленных в дидактических характеристиках методов анализа периодической компоненты.

2. Сравнительный анализ методов выявления периодической компоненты.

3. Рассмотрение алгоритма реализации и интерпретации выходных характеристик критерия минимумов и максимумов и дисперсионного метода анализа как методов выявления периодической составляющей.

4. Рассмотрение сущности, алгоритма реализации и интерпретации основных характеристик итеративных методов фильтрации периодической компоненты.

5. Анализ динамики сезонной волны.

6. Построение моделей гармоник Фурье и выбор наилучшей.

7. Выполнение задания практикума по курсу «Анализ временных рядов и прогнозирование».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: